Проект "Мы - юные метеорологи"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Миронова Наталья Леонидовна

Информационно - иследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx895.73 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

 «Юные метеорологи»

«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы» 

Эйнштейн Альберт

Природа - есть чудесный мир красок,  эмоций,  открытий и опыта, мир яркий, многогранный и  динамичный. Чарующие изменения природы связаны со сменой времен года. Каждое время года прекрасно и отмечено таинством своих проявлений: робкое весеннее пробуждение и красочное осеннее увядание, зимний сон природы под снегом и летнее буйное цветение и поспевание  плодов.

Ребенок -  это тоже маленькая часть природы. Появившись на свет, ребенок вступает в постоянное взаимодействие с окружающим миром.  Жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,  являются  важнейшей чертой детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок не только  расширяет представления о мире, но и начинает овладевать основными  формами упорядочения детского опыта: пространственными и временными, причинно – следственными, родовидовыми отношениями, что позволяет ему связать отдельные представления в единую картину мира.

Дошкольный возраст- период  расцвета детской познавательной активности. Дошкольник не только активно исследует непосредственно-окружающую его среду, но и  начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Он стремиться, познавая мир,  упорядочить и  объяснить для себя новые знания о окружающем мире, установить в нем связи и закономерности. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все - и красивые природные пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, и зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

Одной из главных  форм  работы с детьми по экологическому образованию является проектная деятельность, которая способна сделать более привлекательным и интересным для детей процесс изучения многих тем, в том числе и  погодных изменений природы.

Проблема:Однажды на вопрос детей: «Пойдём ли мы сейчас гулять?», я  ответила, что «Всё зависит от погоды». А ребят заинтересовало: «Почему всё зависит от погоды?» Погодные явления часто диктуют нам разные ощущения и наше поведение. Знания же о явлениях, происходящих в окружающей среде, обогащает нас правилами и способами действия, эмоциональными впечатлениями.  

Цель:Формирование у детей элементарных представлений о погодных явлениях и их значении в жизни человека.

Задачи:

  • Упорядочить знания дошкольников о сезонных явлениях природы;
  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  • Познакомить детей с приборами – помощниками:  компасом, термометром, анемометром, барометром, снегомером;
  • Познакомить с профессией метеоролога или синоптика.

Объект исследования:окружающая природа в целом и её сезонные изменения.

Предмет исследования: сезонные изменения в живой и неживой природе доступные изучению дошкольников их измерение и фиксация.

          Вид проектаинформационно-исследовательский.

       Продолжительность: Долгосрочный.

Интеграция образовательных областей:

Предполагаемый результат для детей средней группы:

  • Дети должны получить элементарные представления о погоде, сезонных явлениях и значении их в жизни человека, о профессии метеоролога;
  • Расширить знания о народных  приметах, пословицах, поговорках о природе и погоде и отражении этих знаний в литературных источниках.
  • Сформировать у детей  простейшие представления о направлении ветра и их значении для окружающей среды;

Предполагемый результат для детей старшего возраста:

  • Дети должны приобрести знания о устройстве некоторых измерительных приборов и навыки их использования для наблюдения за погодой;
  • Сформировать у детей  простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра и их значении для окружающей среды;

Практическая значимость проекта:

  • Для   дошкольников процесс наблюдения за явлениями погоды должен стать значительно более интересным, при условии оборудования на территории дошкольного учреждения элементарной метеорологической площадки;
  • Полученные знания   юных метеорологов, помогут превратить занятия в   новую интересную ролевую игру, познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
  • У детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);
  • Занятия и исследования на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.

В основе проекта «Юные метеорологи» лежат следующие принципы:

  • Принцип интеграции. Определяет глубину взаимосвязи разнообразной деятельности детей
  • Принцип природосообразности. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей. Опирается на зону ближайшего развития.
  • Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых, например: взаимодействие с родителями.
  • Принцип системности. Деятельность планируется систематически; усвоение материала в определённом порядке, доступность и привлекательность необходимой информации. Весь материал составляет систему в тематическом планировании программы.
  • Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.   
  • Принцип наглядности. Этот принцип реализуется с помощью различных пособий и развивающей среды.  Он соответствует основным  формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.

Формы работы в проекте:

Беседы с детьми:

  • Беседы эвристические;
  • Беседа с использованием дидактического материала(иллюстраций, игр, макетов и др.);
  • Беседа с использованием «Календаря природы», «Лунного календаря».

