Картотека физкультминуток
картотека

Картотека физкультминуток

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fizminutok.docx359.76 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Физкультминутка — обязательный элемент, который включается в середину занятия или ранее при возникновении признаков переутомления у детей.

Цель физкультминутки — в обеспечении кратковременного отдыха и стабилизации работоспособности воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия.

Задачи физкультминуток

  • Удовлетворение потребности детей в частой двигательной активности,
  • улучшение кровообращения, насыщения тканей и органов кислородом,
  • развитие внимания и памяти: слуховой, зрительной, сенсорной,
  • развитие крупной моторики и координации движений,
  • восстановление рабочей атмосферы и положительного эмоционального фона.

Приёмы проведения

Поскольку внимание детей 1,5–2 лет непроизвольное, любой вид деятельности организуется воспитателем в яркой, привлекательной форме. Малыши будут заниматься тем, что им интересно. Поэтому для воспитанников первой и второй младшей группы не рекомендуется проводить физкультминутки под простой счёт с указанием движений. Проводя активную паузу с малышами, воспитатель использует следующие приёмы:

  • наглядность:
  • воспитатель является участником физкультминутки, позывает движения;
  • использование картинок, презентаций, где изображён порядок действий (для малышей используются изображения мультипликационных и сказочных героев);
  • занимательность:
  • проведение физкультминутки в игровой форме,
  • использование весёлых стихотворений, потешек;
  • музыкальность: приветствуется проведение физкультминуток с музыкальным (аудиозапись) или песенным (исполняет воспитатель) сопровождением;
  • разнородные упражнения:
  • на развитие общей моторики (ходьба, прыжки, наклоны, махи),
  • на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры),
  • дыхательные упражнения,
  • элементы самомассажа.

По содержанию и способу проведения в младших группах физкультминутки группируются по видам:

  • Оздоровительно-гигиенические. Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях. В качестве сопровождения используются также песенки (музыкальные физкультминутки Железновой).

Зайчик серенький сидит — (Дети сидят на корточках.)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так! — (Шевелят ладонями над головой, как ушками.)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. — (Хлопают в ладоши.)Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок. — (Подскоки на месте или хаотично по комнате.)

  • Подражательные. Дети имитируют движения живых и неживых объектов:
  • животных: мышка крадётся, котик выгибает спинку,
  • птиц: воробьишки скачут, цыплята клюют зёрнышки,
  • насекомых: бабочка летает, кузнечик прыгает,
  • человека: работа строительными инструментами, чистка зубов, приготовление пищи,
  • растений: деревья качают ветвями, бутон распускается,
  • транспорта: вращаются колёса поезда, самолёт выполняет вираж.

Утром бабочка проснулась, — (Из положения сгруппировавшись на корточках сесть на колени, выпрямить спинку.)
Улыбнулась, потянулась, — (Потянуть руки вверх и в стороны.)
Раз — росой она умылась, — (Имитация умывания.)
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела. — (Имитация полёта бабочки.)

  • Танцевальные. Выполняются под русские народные или детские песенки. Воспитанники первой и второй младших групп импровизируют во время танцевальной физкультминутки — двигаются кто как умеет и хочет.

Музыкальное сопровождения для физкультминуток подбирается мажорное, ритмичное. Для танцевальной паузы в младшей группе подойдут песенки «Вместе весело шагать», «В траве сидел кузнечик», «В каждом маленьком ребёнке», «Танец маленьких утят», «Калинка», «По малинку в сад пойдём», «Валенки», «Если дождик идёт не значит…», «Если утром дети умываются» и др.

Среди методических рекомендаций для воспитателя первой младшей группы выделяются следующие положения к организации физкультминуток:

  • Задание должно быть понятно детям.
  • Желательно, чтобы содержание физкультминутки согласовывалось с темой занятия.
  • Незнакомый текст (песенку) для физкультминутки воспитатель предварительно разбирает с ребятами, показывает картинки по содержанию.
  • Дети 1,5–3 лет любят повторять — для них это способ обучения. Повторение время от времени знакомых физкультминуток на занятиях вызывает положительные эмоции: дети испытывают радость узнавания, пробуют подпевать, выполнять движения без постоянной оглядки на воспитателя.
  • Воспитатель демонстрирует увлечённость процессом: выразительно и задорно произносит стихотворный текст, поёт, танцует вместе с ребятами, при этом хвалит группу за инициативность и старание.
  • Если ребёнок отказывается выполнять задания физкультминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа воспитателю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).

КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы              Потягивания — руки в стороны.

Небывалой красоты. 

К солнцу тянутся цветы.         Потягивания — руки вверх.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,                  Дети машут руками, изображая ветер.

Только это не беда. 

Наклоняются цветочки,         Наклоны.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают.            Принять положение правильной осанки.

Матрешки

Мы веселые матрешки            Руки на пояс раскачиваться в стороны.

Чудо – куклы, неваляшки       Продолжать раскачиваться.

Мы танцуем и поем,               Приседание.

Очень весело живем.              Прыжки на месте.

Ванька-встанька

Ванька-встанька,                          Прыжки на месте.

Приседай-ка.                                Приседания.

Непослушный ты какой!             Хлопки в ладоши.

Нам не справиться с тобой!

Кукла

Поднимает кукла руки,          Поднимать и опускать руки вверх.

Вверх-вниз, вверх-вниз! 

А потом она танцует,             Повороты вокруг себя.

Покружись, покружись!

После танца всем ребятам         Наклоны вперед.

Поклонись, поклонись!

Кузнечик

Я гуляю по дорожке,                          Шаги на месте.

А кузнечик скачет рядом.                  Прыжки на месте.

Наклонюсь, возьму в ладошки         Наклониться «взять кузнечика».

Здесь скакать ему не надо                Погрозить пальчиком.

Пусть сидит он лучше в травке        Шаги на месте, ладошки «держат

                                                             кузнечика».

Там с ним будет все в порядке.         Наклониться «отпустить кузнечика».

Бабочка

Бабочка летала,                        Медленный бег на носочках,

Над цветком порхала.              Руки делают взмахи вверх-вниз.

Села, посидела                         Присесть, покачать головой вниз – вверх.

И нектар поела. 

Два своих больших крыла       Встать опустить и поднять выпрямленные 

Опустила, подняла.                   руки.

Полетела дальше,                    Медленный бег на носочках,

Чтобы мир был краше.             Руками делают взмахи вверх-вниз.

Вышли уточки на луг

Вышли уточки на луг,  кря-кря-кря!         Шагаем.

Пролетел веселый жук,  ж-ж-ж!               Машем руками- крыльями.

Гуси шеи выгибают,  га-га-га!                  Круговые вращения шеей.

Клювом перья расправляют.                    Повороты туловища влево-вправо.

Петух

Шел по берегу петух,                  Ходьба по площадке, махи руками в стороны.

Поскользнулся, в речку— бух!   Сесть, руки вниз.

Будет знать петух, что впредь     Голову опустить.

Надо под ноги смотреть.

Мы ногами топ-топ

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре,                           Хлопаем в ладоши.

Кто живет у нас в квартире?               Шагаем на месте.

Раз, два, три, четыре, пять                  Прыжки на месте.

Всех могу пересчитать:                      Шагаем на месте.

Папа, мама, брат, сестра,                   Хлопаем в ладоши.

Кошка Мурка, два котенка,               Наклоны туловища влево-вправо.

Мой сверчок, щегол и я -                  Повороты туловища влево-вправо.

Вот и вся моя семья.                          Хлопаем в ладоши.

Мамам дружно помогаем

Мамам дружно помогаем:            Наклоны вперёд,

Сами в тазике стираем.                движения руками, имитирующие полоскание

И рубашки, и носочки 

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко             Потягивания — руки в стороны.

Для одежды три верёвки. 

Светит солнышко-ромашка,          Потягивания —руки вверх.

Скоро высохнут рубашки.  

Самолеты

Самолёты загудели,       Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками

Самолёты полетели.     Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо

На полянку тихо сели,     Присесть, руки к коленям

Да и снова полетели.       Руки в стороны, "летим" по кругу.

У-у-у-у-у-у.. 

Автобус

Мы в автобус дружно сели            Приседают на корточки.

И в окошко посмотрели.               Делают повороты головой вправо, влево.

Наш шофер педаль нажал,          Одной ногой нажимают на воображаемую                             педаль.

И автобус побежал.                      Бегут по кругу, в руках «руль».

Наша елка

Наша елка велика,               Делают круговые движения руками.

Наша елка высока,               Встают на носки, подняв руки вверх.

Выше мамы, выше папы,     Приседают, руки вперед, и встают на носки.

Достает до потолка.             Тянутся вверх.

