Проект "Приёмы АРТ-терапии в работе с детьми"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Климова Светлана Андреевна

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и весёлые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации,которые очень хочетя вспомнить, быть может, заново пережить, но доступ к ним  "за семью замками". АРТ-терапия - это ключик. Последние 10 лет стали в нашей стране временем бурного времени развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает  АРТ-терапия. Этот метод связан с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождение его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождения оптимальных способов решения проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_art-terapii_v_rabote_s_detmi.docx197.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №1 с. Малета»

                  ПРОЕКТ

    «ПРИЁМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С

                              ДЕТЬМИ»

                          (ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

                                                                                                            

                                                                                     

                                                                 

C:\Users\User\Desktop\img18.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками». Арт-терапия — это ключик. Последние 10 лет стали в нашей стране временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия. Арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Отсутствие ограничений и противопоказаний, позволяет использовать арт- терапию в различных направлениях психотерапии, педагогике и социальной работе. Спектр решаемых проблем огромен. Различные техники арт-терапии

используются для преодоления психологических травм,кризисных состояний, потерь, конфликтов, лечения психосоматических и невротических расстройств.

Однако, помимо решения перечисленных проблем, арт-терапия может использоваться для развития личности, помогает достичь гармонии, найти смысл жизни, раскрыть внутренние силы личности.

Цель проекта:  

1. Ознакомление с техниками  арт-терапии,

2.Аанализ возможности применения приемов арт-терапии и арт-терапевтических техник в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Гармонизация личности через развитие, самовыражение и самопознание

Задачи проекта:

 1. Рассмотреть теоретические основы арт-терапии

2. Рассмотреть основные техники арт-терапии, применяемые на занятиях с детьми дошкольного возраста

3. Повысить адаптивные возможности ребёнка в постоянно меняющемся мире.

4. Избавить ребёнка от негативных чувств и эмоций.

Объект проекта:

Приемы  арт-терапии как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности.

Предмет проекта:

Основные  техники арт-терапии, которые могут быть использованы для работы с детьми в ДОУ.

Гипотеза проекта: 

Применение  арт-терапевтических техник для   работы с детьми дошкольного возраста позволяет  улучшить психическое здоровье дошкольников, удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Новизна: состоит в том, что использование инновационных АРТ-терапевтических приёмов в работе с детьми дошкольного возраста является  наиболее эффективным методом психопрофилактики и психокоррекции негативных эмоциональных состояний детей, а так же эффективным способом развития высших психических функций.

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: долгосрочный

Направленность работы по проекту:

 

Этапы:

1. Организационный

2. Планирование

3. Заключительный

1 этап:

1. Подбор литературы

2. Составление бесед

3. Создание картотеки игр, загадок, пальчиковых игр.

2 этап:

Разработка планов

3 этап:

Реализация проекта.

             

             

                        ПРОЕКТ «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ»

                                 

Тематическое планирование занятий по проекту «Песочные фантазии»

№ п/п

месяц

содержание

1.

Сентябрь

Подбор методической литературы

2.

Октябрь

Разработка планов

3.

Ноябрь  

Создание картотек

4.

Декабрь

1. Приветствие

2. Беседа на тему: «Откуда берётся песок»

3. Эксперимент с камешками, лупой

4.Песочная терапия «Самомассаж»

5.Рефлексия

5.

Январь

1. Приветствие

2.Беседа на тему: «Из чего состоит песок»

3. Исследование состава песка

4. Песочная терапия «Сосредоточение ощущения»

5. Рефлексия

6.

Февраль

1. Приветствие

2. Беседа на тему «Свойства песка»

3. Исследование свойств песка

4. Песочная терапия «Самомассаж»

5. Рефлексия

7.

Март

1. Приветствие

2. Беседа на тему «Взаимодействие песка и воды»

3. Взаимодействие с водой

4. Песочная терапия «Сосредоточение ощущений»

5. Рефлексия

8.

Апрель

1. Приветствие

2. Беседа о различиях песка и глины

3. Исследование  и сравнение свойств песка со свойствами глины

4. Песочная терапия «Самомассаж»

5. Рефлексия

9.

Май

1. Приветствие

Обобщение результатов исследовательской работы

Тематическое планирование основных занятий по проекту «Песочные фантазии»

                                         

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Период проведения

Занятие 1

Путешествие в Песочную Страну

1. Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Сентябрь

Занятие 2

Город Песочного Человека

1.Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Октябрь

Занятие 3

Город Песочной Феи

1. Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Ноябрь

Занятие 4

Морское Путешествие

1. Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Декабрь

Занятие 5

Город Песочного Гнома

1. Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Январь

Занятие 6

Город самоцветных Камней

1. Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Февраль

Занятие 7

В поисках радуги

1. Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Март

Занятие 8

Город Динозавров

1. Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Апрель

Занятие 9

Город грустного Настроения

1. Приветствие

2. Основная часть

3. Рефлексия

Май

2.                                    

                   ПРОЕКТ «СКАЗКА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»

                                       

Тематическое планирование занятий по проекту сказкотерапии

                     

СЕНТЯБРЬ – подбор материала, игр, составление занятий, планирование

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятия

Период проведения

                                       Сказка «Колобок»

1.

Дед и баба

1. приветствие

2.  «Ладушки»

3. «Ищем колобка»

Октябрь

1-я неделя

2.