Непосредственная образовательная деятельность:

  • Занятия в лаборатории «Первые открытия» ;
  • Занятие на метеоплощадке ;

Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Чтение художественной литературы;
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры;
  • Самостоятельная исследовательская деятельность.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Выставки работ детско-родительского творчества;
  • Беседы и консультации.

Содержание  работы:

«Метео-

площадка»

«Приборы помощник»

«Животные -  барометры»

«Календарь природы»

«Народные приметы»

«Растения , которые предсказывают погоду»

Оборудование к проекту:

Метеоплощадка: термометр, барометр, дождемер, флюгер, ветряной рукав, , снегомер, компас.

Компьютер, проектор, DVD проигрыватель и диски.

Перспективный план образовательной работы над проектом «Юные метеорологи»                  

в соответствии с календарной сменой времен.

1 природный сезон изучения «ВЕСНА»

Тематика   мероприятия

Содержание работы

Форма  проведения

Что такое погода.

Уточнить какие бывают виды погодных явлений.

Рассмотреть, как погодные явления меняются в течение года?

  • Беседа, загадки,
  • Дидактическая  игра «Назови погодное явление»

Средний возраст

Явления в природе весной:

  1. Оттепель.
  2. Ветер.
  3. Облака.
  4. Дождь.

1. Рассмотреть, что собой представляет оттепель, в результате чего она возникает

2. Рассмотреть, что собой представляет ветры, в результате чего оно возникает, что такое циклоны и антициклоны.

3. Рассмотреть, что представляют собой облака: как они образуются, какие виды облаков бывают и чем они отличаются друг от друга.

4. Описать процессы, которые приводят к образованию дождевых капель в облаках и выпадению их на землю в виде осадков.

  • Беседа с использованием презентации
  • Чтение худ.лит-ры,  

Средний возраст

Что такое компас?

Формировать представление  о частях света, познакомить с компасом.  Обучать детей работе с компасом

  • на территории детского сада
  • старший возраст

Откуда дует ветер?

Познакомить с приборами и приспособлениями для определения направления  ветра

Рассмотреть, что собой представляет ветряной рукав, познакомить со способом определения направления  ветра.

  • Беседа с использованием презентации,
  • Занятие на

Метеоплощадке

Старший возраст

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометрах, познакомить с уличным и комнатным термометрами и их различиями, а так же с  водным и почвенным термометром

  • Беседа с использованием презентации
  •  Занятие на

Метеоплощадке

Старший возраст

 «Весна красна» Народные приметы

Знакомить с приметами весны,  которые могут предсказать погоду

  • Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного»  и

«Лунного календаря» средний – старший возраст

Для чего нужен барометр?

Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним.

  • Беседа с использованием презентации
  • Занятие на метеоплощадке
  • Старший возраст

«Животные -  барометры»

«Пернатые предсказатели

Знакомить с приметами, связанными с птицами,  которые могут предсказать погоду

Рассказать о птицах и их способностях предсказывать погоду

  • Беседа
  • Чтение худ.лит-ры средней – старший возраст

«Растения, которые предсказывают погоду»

«Одуванчик»

Знакомить с приметами, связанными с деревьями,  которые могут предсказать погоду

Рассказать о растении – одуванчик и его способностях предсказывать погоду

  • Беседа
  • Чтение худ.лит-ры

2 природный сезон изучения «ЛЕТО»

Тематика   мероприятия

Содержание работы

Форма  проведения

Кто дает прогноз погоды  жителям поселка Усть - Баргузин?

Познакомить детей с работой метеостанции.

Рассказать какие существуют приборы для измерения и наблюдения погоды.

Кто такие метеорологи или синоптики, и зачем знать прогноз  погоды?

  • Беседа с использованием презентации
  • Старший возраст

Явления в природе летом:

  1. Гроза
  2. Град
  3. Роса
  4. Радуга
  1. Рассматриваем, что собой представляет гроза и чем она сопровождается. Объясняем, что такое гром и молнии.
  2. Рассказываем о причинах, по которым в тёплую погоду на землю падают замёрзшие капли воды.
  3. Нужно объяснить, почему в результате разности температур растений и окружающего их воздуха, на листьях и траве начинает конденсироваться влага.
  4. Радуга - это необычайно красивое погодное явление, которое очень легко объяснить с помощью физики.

