проект Русские народные традиции
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
« Русские народные традиции »
Актуальность
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народных традиций. Через близкое и родное творчество, традиции своих земляков детям легче понять другой народ, получить первоначальное патриотическое воспитание.
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, традиции, культуру как свои собственные.
Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
- Цель проекта: Дать детям представление о русских традиционных праздниках и обрядах, содействовать интересу детей к народному творчеству и фольклору, расширить словарный запас детей, используя в речи вежливые слова, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Задачи проекта:
- Познакомить с русскими народными обрядовыми праздниками и народными играми.
- Познакомить детей с малыми формами фольклора: потешками, загадками, сказками, колыбельными.
- Познакомить детей с народными игрушками, музыкальными инструментами и традиционными промыслами.
- Воспитывать уважение к труду взрослых.
- Создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса, а также для развития познавательной активности и любознательности у детей.
- Привлечь родителей к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.
Ожидаемые результат:
- дети знают 2-3 потешки, сказки, загадки,
- называют 2-3 героев сказок,
- называют предметы быта русского народа,
- дети знают правила 2-3 русских народных игр,
- дети знают названия обрядовых праздников Масленица, Пасха,
- при помощи родителей мини-музей обогащён экспонатами..
Характеристики проекта:
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Продолжительность проекта : 10 недель, среднесрочный
По количеству участников – Групповой
Программа реализации педагогического проекта:
- Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта.
- Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
- Изучение традиций народного семейного воспитания.
- Разработка плана работы с детьми.
Основные формы работы с детьми:
- Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала.
- Хороводные игры, игры-забавы, подвижные игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры.
- Знакомство с литературой и народным творчеством, чтение.
- Просмотр презентаций.
- Рисование, лепка, аппликация
- Театрализация сказок
Система работы с родителями:
- Привлечение родителей к созданию мини-музея «Русская изба»
- Проведение совместных выставок «Народные игрушки своими руками», «Аленкин огород»
- Консультации для родителей: «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Воспитание через приобщение к народной культуре»
- Проведение досугов для детей с участием родителей «Масленица», «Путешествие в сказку»
- Составление картотеки русских народных сказок и потешек .
Тематическое планирование:
Даты | Тема недели по основному планированию | Тема Проекта | НОД и СОД | Образовательные области |
29.01-02.02 | Я расту здоровым | Потешка и колыбельная – для чего нужны? Почему важны? Цель: Вызвать интерес к потешке и колыбельной . Дать представление о том, что такое потешка, что такое колыбельная, ответить вместе с детьми на вопрос - для чего люди их придумали? | Беседа на тему «Потешка и колыбельная – для чего нужны? Почему важны?» Разучивание потешек: «Водичка-водичка», «Что такое чистым быть?», Беседа «Вежливые слова» Чтение и пропевание колыбельной «Баю-баюшки, баю» П/ и « Мыши водят хоровод» | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
05.02-09.02 | Наш старый добрый друг Корней | Сказка двери отвори и всех нас к себе впусти Цель: Создать условия для развития у детей интереса к слушанию сказок, к рассказыванию сказок, к театрализации сказок, учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы. | Беседа: Что такое русская народная сказка? Н/п игра «Сложи сказку», «Любимые сказки» Чтение и драматизация рн сказки «Теремок» Д/и «Доскажи словечко» Подв. игра «Зайка беленький сидит и ушами шевелит» | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
12.02-16.02 | Народная игрушка Масленица | Матрешка. Масленица- лакомка Цель: Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки, о народном искусстве, вызвать радость от встречи весны и интерес к празднику Масленицы, развивать диалогическую речь через устное народное творчество. | Разучивание заклички : «Весна, весна красная» и потешки «Кисонька-мурысонька» Пластилинография «У наших у матрешек разноцветные одежки». Цель: Формировать умение расписывать матрешку методом пластилинографии. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. Хороводные игры «Каравай» «Карусели» Дидактическая игра «Матрешка» Цель: учить разбирать и собирать матрешку Досуг для детей «Встреча Масленицы» | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
