Презентация "Технология проблемного обучения в детском саду"
презентация
Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.pptx | 92.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемное обучение в детском саду – это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать проблемы, открывать новые знания. Что же такое проблемное обучение? Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но взрослые ограждают детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, по - экспериментировать и самостоятельно справиться с проблемами. Дети привыкают просить помощи у взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни . Основная задача - подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами. З адача детского сада - наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, включить каждого малыша в содержательную деятельность . Очень важно пробудить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность обучающихся. 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся. 3.Развитие мыслительных способностей детей. Недостатки: Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний.
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения: 1 .Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2.Быть доступными для обучающихся. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4.Задания должны быть таковыми, что бы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Формы организации проблемного обучения: 1.Проблемный вопрос; 2.Проблемная задача; 3.Проблемная ситуация.
Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. «Почему на одном участке лужи высохли быстро, а другие долго не высыхают ?» Т . е. вопрос «Когда опадают листья ?» - предполагает конкретный вопрос на основе знаний –это просто вопрос. А вопрос «Почему осенью опадают листья ?» - является проблемным , требует от детей при ответе на него рассуждений. Проблемные вопросы содержат в тексте вопросы «Почему ?», «Зачем ?». Например «Какие птицы наших краев улетают на юг ?»( просто вопрос) «Почему утка плавает, а курица нет ?» –это проблемный вопрос.
Проблемная задача. П роблемную задачу можно условно разделить на две части . В ней есть условие(описание) и есть вопрос? Проблемная задача №1. Дети слепили двух одинаковых снеговиков . Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему ? Проблемная задача№2. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду Буратино всплывает. Как ему помочь?
Проблемная ситуация. Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности .(Воспитатель предлагает по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов(деревянные, пластмассовые, резиновые и металлические ). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются , а металлические останавливаются посередине . Неизвестно - почему только металлические? Противоречие - должен скатиться, но не скатился. Свойства магнита.
Алгоритм решения проблемной ситуации состоит из 7 шагов: 1.Описание проблемной ситуации (неясность ситуации) 2.Вычленение из проблемной ситуации конкретной задачи, постановка цели ( Как быть? Что делать?) 3.Формулировка противоречия. 4.ИКР-идеальный конкретный результат. 5.Выявление ресурсов объекта. Выявление реальных возможностей. 6.Формулировка окончательного решения, к которому пришли. 7.Формулировка подзадач ( определение проблем, которые могут возникнуть в дальнейшем).
Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольника 1этап - постановка проблемы основная цель воспитателя помочь детям осознать и присвоить предложенную ситуацию. 2 этап - актуализация необходимых знаний, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы. 3 этап - выдвижение гипотез и предложений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предложения, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирования. 4 этап - проверка решения. Основной целью является организация по проверке правильного решения. Проверку можно осуществлять через различные виды деятельности. 5 этап - введение в систему знаний. Н аправлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению. Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Вывод: П едагогам необходимо использовать современные образовательные технологии, которые позволили бы детям не быть объектом обучения, а быть активными ее субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи . Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он додумался сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить. Ребенку интереснее мыслить, чем запоминать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проблемного обучения в детском саду
Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе дошкольного образования выдвигаются весьма высокие...
Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»
Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...
Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду»
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...
Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".
Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...
Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»
Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...
Технология проблемного обучения в детском саду
Технология проблемного обучения...
Технологии проблемного обучения в детском саду
Описание и методика построения проблемного обучения (обобщение опыта)....