Будем весело плясать,          Выставляют поочередно 

Будем песни распевать,        ноги на пятку, разводя руки в 

Чтобы елка захотела            стороны и ставя их на пояс.

В гости к нам прийти опять!

Веселые зайчата

Ну-ка, дружно все присели,            Стоя по кругу, приседают на корточки.

Друг на друга поглядели.               Глядят друг на друга.

И похлопали в ладошки:                Хлопают в ладоши.

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

- Что у зайцев на макушке?              Ставят руки на голову, словно ушки.

- Пляшут весело там ушки. 

Раз подскок, два подскок -               Прыгают на месте.

Поскакали все в лесок.                    Скачут врассыпную.

Мишка вылез из берлоги

Мишка вылез из берлоги,               Повороты влево и вправо.

Огляделся на пороге.

Потянулся он со сна:                        Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,             Вращения головой.

Головой медведь крутил.

Наклонился взад-вперёд,                Наклоны вперёд-назад.

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки                   Ходьба на месте.

И трухлявые пеньки.

Наконец медведь наелся                Дети садятся.

И на брёвнышке уселся.

Птички

Птички в гнездышке сидят        Дети садятся на корточки.

И по сторонам глядят.               Поворачивают голову в стороны.

Погулять они хотят                   «Разлетаются»,

И тихонько все летят.               машут руками.

Налетались, утомились              Опять занимают

И обратно возвратились.       прежние места и усаживаются на корточки.

Птички

Маленькие птички,                 Машем руками, как

Птички-невелички,                 крылышками.

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел,                Руки вверх, раскачиваемся

Птичек унести хотел.                  из стороны в сторону.

Птички спрятались в дупло,      Приседаем на корточки,

Там уютно и тепло.                     закрываем голову руками.

Будем летом мы играть

Раз, два, три, четыре, пять,                  Скачут по кругу.

Будем летом мы играть,

Будем плавать и качаться,                    «Плывут».

Будем прыгать и кататься.                    Прыгают.

Будем бегать, загорать                         Бегают по группе.

И цветочки собирать.

С неба падают снежинки

С неба падают снежинки,                  Дети поднимают руки

Как на сказочной картинке.                над головой и делают

Будем их ловить руками                      хватательные

И покажем дома маме.                        движения, словно ловят снежинки.

А вокруг лежат сугробы,                    Потягивания — руки в стороны.

Снегом замело дороги. 

Не завязнуть в поле чтобы,               Ходьба на месте, колени

Поднимаем выше ноги.                        высоко поднимаются

Вон лисица в поле скачет,            Прыжки на месте.

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну, а мы идём, идём                     Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом.             Дети садятся

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали              Выпрямится.

И на месте зашагали.                     Ходьба на месте.

На носочках потянулись,               Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.           Прогнуться назад, руки за голову.

Как пружинки мы присели             Присесть.

И тихонько разом сели.         

        

Это я

Это глазки. Вот, вот.                       Движения по тексту.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп, хлоп.

Это ножки. Тот, топ, топ.

Ох, устали. Вытрем лоб.

Мы – шофёры

Едем – едем на машине,               Руками крутим руль                 

Нажимаем на педаль.                    Ногу сгибаем и разгибаем                       

Газ включаем, выключаем           Движения рукой вперёд- назад.

Смотрим пристально мы вдаль   Ладонь ко лбу вглядываемся в даль.

Дворики смывают капли              Руки согнуты в локтях движения влево-                      

вправо-влево – чистота!              вправо.                

Ветер волосы взъерошил.            Взъерошить волосы.

Мы шофёры – хоть куда!             Выставляем большой палец.

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Мишка

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка,

 Руки вверх, вперед и вниз

 Улыбайся и садись.

МБДОУ Новочурашевский детский сад «Колосок»

Ибресинского района Чувашской Республики

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04f2/000caf21-1ef4cc88/img10.jpg

КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

        С.Новое Чурашево

2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток

Карточки с описанием движений в соответствии с текстом физкультминуток....

Картотека физкультминуток и гимнастики для глаз

Комплекс физкультминуток и гимнастики для глаз предназначен для детей дошкольного возраста с целью предупреждения утомляемости и профилактики нарушений зрения...

Картотека физкультминуток

Физкультминутки для занятий...

картотека физкультминуток

веселые физкультминутки...

Картотека Физкультминуток

Картотека физкультминуток будет полезна воспитателям, а также и родителям...