19.02-22.02 | Наши защитники | Национальный русский костюм Цель: дать представление о русской национальной женской (сарафан, рубаха, лента) и мужской (рубаха, пояс, штаны) одежде. | Рассматривание и беседа по картине «Три богатыря» Аппликация « Русский сарафан» Цель: закрепить название элемента женской национальной одежды - сарафана, воспитывать художественный вкус. Умывание с потешкой «Ай, лады, лады» Хороводная игра «У медведя во бору», Игра-забава «Идет коза рогатая» | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
26.02-02.03 | Посуда | Народные промыслы: Гжель, Хохлома. Самовар Цель: вызвать у детей интерес к народному творчеству- росписи, показать его разнообразие, познакомить с предметом русского быта-самоваром. | Чтение рн сказки «Три медведя», беседа по теме: «Русское гостеприимство» Рисование «Сказочная гжель» Цель: учить рисовать мотивами гжельской росписи, создавать выразительные узоры на поделке, закреплять знания о цвете. С/р игра «Посиделки у самовара» Просмотр презентации «Гжель», «Хохлома» Хороводная игра «Заинька», Подвижная игра «Стадо» | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
05.03-09.03 | Моя мамочка | Игрушки из глины: дымковская лошадка Цель: познакомить с видом русского народного творчества-лепка из глины, вызвать интерес к созданию игрушек своими руками | Рассказывание русской народной сказки «Козлята и волк», разучивание колыбельной «Уж ты, котя, коток..» Рисование « Разноцветные лошадки» Цель: познакомить детей с дымковской росписью; формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, развивать эстетическое восприятие Просмотр наглядных пособий по теме: «Игрушки из глины» Подвижная игра «Курочка-хохлатка», хороводная игра «Маша шла» | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
12.03-16.03 | Пришла весна Изменения в природе | Народные инструменты: балалайка, гусли. Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами: балалайка и гусли, проложить знакомство с такими инструментом как деревянные ложки, развивать слуховое восприятие, внимание и интерес к игре на музыкальных инструментах | Демонстрация народных инструментов: балалайка и гусли. Прослушивание муз. произведений «Калинка-малинка» (игра на балалайке) и «Валенки» (игра на гуслях) Дидактическая игра «Угадай по звуку» Драматизация сказки «Петушок, золотой гребешок» Хороводная игра «Кто у нас хороший?» | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
19.03-23.03 | Знакомство с театром | Русская изба Цель: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, скамейка, люлька, кочерга); | Беседа по теме: «Вежливые слова» Рассматривание макета «Русская печка» Лепка «Колодец» Цель: объяснить значение слова, познакомить с макетом колодца, учить делать колодец из пластилиновых колбасок. Прослушивание музыкального произведения «Колобок» Настольный театр «Репка» Цель: напомнить содержание сказки, вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем, способствовать активизации речи, учить выполнять действия, о которых говорится в сказке. Хороводная игра «Пузырь», | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
26.03-30.03 | Огород на подоконнике | Народные игры Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, приобщать детей к истокам русской народной культуры | Чтение сказки «Вершки и корешки» Разучивание пословиц и поговорок об овощах Театрализованная игра «Репка» Дидактическая игра «Угадай по вкусу» Знакомство с русскими народными играми «Салки», «Гуси-гуси » | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
02.04-08.04 | Мои любимые сказки | Пасха Цель: познакомить с церковным праздником Пасхой; уточнить, что яйцо- символ жизни. | Пересказ сказки «Козлята и волк» Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?» Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке» Лепка: «Колобок, румяный бок» Коллективная работа «Расписные яйца» Пальчиковый театр «Теремок» | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие |
Итоговое мероприятие – Путешествие в сказку
Образовательные области:
Познавательное развитие
Цель: Продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.
