Роль игры в жизни ребенка с ОВЗ
консультация

Гурьева Дарья Алексеевна

Роль игры в жизни ребенка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ovz.docx866.46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в жизни ребенка с ОВЗ

    Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии, познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.

Игра – это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая не в меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Эти детки характеризуются повышенной возбудимостью, склонностью к аффективным реакциям, неспособностью к волевым усилиям. У них обнаруживаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, снижение общей работоспособности.

В процессе обучения детей с ОВЗ в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

• игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;

• объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;

• игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.

3. Правило доступного игрового материала:

• игра должна быть с четко сформулированными правилами;

• подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).

Интересные игры для детей с ОВЗ

«Игровой массаж»

Для детей с ОВЗ важно, чтобы занятия включали развитие мелкой и крупной моторики. Для них полезна работа руками. Недавно для таких детей придумали «игровой массаж». Это классная штука, построенная на взаимодействии двух ребятишек. В процессе принимает участие не взрослые, а исключительно дети с ОВЗ.

Как это работает. Один ребенок садится на стул или подушку, а другой делает ему массаж. Преподаватель контролирует процесс и показывает карточки. Например, на одной из них изображена бегущая кошка. Задача ребенка показать на спине другого, как царапает котик. Это тактильное занятие направлено на взаимодействие и доверие. Они могут трогать, обнимать друг друга — это занятие обеспечивает постоянный контакт.

Бывает, что ребенок агрессивно настроен. Он мог устать во время долгих групповых занятий. Тогда, задача взрослого снять это напряжение. "Игровой массаж" - идеальный вариант. Главное, вовремя среагировать и предложить эту идею. Кстати, карточки вы можете сделать своими руками.

https://cache.betweendigital.com/code/1x1.gifhttps://www.maam.ru/upload/blogs/d697be9762d7caa92b8a91db32220041.jpg.jpg

Сенсорные занятия

Для таких занятий используют сенсорные боксы, боксы с шишками. Также, есть сенсорные коврики, разработанные специально для детей с ОВЗ. Они сочетают разные текстуры: песок, каменный настил, трава. Это далеко не ортопедические коврики, которые подходят для всех детей. Данная модель предназначена конкретно для деток с диагнозом.

Используйте сенсорные коробки. Они делятся на 2 вида: открытые и закрытые. Открытые позволяют ребенку ознакомиться с предметом, потрогать его, понять что это. Это помогает им запоминать каштан или шишку не только визуально, но и тактильно. После занятий с открытыми коробками, можно переходить к закрытым. Предметы прячут в мешочки. Задача ребенка на ощупь определить, что может быть внутри.

https://autogear.ru/misc/i/gallery/26390/659971.jpg https://magicrm.ru/upload/iblock/5ca/5ca8da677b45136ff61462d45435ed08.jpg

https://xn----7sbblyjhcpi2i4b1b.xn--p1ai/upload/iblock/d31/d3195cd6016be38b0ed1cc26aa5d6a2d.jpg

https://toys-land.by/images/stories/virtuemart/product/%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5.jpghttps://academy-of-curiosity.ru/wp-content/uploads/2019/10/sensornaya-korobka-i-sortirovka.jpg

Пальчиковое рисование

detei_s_ovz

Есть очень интересный итальянский проект Segni mossi, под руководством двух арт-терапевтов. Они разработали множество упражнений, направленных на взаимодействие между абсолютно разными детьми. Их концепция заключается в работе с красками. Эти уроки «активируют» все: доверительные отношения, воображение, память. Я считаю, это очень актуально для деток с ОВЗ. Если правильно применить знания и проводить занятия в небольших группах, то эффект будет. И он будет положительным.

Песочная терапия и игра

https://fsd.videouroki.net/html/2018/03/14/v_5aa8d63866d9e/v99712237_0_2.jpeg

Песочная терапия тоже благоприятно влияет на ребенка. Песок — это проводник в детское сознание. Такие занятия дают положительные результаты в работе со здоровыми детьми, но которые плохо разговаривают. Мы проигрываем разные ситуации, и проблема раскрывается. Когда ясна причина, мы можем с этим работать. Нужно учитывать, что к детям с ОВЗ нужен особый подход, в том числе и в играх. У них есть нарушения зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата и т.д. Но все они любят играть. Сложно описать словами, когда мы видим улучшение у ребенка после песочной терапии. Он передает информацию через песок, свои мысли и переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Роль игры в жизни ребенка

Представлен материал о значении игры в жизни дошкольников....

Роль игры в жизни ребенка

Роль игры в жизни ребенка...

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

Играем? Играем! Роль игры в жизни ребенка.

консультация для родителей...

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...