«ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей»
консультация
ВКЗ, Ее влияние на укрепление здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vkz.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«ВКЗ. Ее влияние на укрепление здоровья детей»
Проблемы, касающиеся здоровья, являются наиболее актуальными проблемами современного общества. В настоящее время необходимость решения проблем сохранения и повышения качества здоровья граждан РФ - общепризнана. Правовые и медико-социальные вопросы здоровья граждан решаются в соответствии с приоритетными направлениями социальной политики страны в области охраны здоровья, развития медицины и системы здравоохранения.
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Хотя в повседневной жизни люди склонны чаще обращать внимание на различные нарушения и отклонения, расценивая феномен здоровья, только лишь как отсутствие недуга. Сторонники традиционной медицинской модели, чаще определяют патологии и болезни, посредством классификаций и описаний всевозможных отклонений, упуская психологический смысл понятия «здоровье». В сознании обывателя «болезнь», явление куда более реальное, чем «здоровье и душевное благополучие». Поэтому, само понятие «здоровье» в сознании большинства людей, все еще лишено конкретного психологического смысла.
Сейчас, понимание того, что экономически более выгодным оказывается не лечение имеющихся болезней, а их предотвращение, пропаганда здорового поведения и здорового образа жизни, активизирует исследования в области психологии здоровья. Поиск оптимальной модели профилактики болезней и пропаганды формирования здоровья у будущего поколения, приводит ученых к исследованию внутренних психологических механизмов возникновения субъективного отношения человека к своему здоровью, которые раскрываются в понятии «внутренняя картина здоровья».
Внутренняя картина здоровья – система представлений человека о том, что такое здоровье, какова его ценность, а также знание и понимание методов его поддержания и формирования.
Внутренняя картина здоровья включает три компонента.
Когнитивный компонент – совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья.
Эмоциональный компонент – переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующий эмоциональный фон человека.
Поведенческий, или моторно – волевой, компонент – совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.
Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства.
Есть еще термин «Внутренняя картина болезни» - термин, предложенный А. Р. Лурия, связанный с попыткой врача понять, готов пациент бороться вместе с ним против болезни или, напротив, он находится на стороне болезни.
Ю. А. Некрасова, вводя термин «внутренняя картина здоровья», предполагала, что наличие детальной разработанной картины здоровья у человека будет затруднять возникновение заболеваний, связанных с развитием стресса, тогда как наличие внутренней картины болезни, напротив, будет об-легчать возникновение любого нового заболевания.
С этой точки зрения формирование у ребенка внутренней картины здоровья – одно из направлений профилактики заболеваемости у детей. Проводились исследования: задавался вопрос здоровым детям «Что нужно, чтобы быть здоровым?», 60% отвечали «Ходить к врачу, пить таблетки». То есть, вместо картины здоровья, практически у половины детей была внутренняя картина болезни. А вот дети, которые находились на излечении от кардиологических заболеваний, в пять раз чаще говорили о том, что нужно осуществлять профилактику (заниматься спортом, дышать свежим воздухом и т. д.), чем здоровые дети. Оказалось, что именно врачи, а не родители формировали у больных детей внутреннюю картину здоровья. Такой результат можно объяснять тем, что родители, пока ребенок здоров, не описывают его состояние как состояние здоровья и не разговаривают с детьми на тему, как нужно поддерживать это состояние. Однако при возникновении болезни они активно общаются с ребенком и объясняют свои действия. Что нужно «пойти к врачу» и «пить таблетки».
С хронически больными детьми, напротив, много говорят о профилактике и о том, что нужно делать, чтобы поддержать состояние здоровья. Следовательно, специальные воздействия взрослых могут изменить внутреннюю картину здоровья ребенка. И еще важный факт, ни один хронически больной ребенок не сказал, что ему иногда хочется поболеть, тогда как такие ответы дали практически 20 % здоровых детей. Очень часто, мы в своей практике, можем наблюдать недомогание детей особенно по понедельникам, когда у ребенка что –то болит, стоит маме позвонить и все прошло.
Исследования внутренней картины здоровья предпринимались такими отечественными исследователями, как В. Е. Каган, А. Б. Орлов, В. П. Казначеев, В. А. Ананьев, И. И. Мамайчук и другими, а также их зарубежными коллегами Дж. Стоун, Ф. Коэн и Г. Адлер, М. Боухал, Я. Мак-Дермотт и т. д.
ВКЗ не является врожденной, она формируется в ходе воспитания и социализации, начиная с ранних этапов жизни. Развитие внутренней картины здоровья ребенка осуществляется поэтапно, по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляется в его поведении. Поэтому внутренняя картина здоровья у детей имеет решающее значение в формировании здоровых, полезных привычек.
Осознанная забота ребенка о своем здоровье, появляющаяся при непосредственном воздействии ближайшего окружения, способствует формированию внутренней картины здоровья как комплексного субъективного представления человека о своем здоровье, механизмах его формирования, причинах ухудшения и совокупности эмоциональных переживаний в состоянии здоровья, способах его поддержания и сохранения. Соответственно дети, отличающиеся более сформированной ВКЗ, менее подвержены заболеваниям, быстрее выздоравливают, а также, активнее принимают фармакологическую помощь, так как обладают ясной ценностью здоровья, подчинённой определённому личному мотиву.
В связи с этим, необходимо начинать работать над формированием ВКЗ у детей максимально рано, чтобы создать ориентацию на здоровый образ жизни и ответственность за собственное здоровье. Формирование внутренней картины здоровья предполагает систему знаний ребенка о здоровье и о том, как его поддерживать и формировать.
На формирование ВКЗ детей оказывает сильное влияние отношение к здоровью, как ценности, их родителей.
Дополнительная работа воспитателя совместно с родителями по формированию у детей внутренней картины здоровья, может повысить устойчивость детей к инфекционным заболеваниям, а также уменьшить неосознанное стремление вызвать тот или иной симптом и остаться дома.
Основные компоненты здорового образа жизни и навыки, которые дети должны освоить на уровне поведения:
- рациональный режим;
-правильное питание;
-рациональная двигательная активность;
- закаливание организма;
- сохранение оптимального психоэмоционального состоя-ния.
Формирование внутренней картины здоровья предполагает систему знаний ребенка о здоровье и о том, как его поддерживать и формировать.
Литература
Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю.
Здоровьесбережение и здоровьеформированиев условиях детского сада: метод, пособие. – СПб.:ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по сохранению и укреплению Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду "Кирпичики"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования...
консультация для родителей"Влияние средств закаливания на укрепление здоровья детей"
поцесс закаливания...
Консультация для родителей "Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей".
Влияние закаливания, на укрепление здоровья детей...
Методическая разработка рекомендаций по использованию прослушивания звуков природы и деревотерапии на свежем воздухе для укрепления здоровья детей и оказания положительного влияния на их эмоциональное состояние.
Терапия звуками природы - процесс релаксационный. Рекомендуется проводить эту работу с детьми в индивидуальной или групповой форме.Для этой работы необходим зал релаксации (“комната психол...
Буклет для педагогического совета «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»
Взаимодействие с семьёй....
Мастер-класс «Изготовление массажных ковриков своими руками и их влияние на укрепление здоровья детей»
Мастер-класс «Изготовление массажных ковриков своими руками и их влияние на укрепление здоровья детей»...