Роль игры в жизни ребенка с ОВЗ
консультация
Предварительный просмотр:
Роль игры в жизни ребенка с ОВЗ
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.
Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Эти детки характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности.
В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:
1. Правило последовательности:
• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
• объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;
• игровое действие должно быть завершено.
2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
3. Правило доступного игрового материала:
• игра должна быть с четко сформулированными правилами;
• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.
4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).
Интересные игры для детей с ОВЗ
«Игровой массаж»
Для детей с ОВЗ важно, чтобы занятия включали развитие мелкой и крупной моторики. Для них полезна работа руками. Недавно для таких детей придумали «игровой массаж». Это классная штука, построенная на взаимодействии двух ребятишек. В процессе принимает участие не взрослые, а исключительно дети с ОВЗ.
Как это работает. Один ребенок садится на стул или подушку, а другой делает ему массаж. Преподаватель контролирует процесс и показывает карточки. Например, на одной из них изображена бегущая кошка. Задача ребенка показать на спине другого, как царапает котик. Это тактильное занятие направлено на взаимодействие и доверие. Они могут трогать, обнимать друг друга — это занятие обеспечивает постоянный контакт.
Бывает, что ребенок агрессивно настроен. Он мог устать во время долгих групповых занятий. Тогда, задача взрослого снять это напряжение. "Игровой массаж" - идеальный вариант. Главное, вовремя среагировать и предложить эту идею. Кстати, карточки вы можете сделать своими руками.
Сенсорные занятия
Для таких занятий используют сенсорные боксы, боксы с шишками. Также, есть сенсорные коврики, разработанные специально для детей с ОВЗ. Они сочетают разные текстуры: песок, каменный настил, трава. Это далеко не ортопедические коврики, которые подходят для всех детей. Данная модель предназначена конкретно для деток с диагнозом.
Используйте сенсорные коробки. Они делятся на 2 вида: открытые и закрытые. Открытые позволяют ребенку ознакомиться с предметом, потрогать его, понять что это. Это помогает им запоминать каштан или шишку не только визуально, но и тактильно. После занятий с открытыми коробками, можно переходить к закрытым. Предметы прячут в мешочки. Задача ребенка на ощупь определить, что может быть внутри.
Пальчиковое рисование
Есть очень интересный итальянский проект Segni mossi, под руководством двух арт-терапевтов. Они разработали множество упражнений, направленных на взаимодействие между абсолютно разными детьми. Их концепция заключается в работе с красками. Эти уроки «активируют» все: доверительные отношения, воображение, память. Я считаю, это очень актуально для деток с ОВЗ. Если правильно применить знания и проводить занятия в небольших группах, то эффект будет. И он будет положительным.
Песочная терапия и игра
Песочная терапия тоже благоприятно влияет на ребенка. Песок — это проводник в детское сознание. Такие занятия дают положительные результаты в работе со здоровыми детьми, но которые плохо разговаривают. Мы проигрываем разные ситуации, и проблема раскрывается. Когда ясна причина, мы можем с этим работать. Нужно учитывать, что к детям с ОВЗ нужен особый подход, в том числе и в играх. У них есть нарушения зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата и т.д. Но все они любят играть. Сложно описать словами, когда мы видим улучшение у ребенка после песочной терапии. Он передает информацию через песок, свои мысли и переживаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)
Играем вместе с ребенком. Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...
Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
В статье раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....
Роль игры в жизни ребенка
Представлен материал о значении игры в жизни дошкольников....
Роль игры в жизни ребенка
Роль игры в жизни ребенка...
Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"
Играем? Играем!...
Играем? Играем! Роль игры в жизни ребенка.
консультация для родителей...
Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"
Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...