Проект «Русские народные традиции»
проект (подготовительная группа)
Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Русские народные традиции»
Разработала: воспитатель Курилова И.Н. МДОУ «Детский сад №22 «Лужок» с.Ждановка Краснокутского района Саратовской области
«Воспитание, лишенное народных корней - бессильно»
Р.К. Ушинский
Актуальность.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Русские народные традиции и культура».
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.
Паспорт проекта
Проблема: Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа. Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 6-7 лет о русских: истории, традиции, праздники и обычаи.
Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (6-7лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи:
1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
2. Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.
3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
Продолжительность проекта: краткосрочный ( 9 января-1 марта)
Руководитель проекта: Курилова И.Н
Участники проекта: дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта: творческий проект.
Гипотеза проекта:
Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа), при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.
Основные методы, приемы.
Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.
Методы и приемы:
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т.д.)
- словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
- практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
Метод трех вопросов:
Что знаем?
Русский народ.
Что хотим узнать?
Историю, культуру русского народа.
Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем спрашивать у взрослых.
Будем рассматривать фотографии, читать литературу.
Форма взаимодействия с родителями.
1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с историей, культурой, традиции и обычаи русского народа»;
2. Родительское собрание «Как рассказать детям о русских» показ презентации «Как зарождалась Русь».
3.Памятка для родителей «Как зарождалась Русь».
4. Лэпбук «Русские народные традиции».
5.Оформление папки-передвижки «Роль родителей в возрождении русских традиций»
6. Русские народные праздники: «Масленица»
Этапы работы над проектом
Этап | Основные направления реализации проекта (мероприятия) |
I этап | Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме. Приготовить наглядные и демонстрационные материалы. Информирование родителей о теме данного проекта. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Диагностика воспитанников |
II этап | Беседы по теме. Создание подборки стихов по теме; Экскурсия в библиотеку . Занятия познавательного цикла. Продуктивная деятельность. Создание папки-передвижки «Роль родителей в возрождении русских традиций» Оформление рекомендаций для родителей Акция «Помни русские народные праздники» |
III этап | Презентация. Лэпбук «Русские народные традиции» Праз Праздник «Масленица» |
Реализация проекта
Направления работы | Виды деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Просмотр электронной презентации: « Как зарождалась Русь», «История русского платка», «Городецкая роспись, «Дымковская игрушка»; Беседа :«Путешествие по русским народным сказкам ». Беседа :«Знакомство с народными игрушками» Экскурсия в библиотеку. Экскурсия в мини-музей : «Русская изба» Сюжетно-ролевые игры: «Семья» , «Я фотограф» |
Познавательное развитие | Дидактические игры: «Что спрятано в сундуке». «Чей костюм», «Укрась кокошник», «Составь узор», «Угадай роспись». Просмотр мультфильмов о русских традициях для детей "Дудочка и кувшинчик" Союзмультфильм, "Молодильные яблоки" Союзмультфильм. «Три мешка храбрости» Союзмультфильм. НОД «Русская народная игрушка (матрешка)» |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы: знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками); чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов». |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная деятельность: Декоративное рисование «Русский народный костюм.Рубаха». Аппликация «Матрешка» Пластилинография «Жостовские подносы» |
Физическое развитие | Физкультминутка «За землю русскую», «Каштаны» Русские народные игры Дыхательная гимнастика «Качели», «Бегемотик». Пальчиковая гимнастика. «Вышел дождик на прогулку», «Корзина с овощами», «Я перчатку одеваю», «У Матрешиной сестрицы», «Жил да был один налим». |
Музыкальный фольклор. | Русская народная музыка.Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров: Былины, Хороводные, Плясовые, Частушки, Игровые, Песни о природе и родном крае |
Предполагаемые итоги реализации проекта.
- Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.
- Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.
- Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
- Развивать познавательную активность ,понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.
- Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.
- Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей в образовательный процесс.
- Выставка работ (рисунки, аппликации, пластилинография).
Список литературы
- Под редакцией Т.С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
- Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
- Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О.И. Конькова, Л.С. Лавреньтьева, Л.А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочноиформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
- «Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
- «Природа России» Москва РОСМЭН 2016,
- Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Русские народные традиции «Сказание о князе Петре и княгине Февронии».
Забыты русские православные традиции. Только с 8 июля 2008 года наша страна отмечает День семьи, любви и верности, который стал поистине всенародным праздником и шагнул далеко за пределы России. Но де...
Методическая разработка "Мастер-класс по изготовлению ДОМОВОГО". Проект "Русские народные традиции. Обереги."
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11179363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"480"}}]]МАСТЕР – КЛАСС по изготовлению «ДОМОВОГО».ЗАДАЧИ:1...
Презентация проекта "Русские народные традиции"
Дать детям представление о традициях проведения праздников на Руси. Познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении...
Активизация познавательного интереса дошкольников к народной игрушке в процессе реализации проекта «Русские народные традиции»
В статье говориться, что народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей.Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу....
Проект "Русские народные традиции"
Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к истокам русской народной культуры, воспитание духовности, патриотического сознания, создание условий дл...
Краткосрочный проект "Русские народные традиции и культура"
Краткосрочный проект "Русские народные традиции и культура"...
проект Русские народные традиции
проект Русские народные традиции...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Прекрасный проект!
Прекрасный проект!
Педагог вложил много сил, традиции русского народа всегда будут актуальны.
Желаю больших высот и творческих идей!