Колобок

1. приветствие

2. «колобок»

3. лепка

2-я неделя

3.

Заяц

1. приветствие

2. «Зайка»

3. «зайкина зарядка»

4. рисование

3-я неделя

4.

Волк

1. приветствие

2. «в гости к волку»

3. рисование

4-я неделя

5.

Медведь

1. приветствие

2. «мишка испугался»

3. рисование

Ноябрь

1-я неделя

6.

Лиса

1. приветствие

2. «пальчики пошли гулять»

3. рисование

2-я неделя

7.

Показ сказки

1. приветствие

2. показ сказки «Колобок»

3-я неделя

                                   Сказка «Курочка Ряба»

8.

Курочка

1. приветствие

2. «вышла курочка гулять»

3. «весёлая зарядка»

4-я неделя

9.

Мышка

1. приветствие

2. «Мышка»

3. рисование

Декабрь

1-я неделя

10.

Показ сказки

1. приветствие

 2. показ сказки «Курочка Ряба»

2-я неделя

                                    Сказка «Теремок»

11.

Лягушка

1. приветствие

2. игра «Лягушки»

3. игра «Поймай комарика»

3-я неделя

12.

Заяц

1. приветствие

2. игра «Жил-был зайка»

3. игра «Сказочный лес»

4-я неделя

             

3.              ПРОЕКТ «ГОРОД КАРТИННОГО МАСТЕРСТВА»

Тематическое планирование  занятий по художественной терапии

№ п/п

Название

Содержание занятия

Период проведения

Форма

работы с картинами

1.

Картины из ваты

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

Декабрь

коллективная

2.

Монотипные картины

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

Январь

индивидуальная

3.

Картины, при помощи

пластилинографии

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

Февраль

коллективная

4.

3-d картины

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

Март

индивидуальная

5.

Картины из оригами

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

апрель

индивидуальная

                                                     

6.

Картины крупами

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

Май

коллективная

Тематическое планирование занятий по художественной терапии

№ п/п

Название

Содержание занятия

Период проведения

Форма работы с картинами  

1.

Картины из цветных ниток

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

Сентябрь

коллективная

2.

Картины из сухих листьев

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

октябрь

коллективная

3.

Картины из соломы

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

ноябрь

индивидуальная

4.

Шаблонные картины

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

декабрь

индивидуальная

5.

Картины с помощью камней

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

январь

коллективная

6.

Картины из бисера

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

февраль

коллективная

7.

Картины воздушными красками

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

март

индивидуальная

8.

Картины из пенопласта

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

апрель

коллективная

9.

Картины при помощи  пульверизатора

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

Май

1-я, 2-я недели

индивидуальная

10.

Картины из тополиного пуха

1. беседа

2.физкультминутка

3.пальчиковые игры

4. художественная работа

Май

3-я, 4-я недели

коллективная

 4. СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К ПРОЕТУ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ  

                                                  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КУРОЧКА РЯБА».

№ п/п

этап

содержание

период

1

Подготовите- льный

 1. изучение методической литературы и интернет - ресурсов.

2. составление плана

Сентябрь

2.

Основной

1. распределение ролей среди детей, родителей участвующих в театрализации

2. подготовка инсценировки сказок

Октябрь, ноябрь

3.

Заключитель- ный

Защита проекта

декабрь

               

              5. Тематическое планирование к проекту

                           «Необычное в обычное».

   

№ п/п

Тема  занятий

Содержание  занятий

Материалы для занятий

Период проведе ния занятий

1.

Подготовка

1. изучение литературы

2. подготовка материала

3. подбор пальчиковых игр и физкультминуток

4. планирование

5. подготовка презентаций

сентябрь

2.

Декорирование

1. изучение, исследование материала

2. творческая работа

3. оценка работы и беседа о трудностях в работе

Шишки, орехи, шелуха, пластилин, хвоя

Октябрь, ноябрь.

3.

Декорирование

1. изучение, исследование материала

2. творческая работа

3. оценка работы и беседа о трудностях в работе

Яичная скорлупа, клей, гуашь, кисточки.

Декабрь, январь.

4.

Прикладное искусство

1. изучение, исследование материала

2. творческая работа

3. оценка работы и беседа о трудностях в работе

Газета, белая бумага, клей, гуашь, кисточки

Февраль, март.

5.

Прикладное искусство (квилинг).

1. изучение, исследование материала

2. творческая работа

3. оценка работы и беседа о трудностях в работе

Цветная бумага, ткань ленты, клей, ножницы, набор для квилинга.

Апрель, май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Арт-терапия в работе с детьми"

Программа дополнительного образования"Арт-терапия в работе с детьми"....

Арт-терапия при работе с детьми

Разработанная мной презентация ,надеюсь,поможет вам правильно и грамотно применять основные техники Арт-терапии в работе с вашими детьми и воспитанниками. Удачи!...

метод холдинг-терапии в работе с детьми с аутизмом

Ознакомительная презентация для педагогов, психологов, родителей, работающих с детьми с  РДА...

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

из опыта работы «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Новизна опыта по применению арт-терапии заключается в подборе нетрадиционных методов и технологий рисования, активизирующих творческое воображение и мышление дошкольников и гармонизирующих эмоциональн...

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Обобщение опыта работы на тему «Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми .

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но до...