  • Беседа с использованием презентации
  • Чтение худ.лит-ры,  

Средней – старший возраст

«Дождемер»- водомер

Познакомить с прибором для измерения количества осадков  

Рассмотреть, что собой представляет дождемер, познакомить со способом определения количества выпавших осадков (дождя)

  • Беседа с использованием презентации,
  • НОД
  • Занятие на

Метеоплощадке

Старший возраст

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с приборами и приспособлениями для  силы ветра

Рассмотреть, что собой представляет анемометр, познакомить со способом определения скорости ветра.

  • Беседа с использованием презентации,
  • Занятие на

Метеоплощадке

Старший возраст

 «Лето красное» Народные приметы

Знакомить с народными приметами ,  которые помогут предсказать  летнюю  погоду

  • Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного»  и

«Лунного календаря» средний – старший возраст

«Живые  барометры»

Насекомые предсказатели

Знакомить с приметами, связанными с насекомыми,  которые могут предсказать погоду

  1. Рассказать о муравьях и их способностях предсказывать погоду.
  2. Рассказать о бабочках и их способностях предсказывать погоду.
  • Беседа
  • НОД
  • Чтение худ.лит-ры
  • Старший возраст

«Растения, которые предсказывают погоду»

«Деревья, травы и цветы…»

Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами,  которые помогут предсказать погоду

  1. Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду
  2. Рассказать о растении – Вьюнок и его способностях предсказывать погоду

  • Беседа
  • НОД
  • Чтение худ.лит-ры

Погода и человек

Рассказать о том:

Как погодные явления влияют на человека? Может ли человек повлиять на погодные явления?

  • Беседа с использованием презентации

3 природный сезон изучения «ОСЕНЬ»

Тематика   мероприятия

Содержание работы

Форма  проведения

Устройства   для метеонаблюденийМетеоЗон д и МетеоСпутник.

Познакомить детей с современными способами метеонаблюдений:

  1. Метеозонд представляет собой небольшой беспилотный воздушный шар (аэростат), к которому прикреплена аппаратура измеряющая метеоусловия и параметры, находясь непосредственно на заданной высоте в воздухе.
  2. Это искусственный спутник, которые выводится ракетоносителем на орбиту Земли, где вращаясь по орбите измеряет многие метеорологические данные Земли, которые обрабатываются и используются для составления прогноза погоды на метеорологической карте.

  • Беседа с использованием презентации

Явления в природе осенью:

  1. Облачность
  2. Туман.
  3. Иней.
  4. Листопад.

  1. Рассказать какие бывают облака и как связано их появление с другими погодными явлениями-дождими, снегопадами и др.
  2. Объясняем такое загадочное явление природы, как туман
  3.  Знакомим слушателей с причинами, по которым утром на траве и ветках деревьев образуется иней.
  4. Рассказываем о том, почему осенью опадают листья с деревьев.

  • Беседа с использованием презентации
  • Чтение худ.лит-ры,  

Гигрометр - прибор для измерения влажности воздуха.

Познакомить с прибором для измерения влажности воздуха  

Рассмотреть, что собой представляет гигрометр, познакомить со способом определения влажности воздуха  

Рассказать где человек использует этот прибор

  • Беседа с использованием презентации,

   Занятие на

метеоплощадке

 «Золотая осень» Народные приметы

Знакомить с народными приметами ,  которые помогут предсказать осеннюю погоду

  • Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного»  и

«Лунного календаря»

«Животные - барометры»

Звери-метеорологи

Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей,  которые помогают предсказать погоду

  1. Рассказать о диких зверях  и их способностях предсказывать погоду.

  • Беседа
  • Чтение худ.лит-ры
  • НОД

«Растения, которые предсказывают погоду»

«Деревья, травы и цветы…»

Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами,  которые помогут предсказать погоду

1.Рассказать о деревьях (Ель, каштан и ива) и их способностях предсказывать погоду

2.Рассказать о растении – Вьюнок и его способностях предсказывать погоду

  • Беседа
  • Чтение худ.лит-ры

Погода и человек

Рассказать о том:

Как человек использует информацию о погодных явлениях?

Какие правила поведения диктует погода?

