Проект "Приёмы АРТ-терапии в работе с детьми"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и весёлые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации,которые очень хочетя вспомнить, быть может, заново пережить, но доступ к ним "за семью замками". АРТ-терапия - это ключик. Последние 10 лет стали в нашей стране временем бурного времени развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает АРТ-терапия. Этот метод связан с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождение его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения оптимальных способов решения проблем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_art-terapii_v_rabote_s_detmi.docx | 197.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №1 с. Малета»
ПРОЕКТ
«ПРИЁМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ»
(ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками». Арт-терапия — это ключик. Последние 10 лет стали в нашей стране временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия. Арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт- терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии
используются для преодоления психологических травм,кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств.
Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности.
Цель проекта:
1. Ознакомление с техниками арт-терапии,
2.Аанализ возможности применения приемов арт-терапии и арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Гармонизация личности через развитие, самовыражение и самопознание
Задачи проекта:
1. Рассмотреть теоретические основы арт-терапии
2. Рассмотреть основные техники арт-терапии, применяемые на занятиях с детьми дошкольного возраста
3. Повысить адаптивные возможности ребёнка в постоянно меняющемся мире.
4. Избавить ребёнка от негативных чувств и эмоций.
Объект проекта:
Приемы арт-терапии как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности.
Предмет проекта:
Основные техники арт-терапии, которые могут быть использованы для работы с детьми в ДОУ.
Гипотеза проекта:
Применение арт-терапевтических техник для работы с детьми дошкольного возраста позволяет улучшить психическое здоровье дошкольников, удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.
Новизна: состоит в том, что использование инновационных АРТ-терапевтических приёмов в работе с детьми дошкольного возраста является наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей, а так же эффективным способом развития высших психических функций.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Направленность работы по проекту:
Этапы:
1. Организационный
2. Планирование
3. Заключительный
1 этап:
1. Подбор литературы
2. Составление бесед
3. Создание картотеки игр, загадок, пальчиковых игр.
2 этап:
Разработка планов
3 этап:
Реализация проекта.
ПРОЕКТ «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Тематическое планирование занятий по проекту «Песочные фантазии»
№ п/п | месяц | содержание |
1. | Сентябрь | Подбор методической литературы |
2. | Октябрь | Разработка планов |
3. | Ноябрь | Создание картотек |
4. | Декабрь | 1. Приветствие 2. Беседа на тему: «Откуда берётся песок» 3. Эксперимент с камешками, лупой 4.Песочная терапия «Самомассаж» 5.Рефлексия |
5. | Январь | 1. Приветствие 2.Беседа на тему: «Из чего состоит песок» 3. Исследование состава песка 4. Песочная терапия «Сосредоточение ощущения» 5. Рефлексия |
6. | Февраль | 1. Приветствие 2. Беседа на тему «Свойства песка» 3. Исследование свойств песка 4. Песочная терапия «Самомассаж» 5. Рефлексия |
7. | Март | 1. Приветствие 2. Беседа на тему «Взаимодействие песка и воды» 3. Взаимодействие с водой 4. Песочная терапия «Сосредоточение ощущений» 5. Рефлексия |
8. | Апрель | 1. Приветствие 2. Беседа о различиях песка и глины 3. Исследование и сравнение свойств песка со свойствами глины 4. Песочная терапия «Самомассаж» 5. Рефлексия |
9. | Май | 1. Приветствие Обобщение результатов исследовательской работы |
Тематическое планирование основных занятий по проекту «Песочные фантазии»
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия | Период проведения |
Занятие 1 | Путешествие в Песочную Страну | 1. Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Сентябрь |
Занятие 2 | Город Песочного Человека | 1.Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Октябрь |
Занятие 3 | Город Песочной Феи | 1. Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Ноябрь |
Занятие 4 | Морское Путешествие | 1. Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Декабрь |
Занятие 5 | Город Песочного Гнома | 1. Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Январь |
Занятие 6 | Город самоцветных Камней | 1. Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Февраль |
Занятие 7 | В поисках радуги | 1. Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Март |
Занятие 8 | Город Динозавров | 1. Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Апрель |
Занятие 9 | Город грустного Настроения | 1. Приветствие 2. Основная часть 3. Рефлексия | Май |
2.
