Сценарий организованной образовательной деятельности "Все профессии важны, все профессии нужны!"
методическая разработка (подготовительная группа)

Федотова Татьяна Александровна

Воспитание уважения к труду и людям, честно и ответственно выполняющим свои трудовые обязанности, необходимо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание важности и необходимости профессионального труда. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду.

Вместе с тем именно в дошкольном возрасте важно активизировать у детей стремление развивать свои способности и умения для увеличения потенциала возможностей профессиональной реализации в будущем.

             Структура образовательной деятельности состоит из 3 частей:

-        Групповой сбор (организация детей). Групповой сбор направлен на установление комфортного социально-психологического климата. Это возможность пообщаться: рассказать об увиденном, чему научился, высказать свое мнение и выслушать друг друга. Запланировать день, самостоятельно сделать выбор для работы в центрах активности.

-       Работа в центрах активности (практическая деятельность). Работа в центрах активности позволяет детям самостоятельно изобрести способы действия, привлекая знания из собственного опыта, способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, развивает навыки социального взаимодействия.

-       Итоговый сбор (подведение итогов). На итоговом сборе дети демонстрируют результаты своей деятельности в центрах активности, рассказывают, что получилось, что пока не удалось и почему. Подводится  общий итог работы. 

       Каждая часть образовательной деятельности направлена на решение педагогических задач и предполагает выбор  методов и приемов:

-        словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение приемов, напоминание, поощрение);

-        наглядные (рассматривание операционных карт; рассматривание иллюстраций и детских работ, показ способа действия);

-        игровые (игровая ситуация, дидактические игры);

-        практические (упражнение, опыт);

-        эвристический (решение проблемных задач);

-        методы контроля (наблюдение, анализ детских работ).

               При разработке сценария образовательной деятельности учитываются принципы развивающей среды: комфортности, превентивности, доступности, личностной ориентированности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности в центрах активности

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Интегрированное занятие  для детей подготовительной группы

Вид занятия:  игровое  занятие.

Цель: закрепление и обобщение представлений о профессиях.

Программные задачи:

      Образовательные: 

  • уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии строителя, повара, лаборанта, эколога, художника-модельера.
  • сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде.

      Развивающие: 

  • способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • формировать потребность у детей отвечать полными распространенными предложениями.

    Воспитательные: 

  • воспитывать уважение к труду взрослых;
  • формировать и развивать социально-нравственные ориентиры и положительные социальные установки.

Проблема (мотивация):

         От редакции детского сада поступило задание написать о людях разных профессий, работающих в нефтяной промышленности. Воспитанники пробуют себя в разных профессиях. Обыгрывают роль повара, художника, строителя, лаборанта, эколога.  Дают характеристику профессиональной деятельности.

Предварительная работа:

  • Просмотр фрагмента мультфильма «Незнайка в Солнечном городе», «По секрету всему свету»  (о профессии повара);
  • Рассматривание иллюстраций о разных профессиях;
  • Беседы «Профессии родителей», «Профессии в нашем детском саду»;
  • Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?»,  В.Маяковский «Кем быть?»;
  • Экскурсии по детскому саду «В гости к поварам», «Костюмерная», «Медицинский кабинет», «Мастерская» и др.
  • Дидактические игры «У кого что», «Отгадай профессию» и др.

Материалы и оборудование:

Утренний сбор:  подушки, микрофон, мольберт; картинки с изображением профессий: лаборант, эколог, художник-модельер, строитель, повар; карточки с изображением материалов и орудий труда, соответствующих перечисленным профессиям; магниты.

Центр литературы и грамотности: Журналы, клей-карандаш (5шт), тонированный лист ватмана, ножницы (5шт), фломастеры (2 набора).

Центр строительства: Планшеты (5шт), образовательный конструктор-ЛЕГО;

Центр искусства: Демонстрационный материал (альбом с моделями одежды), бумажные куклы (5 шт), бумага, ножницы (5 шт), фломастеры, цветные карандаши (5 наборов), восковые мелки (5 наборов).

Центр науки и естествознания: Операционные карты, халаты (4 шт), оборудование для проведения опытов.

Центр кулинарии: Фартуки (4 шт), косынки (4 шт), схема приготовления салата, салатники, разделочные доски, ножи, овощи (морковь, свекла, картофель, огурец, горошек), масло подсолнечное, соль.

ТСО: телевизор, ноутбук, планшеты, видеокамера, микрофон.

Методы и приемы:

  • словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям, повторение и уточнение приемов, напоминание, поощрение);

  • наглядные (рассматривание операционных карт; рассматривание иллюстраций и детских работ, показ способа действия);
  • игровые (игровая ситуация, дидактические игры);
  • практические (упражнение, опыт);
  • эвристический (решение проблемных задач);
  • методы контроля (наблюдение, анализ детских работ).

Место проведения групповая комната

Участники: педагог, воспитанники, ассистент (родитель), младший воспитатель.

Ход образовательной деятельности

I часть. Утренний сбор

Организация обстановки: дети садятся в круг на подушечки.

Заполнение информационного листа

Организационный момент

Звенит колокольчик.