  • Беседа с использованием презентации

4 природный сезон изучения «ЗИМА»

Тематика   мероприятия

Содержание работы

Форма  проведения

Календари

Познакомить детей с разными календарями и дневниками наблюдений, которые использовал человек в разные времена и о их значении

  • Беседа с использованием презентации

Явления в природе зимой:

  1. Снег.
  2.   Морозные узоры.
  3. Ледостав
  4. Северное сияние
  1. Рассказываем о том, как в облаках под действием низких температур образуются красивые снежинки.
  2.  Объясняем, кто рисует на окнах красивые узоры в сильный мороз.
  3. Зимой реки и озёра покрывает слой льда, объясняем причины возникновения этого явления.
  4. Рассказать как происходит это сияние, где его можно наблюдать

  • Беседа с использованием презентации
  • Чтение худ.лит-ры,  
  • НОД

Снегомер

Рассказать о инструменте для измерения плотности и высоты снежного покрова.

Проанализировать какие приборы можно использовать в зимний период на метеоплощадке

  • Беседа с использованием презентации,
  • Занятие на

метеоплощадке

Человек-барометр

Рассказать о том,  как человеческий  организм способен предсказывать погоду.

  • Беседа с использованием презентации

 «Зимушка-зима» Народные приметы

Знакомить с народными приметами ,  которые помогут предсказать зимнюю непогоду

  • Беседа с использованием «Календаря природы», «Народного»  и

«Лунного календаря»

«Животные - барометры»

Домашние-метеорологи

Знакомить с приметами, связанными с поведением зверей,  которые помогают предсказать погоду

1.Рассказать о кошках и собаках и их способностях предсказывать погоду.

2. Подвести итоги и уточнить представления детей о поведении разных животных  и их способностях предсказывать погоду.

  • Беседа
  • Чтение худ.лит-ры
  • Викторины, конкурсы

«Растения, которые предсказывают погоду»

«Комнатные растения»

Знакомить с приметами явлениями, связанными с деревьями, травами и цветами,  которые помогут предсказать погоду

  1. Рассказать о комнатных растениях   и их способностях предсказывать погоду
  2. Подвести итоги и уточнить представления детей о растениях  и их способностях предсказывать погоду.
  3. Рассказать, как человек должен помочь растениям пережить зиму

  • Беседа
  • Чтение худ.лит-ры
  • Викторины, конкурсы

Погода и человек

Рассказать о том:

  • Как человек воспринимал и изображал погодные явления в искусстве?
  • Какие правила поведения диктует погода по отношению к живым объектам природы?

  • Беседа с использованием презентации
  • НОД

Литература:

  1. Дыбина О., Рахманова Н.,  ЩетининаВ. Неизведаное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников; Москва Издат.  «Сфера»  2013 г.
  2. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду; Москва Издат.  «Сфера», 2004г.
  3. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду; Волгоград, Издат. «Учитель» 2009г.
  4. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой/. Москва Издат. «Просвещение», 1992г.
  5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой; Москва, Издат. «Педагогическое общество России», 2005г.
  6. Ромодин В., РомодинаМ.  Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет;Санкт-Петербург, Издат. «Питер»; 2013 г.
  7. Рыбаков Б.В. Народный календарь;   Средний урал, 1980 г.
  8. РыжоваН. А., Мусиенко  С.И.  Лаборатория в детском саду и дома. Методическое пособие  и DVD-диск;Москва,  Издат»,  2009 г.
  9. РыжоваН. А., Мусиенко  С.И. Вода вокруг нас. Методическое пособие и DVD-диск; Москва, Издат. «Линка-Пресс»,  2011 г.
  10. РыжоваН. А., Мусиенко  С.И. Воздух вокруг нас. Методическое пособие и DVD-диск;Москва,  Издат. «Линка-Пресс», 2008 г.
  11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Санкт-Петербург,  Издат. Детство-пресс, 2008 г.
  12. Энциклопедия окружающего мира; Москва, «Росмэн» 1997г.
  13. http://www.maam.ru
  14. http://сезоны-года.рф
  15. http://refoteka.ru
  16. http://rodnaya-tropinka.ru
  17. http://www.bestreferat.ru
  18. http://doshkolniki.org/ekologiya

Приложение 1.

Природный сезон изучения «ОСЕНЬ»

 C:\Users\Компьютер\Desktop\meteozond-320x201.jpg

Метеозонд — устройство для измерения различных параметров атмосферы.
В наши дни метеорологические зонды повсеместно используются на аэрологических станциях для контроля погоды.