ПРОЕКТ «СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»
Тематическое планирование занятий по проекту сказкотерапии
СЕНТЯБРЬ – подбор материала, игр, составление занятий, планирование
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия | Период проведения | ||
Сказка «Колобок» | |||||
1. | Дед и баба | 1. приветствие 2. «Ладушки» 3. «Ищем колобка» | Октябрь 1-я неделя | ||
2. | Колобок | 1. приветствие 2. «колобок» 3. лепка | 2-я неделя | ||
3. | Заяц | 1. приветствие 2. «Зайка» 3. «зайкина зарядка» 4. рисование | 3-я неделя | ||
4. | Волк | 1. приветствие 2. «в гости к волку» 3. рисование | 4-я неделя | ||
5. | Медведь | 1. приветствие 2. «мишка испугался» 3. рисование | Ноябрь 1-я неделя | ||
6. | Лиса | 1. приветствие 2. «пальчики пошли гулять» 3. рисование | 2-я неделя | ||
7. | Показ сказки | 1. приветствие 2. показ сказки «Колобок» | 3-я неделя | ||
Сказка «Курочка Ряба» | |||||
8. | Курочка | 1. приветствие 2. «вышла курочка гулять» 3. «весёлая зарядка» | 4-я неделя | ||
9. | Мышка | 1. приветствие 2. «Мышка» 3. рисование | Декабрь 1-я неделя | ||
10. | Показ сказки | 1. приветствие 2. показ сказки «Курочка Ряба» | 2-я неделя | ||
Сказка «Теремок» | |||||
11. | Лягушка | 1. приветствие 2. игра «Лягушки» 3. игра «Поймай комарика» | 3-я неделя | ||
12. | Заяц | 1. приветствие 2. игра «Жил-был зайка» 3. игра «Сказочный лес» | 4-я неделя |
3. ПРОЕКТ «ГОРОД КАРТИННОГО МАСТЕРСТВА»
Тематическое планирование занятий по художественной терапии
№ п/п | Название | Содержание занятия | Период проведения | Форма работы с картинами |
1. | Картины из ваты | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | Декабрь | коллективная |
2. | Монотипные картины | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | Январь | индивидуальная |
3. | Картины, при помощи пластилинографии | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | Февраль | коллективная |
4. | 3-d картины | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | Март | индивидуальная |
5. | Картины из оригами | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | апрель | индивидуальная |
6. | Картины крупами | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | Май | коллективная |
Тематическое планирование занятий по художественной терапии
№ п/п | Название | Содержание занятия | Период проведения | Форма работы с картинами |
1. | Картины из цветных ниток | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | Сентябрь | коллективная |
2. | Картины из сухих листьев | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | октябрь | коллективная |
3. | Картины из соломы | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | ноябрь | индивидуальная |
4. | Шаблонные картины | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | декабрь | индивидуальная |
5. | Картины с помощью камней | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | январь | коллективная |
6. | Картины из бисера | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | февраль | коллективная |
7. | Картины воздушными красками | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | март | индивидуальная |
8. | Картины из пенопласта | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | апрель | коллективная |
9. | Картины при помощи пульверизатора | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | Май 1-я, 2-я недели | индивидуальная |
10. | Картины из тополиного пуха | 1. беседа 2.физкультминутка 3.пальчиковые игры 4. художественная работа | Май 3-я, 4-я недели | коллективная |
4. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К ПРОЕТУ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУРОЧКА РЯБА».
№ п/п | этап | содержание | период |
1 | Подготовите- льный | 1. изучение методической литературы и интернет - ресурсов. 2. составление плана | Сентябрь |
2. | Основной | 1. распределение ролей среди детей, родителей участвующих в театрализации 2. подготовка инсценировки сказок | Октябрь, ноябрь |
3. | Заключитель- ный | Защита проекта | декабрь |
5. Тематическое планирование к проекту
«Необычное в обычное».
№ п/п | Тема занятий | Содержание занятий | Материалы для занятий | Период проведе ния занятий |
1. | Подготовка | 1. изучение литературы 2. подготовка материала 3. подбор пальчиковых игр и физкультминуток 4. планирование 5. подготовка презентаций | сентябрь | |
2. | Декорирование | 1. изучение, исследование материала 2. творческая работа 3. оценка работы и беседа о трудностях в работе | Шишки, орехи, шелуха, пластилин, хвоя | Октябрь, ноябрь. |
3. | Декорирование | 1. изучение, исследование материала 2. творческая работа 3. оценка работы и беседа о трудностях в работе | Яичная скорлупа, клей, гуашь, кисточки. | Декабрь, январь. |
4. | Прикладное искусство | 1. изучение, исследование материала 2. творческая работа 3. оценка работы и беседа о трудностях в работе | Газета, белая бумага, клей, гуашь, кисточки | Февраль, март. |
5. | Прикладное искусство (квилинг). | 1. изучение, исследование материала 2. творческая работа 3. оценка работы и беседа о трудностях в работе | Цветная бумага, ткань ленты, клей, ножницы, набор для квилинга. | Апрель, май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Арт-терапия в работе с детьми"
Программа дополнительного образования"Арт-терапия в работе с детьми"....
Арт-терапия при работе с детьми
Разработанная мной презентация ,надеюсь,поможет вам правильно и грамотно применять основные техники Арт-терапии в работе с вашими детьми и воспитанниками. Удачи!...
метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом
Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с РДА...
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...
из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .
У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...