- Беседы с детьми на тему «Вежливые слова», «Что такое русская народная сказка», «Русское гостеприимство»
- Рассматривание иллюстраций и фотографий календарных праздников (День защитника Отечества, Международный женский день, День Космонавтики), а также церковных и обрядовых праздников (Пасха, Масленица).
- Рассматривание образцов росписей «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка»
- Просмотр презентаций на темы: «Русская Матрешка», «Дымковские игрушки», «Гжель», «Хохлома», «Русский национальный костюм», «Русские народные музыкальные инструменты и игрушки»
Социально-коммуникативное развитие
Цель: Поощрять участие детей в совместных играх, основанных на русских традициях. Развивать интерес к различным видам русских народных игр. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для театрализации русских народных сказок. Развивать умение имитировать характерные действия и настроение сказочных героев.
- Сюжетно-ролевые игры «В гости на блины», «У самовара», «Хозяюшка»
- Игры «Кот и мыши», «Гуси-гуси»
- Дидактические игры «Расскажи сказку по картинке», «Доскажи словечко», «Любимая сказка»
- Театрализация сказок «Репка», «Теремок», « Петушок, золотой гребешок»
Художественно-эстетическое развитие
Цель: формировать интерес к русскому народному творчеству, приобщить к народному искусству через продуктивную деятельность : лепку, рисование, аппликацию; создать условия для удовлетворения потребности детей к самовыражению.
- Прослушивание русских народных песенок «Валенки», «Калинка»
- Рисование «Сказочная гжель», «Разноцветные лошадки»,
- Лепка из пластилина «Колобок, румяный бок», «Колодец»
- Роспись пасхальных яиц
- Аппликация «Сарафан»
Физическое развитие
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу и выполнять действия в соответствии с текстом
- Игры-хороводы «Шла коза по лесу», «Каравай», «Вышел Ваня погулять», «Маша щла», «Заинька».
- Игры «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Курочка-хохлатка», «Стадо», «Зайка беленький сидит и ушами шевелит»
Речевое развитие
Цель: развивать монологическую и диалогическую речь детей через устное народное творчество, воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказок, потешек, колыбельных.
- Чтение русских народных сказок «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок» , «Курочка ряба», «Гуси-лебеди» и т.д.
- Чтение и заучивание потешек : «Ай, лады, лады», «Водичка-водичка», «Кисонька- мурысонька», «Сорока-ворона» , а также весенней заклички «Весна, весна красная»
Этапы проекта
1.Организационный.
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
- Взаимодействие с родителями: привлечение родителей к пополнению мини-музея «Русская изба», беседа «Как приобщить современного ребенка к русскому народному творчеству?», индивидуальные беседы на тему: «Семейные традиции», консультация «Воспитание через приобщение к народной культуре»; рекомендации посетить с детьми Этнографический музей, музей декоративно-прикладного творчества.
2. Планирование деятельности. ( см выше)
3. Заключительный.
Итоговое мероприятие «Путешествие в сказку»
Итоги проекта
4. Продукты проекта
Создание картотеки русских народных игр по возрасту
Организация в группе выставки- музея предметов русского народного быта.
Используемая литература:
-1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
4.Интернет ресурсы: http://www.maam.ru/, http://dohcolonoc.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Русские народные традиции «Сказание о князе Петре и княгине Февронии».
Забыты русские православные традиции. Только с 8 июля 2008 года наша страна отмечает День семьи, любви и верности, который стал поистине всенародным праздником и шагнул далеко за пределы России. Но де...
Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11179363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"480"}}]]МАСТЕР – КЛАСС по изготовлению «ДОМОВОГО».ЗАДАЧИ:1...
Презентация проекта "Русские народные традиции"
Дать детям представление о традициях проведения праздников на Руси. Познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении...
Проект «Русские народные традиции»
Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотруднич...
Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»
В статье говориться, что народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей.Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу....
Проект "Русские народные традиции"
Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к истокам русской народной культуры, воспитание духовности, патриотического сознания, создание условий дл...
Краткосрочный проект "Русские народные традиции и культура"
Краткосрочный проект "Русские народные традиции и культура"...