В начале двадцатого века зондирование атмосферы проводилось с самолётов или привязных аэростатов. Показания установленных на них датчиков нужно было снимать вручную. Первый метеорологический радиозонд спроектировал советский учёный П.А. Молчанов в 1928 году и запустил в январе 1930 года. С этого переломного момента в истории наблюдений за погодой метеорологическое зондирование стало основным способом прогнозирования.

Во всём мире насчитывается более 10 000 станций радиозондирования. Часть из них располагается на земле, часть на морских судах. И на каждой из них метеорологические зонды запускают два раза в сутки: ровно в полдень и в полночь по Гринвичу. Зонды, запущенные без согласования с аэрослужбами, могут стать причиной авиакатастрофы.

Метеорологические зонды могут быть двух типов:

  • управляемые: с помощью радиосигналов можно направлять движение и контролировать высоту зонда;
  • неуправляемые: движущиеся за счёт воздушных потоков.

Принцип работы метеозонда

C:\Users\Компьютер\Desktop\meteozond_1-400x344.jpg

Метеорологический зонд представляет собой шар, к которому привязана капсула с аппаратурой. Шар делают из латекса или резины. Заполнен он гелием или водородом. Первоначально диаметр шара составляет около одного метра. После запуска шар значительно увеличивается в размерах за счёт разницы в давлении. На высоте 30 км его диаметр будет уже более 10 метров.

К шару крепится герметичная колба из пенопласта. Она защищает аппаратуру от влажности и низких температур в атмосфере. Внутри капсулы находятся датчики, радиомодуль и батарея питания.

В верхних слоях атмосферы зонд фиксирует состояние следующих параметров:

  • давление;
  • температура;
  • влажность.

По траектории движения зонда и его скорости на разной высоте оценивают силу и направление ветра.

C:\Users\Компьютер\Desktop\meteozond_2-540x260.jpg

Радиодатчик подаёт сигналы на локатор, находящийся на аэрологической станции, откуда они поступают на компьютер обработки информации. Программа анализирует данные, и дальше они идут в метеослужбу. Именно на основе полученных с метеозонда показаний синоптики составляют прогнозы погоды на несколько дней.

Зонды одноразовые: на высоте 40 - 50 км шар лопается от избыточного давления. Пенопластовая капсула падает на землю, но повторно не используется. Поэтому при изготовлении зондов упор делается на дешевизну конструкции. А полученная информация представляет гораздо большую ценность, чем сам прибор. Каждый раз специалисты аэрологической станции собирают и запускают в небо новый метеорологический зонд.

Метеорологический спутник

C:\Users\Компьютер\Desktop\meteosputnik-320x213.jpgМетеорологический спутник - один из видов искусственных спутников, выполняющий метеорологические наблюдения - с его помощью получают из космоса метеорологические данные. На борту спутника находятся приборы, позволяющие осуществлять мониторинг температуры на поверхности планеты, а также вести мониторинг облачного и снегового покрова.
В метеорологическую систему входят помимо спутников погоды также станции, принимающие и обрабатывающие поступающие сведения.


Наблюдения со спутников погоды

C:\Users\Компьютер\Desktop\meteosputnik_1-400x237.jpg

Снимок (в видимой области спектра) является фотографией Земли, на которой представлен характер облачности, её объем и распределение по территории.
Инфракрасный снимок предоставляет сведения о температуре на поверхности нашей планеты и градиентах температуры. Полученные сведения дают возможность анализировать термодинамические свойства атмосферы, и затем использовать данные в прогнозах погоды.

C:\Users\Компьютер\Desktop\meteosputnik_2-320x305.jpg
Полученные снимки хранятся в запоминающих устройствах и при пролёте над приемной станцией передаются на наземные станции. Спутник на постоянной орбите находится над определённой точкой в фиксированное время.

Конспект открытого занятия на метеоплощадке                                                                                                                                    Цель: познакомить детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, учить отмечать погоду в календаре природы, развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей, воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года.                                                                Словарная работа: электронная почта, воздушный змей, метеоплощадка, вертушка, ветряной рукав, «ловушка ветра», термометр, погодные явления, ясная, облачная, ветреная погода, осадки Оборудование: вертушка, термометр, ветряной рукав, календарь погоды, мольберт, воздушный змей   Ход занятия:                                                                                                        Воспитатель входит в группу, здоровается с детьми и рассказывает новость.  - Здравствуйте! Ребята, сегодня утром мне пришло электронное письмо от героя одного известного мультфильма, а какого именно вы узнаете, прослушав эту песенку. (включаю аудиозапись из мультфильма                                  - Кто понял, из какого мультфильма эта песня?                                                                       - Верно, ребята, это «Фиксики». А письмо мне прислал Дим Димыч.            Хотите узнать, что он написал?                                                                                                          - Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма)                                    «Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал что, для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Мы с Ноликом решили попробовать запускать его сегодня, но никак не можем определиться с погодой. Ребята помогите нам, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет. Будем с нетерпением ждать от вас ответа.  Подпись:Дим Димыч».                                                       - Ну что, ребята, поможем нашему герою? (ответ детей)                                         - Отлично! Тогда одевайтесь скорее. Я жду вас у метеоплощадки нашего детского сада. (дети одеваются, выходят на улицу и подходят к метеоплощадке)                                                                                                                         - Вот мы с вами и на месте. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)                                                       - А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды)                                                                                                                                          - Прежде, чем мы с вами начнем говорить о погоде,отгадайте загадки о погодных явлениях, которые мы можем наблюдать. Готовы?

 Это важный показатель,                                                                                                  Градусник - ее приятель.                                                                                                           Если жарко - высока,                                                                                                                     А в мороз она низка. (Температура)

Он на лужах, посмотри,                                                                                                        Выдувает пузыри.                                                                                                                   Хочет, чтобы я и ты                                                                                                                                               Не забыли про зонты. (Дождь)

 Пушистая вата                                                                                                                                Плывет куда-то.                                                                                                                       Чем вата ниже,                                                                                                                              Тем дождик ближе.(Облака)  

По полю рыщет,                                                                                                                      поет да свищет,                                                                                                     Деревья ломает,                                                                                                                              к земле приклоняет.(Ветер)

Ты весь мир обогреваешь                                                                                                                      Ты усталости не знаешь,                                                                                                Улыбаешься в оконце,                                                                                                                      И зовут тебя все ...(Солнце)                                                                                     - Молодцы, ребята! Все отгадали.                                                                                                                                - А сейчас давайте представим, что мы с вами метеорологи. Согласны?                           - Прежде чем мы приступим к прогнозу погоды, послушайте стихотворение и скажите о чем здесь идет речь.  

 Наклоняется трава.                                                                                                           Шелестит весь день листва.                                                                                                                 И деревья сами                                                                                                                        Двигают ветвями.                                                                                                                       Наш цветной воздушный змей                                                                                                               Стал проворней, веселей –                                                                                                                  Он летит и скачет –                                                                                                                 Что всё это значит?                                                                                                                         Знают взрослые и дети:                                                                                                             Это значит – нынче ветер! Л. Стефанович                                                                          - Итак, ребята, о чем это стихотворение? Верно, оно о ветре и о воздушном змее, который летит в небе, подгоняемый ветром.                                                                    - Вспомните, пожалуйста, какая должна быть погода, чтобы запустить воздушного змея?                                                                                                                           - Верно, погода должна быть ветреной и без осадков.                                           - Скажите, а как можно определить пасмурная или ясная сейчас погода. (посмотреть на небо, если там нет туч или облаков, светит солнышко, значит погода ясная)                                                                                                                                 - Хорошо. Тогда подскажите мне, какая сегодня погода? (ясная, хорошая или облачная, но без осадков )                                                                                                              - Почему вы так решили? (ответы детей)                                                                                            - А хотите поиграть в игру «Облако и туча». (ответы детей)                                                                                    - Слушайте внимательно правила игры, если я говорю: «Облако!», бегите к рисунку облака, если говорю: «Туча!», то бегите к рисунку тучи. (На одной стороне дорожки поставить шест с рисунком тучи, на другой – с рисунком облака. Дети бегают по центру)                                                                                                             - Молодцы! Отдохнули, согрелись? Продолжим нашу беседу. Ребята, мы с вами говорили о том, как узнать облачно или ясно на улице, а как же узнать ветрено ли на улице? ( посмотреть на деревья, если ветки колышутся и дерево гнется, значит, на улице есть ветер. Почувствовать на своем лице дуновение ветра)                                                                                                                            - Правильно ребята! А сегодня я хочу научить вас еще одному способу, как можно определить ветреную погоду. Для этого нам понадобятся специальные приборы, которые находятся на нашей метеоплощадке.                                                             - Посмотрите, на устройство, которое называется вертушка. Давайте все вместе скажем это слово и запомним (дети повторяют за воспитателем)                       - Ребята, если лопасти на вертушке крутятся, это значит на улице ветер, и чем сильнее ветер, тем быстрее они вертится.                                                                                    - Понаблюдайте за ней и скажите, какой сейчас ветер (сильный) - Как вы это поняли? (вертушек сильно крутится) - А еще здесь находится прибор, который называют «ветряной рукав» или «ловушка ветра». (показываю на прибор)                                                                                                                                          - На что он похож? (ответы детей)                                                                                                   - Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей)                                                                        - Верно, ребята, он тоже указывает, есть ли на улице ветер.                                                                               - Давайте изобразим, как дует ветер. Если я скажу «Сильный ветер», вы произнесете звук «ш» громко, если скажу «Слабый ветер», произнесете звук «ш» тихо. Приготовились. (Речевая игра «Ветер-ветерок!)                                                            - Ветерок поёт песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» (дети произнося звук «ш» громко)                                                                                                                                           - «Дует слабый ветер» (произносят звук «ш» тихо)                                                  - Ребята, а как мы можем узнать, холодно или тепло на улице? (с помощью термометра)                                                                                                                              - Верно, посмотрев на термометр, мы узнаем, сколько градусов на улице. Давайте взглянем на термометр, который находится на метеоплощадке. (Подхожу к термометру )                                                                                                                                                                       - Итак, температура воздуха составляет …градусов. Холодно или тепло сейчас? (ответы детей)                                                                                                                 - Давайте еще раз посмотрим на приборы и на природу вокруг и поведем итог, какая сегодня погода. (дети подводят итог)                                                                           - Наши друзья наверно уже заждались от нас ответа. Но, прежде чем, мы напишем им ответ, давайте выполним пальчиковую гимнастику. Готовы? Пальчиковая гимнастика:                                                                                                       На дворе мороз и ветер,                                                                                                                    На дворе гуляют дети, (сжимают и разжимают пальцы)                                                                        Руки, руки потирают (потирают руки )                                                                                     Руки тихо согревают (складывают руки лодочкой и дуют в них)                                         Не замерзнут руки-крошки –                                                                                                     Мы похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши)                                                                               Вот как хлопать мы умеем, (хлопают в ладоши)                                                                    Вот как руки мы согреем (показывают руки)

 - Хорошо, молодцы! Теперь давайте напишем ответ, но я предлагаю вам написать необычное письмо, а нарисованное. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных знаков, как мы это делаем в календаре природы в группе, и отправим такое письмо Дим Димычу. Он узнает, какая сегодня погода и заодно научится ее отмечать с помощью знаков. Чтоб ему было все понятно, мы подпишем, что означает каждый знак.                                                          - Давайте подойдем к мольберту и нарисуем значки, обозначающие ясную (облачную) погоду, ветер и температуру воздуха (подходим к мольберту и несколько детей по очереди рисуют знаки).                                                                                  - Хорошо! А кто сможет написать, что они означают?                                          - Что означает этот знак?                                                                                              - А этот?                                                                                                                                                - Итак, ребята давайте подведем с вами итог: подходит погода сегодня для запуска змея?                                                                                                                                    - Молодцы ребята! Наше письмо готово, осталось только его отправить. Мы справились с вами с задачей. И я бы хотела закончить наше занятие стихотворением:                                                                                                                                 У природы нет плохой погоды                                                                                                          Каждая погода благодать.                                                                                                       Дождь ли снег, в любое время года                                                                                 Надо благодарно принимать.                                                                                                                - Вы сегодня славно потрудились, и я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, что это такое? (достаю воздушного змея). Давайте мы продолжим с вами прогулку, и попробуем запустит воздушного змея.

Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Живые барометры»

 

Вид: познавательное, комбинированное.

Возраст детей: 6 - 7 лет.

Демонстрационный материал: иллюстрации барометра, вороны, галки.

Раздаточный материал: гуашь, краски, карандаши, кисти, альбомные листы.

Предварительная работа: чтение книг В. Зотова «Лесная мозаика» и А.А. Плешакова «Зелёные страницы», дидактический материал С. Вохринцевой «Птицы».

Задачи  совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи; отражать полученные знания и впечатления в изобразительной деятельности, закреплять общие знания о жизни живых существ; народные приметы; навыки разумного отношения к природе, развивать речь детей, развивать мелкую моторику рук; способствовать развитию психических процессов: внимание, память, воображение, воспитывать экологическую культуру; воспитывать навыки общения с взрослыми и сверстниками, отзывчивость, доброжелательность.

Ход

- Ребята, вы заметили, какая сегодня погода?

- А как можно узнать, какая погода будет завтра? (Из газет, телевизора.) Кто же нам её сообщает? (Синоптики.)

Используют синоптики различные приборы, сложную аппаратуру для предсказания погоды. Один из таких приборов – барометр, при помощи которого учёные узнают, какая погода будет в ближайшее время, в ближайшие дни.

Но в природе существуют свои «живые барометры».

- Как вы думаете, кого называют «живыми барометрами»? Это птицы, насекомые, растения, наблюдая за поведением которых можно узнать, какая погода будет ближайшее время. Очень давно, когда не было сложных приборов, люди присматривались к природе, замечали повадки животных перед дождём, снегом, ураганом. Так возникли народные приметы. Этими приметами мы пользуемся до сих пор. Например, солнце заходит за багровый закат – к ветру; если комары летают роем – к хорошей погоде. Если ласточка летает низко – жди дождя, а если лягушка заквакала во время дождя – грозы больше не будет. Вот и мы сейчас вспомнили «живые барометры».

А сейчас я вам предлагаю ещё вспомнить некоторых живых существ, которые могут предсказывать погоду.

  1. – Что вы знаете о синице? Где она живёт летом? Чем она питается? Сколько раз летом у неё появляются птенцы? Почему зимой она перебирается ближе к человеку? У какой синицы гнездо в виде рукавицы? (ремез). Какую примету вы знаете, связанную с синицей?

big

«Синица запела – жди тепла».

  1. – Есть ли домик у зайчонка? Почему зайчата могут долго обходиться без молока? Чем питается заяц в садах? Как вы думаете, будет ли польза от этого деревьям? Какую примету вы можете назвать, связанную с зайцами?

32087

« Если заяц пришёл зимой в сады – жди суровой зимы»

  1. – Что мы можем сказать о мышках? Какая у них шерсть и хвост? Что мастерят мыши в земле? Как лиса находит мышек в снегу? Почему не так-то просто поймать мышей? Есть ли примета, связанная с мышью?

0_8c30_c36c0022_XL

«Если мыши делают большие запасы - к суровой и снежной зиме».

4.– Что вы знаете о вороне? Какое оперение у вороны? Какая это птица? Почему ворону и ворона называют «санитарами леса»? Улетают ли вороны на зиму? Как вороны греются во время мороза? Где ворона строит себе гнездо? Какие приметы вы знаете, связанные с этой птицей?

vorony

«Вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному морозу».

«Вороны устроили в небе хороводы – к снегопаду».

«Вороны летают и кружатся – к морозу».

5.– Вспомните и назовите это дерево (сосна). Какое это дерево? (хвойное) Чем сосна отличается от ели? Где любят расти сосны? Почему они не падают от сильного ветра? Какую вы можете вспомнить примету, связанную сосной?

i

«Если на соснах много шишек - к хорошему урожаю».

- Ребята, какое время года сейчас? (зима). А много ли снега у нас во дворе?

Так вот говорят: если много снега зимой, то лето должно быть дождливым.

Если мы с вами, ребята, будем внимательными, любящими природу, то она сама нам подскажет, какую погоду можно ждать, какое будет лето, зима и другие времена года.

А сейчас я вам предлагаю, дети, сделать свою книгу «Живые барометры», в которой можно будет узнать о том, о чём мы говорили сегодня на занятии. Вы будете художниками – иллюстраторами этой книги. И нарисуем тех животных и растения, которых можно назвать «живыми барометрами», затем запишем приметы, связанные с ними. Эту книжку вы можете по очереди показывать детям других группы, родителям и поделиться знаниями о природе.

20151105_073237


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....

Экологический проект "Юный метеоролог"

Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...

Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

Познавательно – исследовательский проект «Юные метеорологи»

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

Проект " Юный метеоролог" по экологическому воспитанию дошкольников

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, ан...