Приветствие

Здравствуй, правая рука,  (вытянуть правую руку вперёд)

Здравствуй, левая рука,    (вытянуть левую руку вперёд)

Здравствуй, друг,             (поворот в одну сторону, помахать)

Здравствуй, друг,         (поворот в другую сторону, помахать)

Здравствуй, весь наш дружный круг(дети берутся за руки).

Планирование дня

Педагог и воспитанники заполняют информационный лист: «Сегодня 13 мая 2015 года, среда. Погода солнечная, тёплая. В нашей группе сегодня 14 девочек и 9 мальчиков. Мы будем работать   в 5 центрах активности.

Во вторую половину дня мы организуем сюжетно –ролевую игру «День на буровой».

Обмен новостями. Интервью с детьми «А что у вас?»

Педагог  предлагает детям поделиться новостями, интересными событиями (ответы детей).

Мотивация к деятельности

Педагог.  Ребята, сегодня от редакции нашего детского сада «Родничок со всех сторон» поступило задание: выяснить, люди каких специальностей работают в нефтяной промышленности. Записать материал об этих профессиях.

Нефть везде и нефть повсюду, Она ценность наших дней.
Она истинное чудо, Ты знаком отлично с ней!

- У многих из вас родители работают в нефтяной промышленности,  вспомним, с какими профессиями мы знакомы.

Дидактическая игра «Кому что нужно?» - выбор центров активности.

На слайде поочередно появляются изображения профессий (лаборант, строитель, художник-модельер, эколог, повар).

Педагог задает детям вопросы последовательно к каждой иллюстрации:

- Люди, какой профессии изображены на слайде?

- Как называется помещение, где они трудятся?

- Чем они занимаются? (Ответы детей).

Дети предлагают различные варианты ответов. Педагог  проводит работу по модели «3 вопроса».

Выбор центров – дидактическая игра

 «Кому что нужно?»

Цель: Закреплять представления детей о профессиях: повар, художник-модельер, эколог, лаборант, строитель. Учить находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии.

Оборудование: Картинки с изображением профессий людей (на мольберте) и картинки с изображением орудий труда и материалов, магниты.

Содержание: Педагог раздает картинки  с предметами, необходимыми для трудовой деятельности и предлагает определить, для какой профессии какие материалы и орудия нужны. Дети выполняют задание, последовательно располагая карточки на мольберте соответственно каждой профессии.  

Одновременно определяются и группы детей для работы в центрах, каждому из которых соответствует одна из профессий.

Воспитанники, выполнив задание, берут на себя роль соответствующей профессии и расходятся по центрам.

Центр науки и естествознания – 4 воспитанника (лаборанты);

Центр кулинарии – 4 воспитанника (повара);

Центр искусства – 5 воспитанников (художники-модельеры); Центр литературы и грамотности – 5 воспитанников (экологи);

Центр строительства – 5 воспитанников (строители). 

II. Основная часть. Работа в центрах активности

Центр «Искусства»

Игровая ситуация: разработка специальной одежды для нефтяников.

     

Воспитанники придумывают форму нефтяникам.

Воспитанники оформляют

экологический плакат

Воспитанники

моделируют нефтяную вышку

Строят нефтяное месторождение

Деятельность воспитанников: дети придумывают специальную одежду (для бумажных кукол). Рисуют, раскрашивают, вырезают. Деятельность взрослого: педагог беседует о профессии художника-модельера. Обращает внимание, что одежда нефтяника должна быть удобной, комфортной, практичной, с учетом климата нашей местности. Защищать от комаров, мошек, клещей.

Оказывает помощь в случае необходимости.

Напоминает о технике безопасности при работе с ножницами. (Сопровождение деятельности осуществляет  младший воспитатель).

Центр «Литературы и грамотности»

Игровая ситуация: Создание экологического плаката.

Деятельность воспитанников: дети выбирают из журналов иллюстрации на экологическую тему, вырезают и оформляют плакат. Придумывают название плаката.

Деятельность взрослого: педагог беседует о профессии  эколога. Обращает внимание на то, что экологи заботятся об охране окружающей среды и  предлагает изготовить плакат на данную тему. Оказывает помощь в случае необходимости.  Напоминает о технике безопасности при работе с ножницами.

Центр «Строительства»

Игровая ситуация: моделирование на планшете нефтяной вышки. Построить нефтяное месторождение с помощью образовательного конструктора – ЛЕГО.

Деятельность воспитанников: дети работают с планшетами. Моделируют нефтяную вышку. С помощью конструктора выполняют сборку нефтяной вышки и обустраивают нефтяное месторождение.

Деятельность взрослого: педагог беседует о профессии строителя. Напоминает правила работы с планшетами, приемы скрепления деталей конструктора. Оказывает помощь в случае необходимости.

Центр «Кулинарии»

Игровая ситуация: приготовление витаминного салата

«Винегрет».

   

Воспитанники готовят салат «Винегрет»

Воспитанники определяют цвет воды

Деятельность воспитанников: дети рассматривают схему приготовления салата, и приступают к работе: чистят овощи, режут кубиками, добавляют масло подсолнечное, соль и перемешивают. Раскладывают в салатники.

Деятельность взрослого: педагог беседует о профессии  повара. Обращает внимание, на то, что у нефтяников тяжелая и ответственная работа, поэтому повара должны, вовремя и вкусно  приготовить еду. Напоминает правила работы по схеме, правила безопасности. В случае необходимости оказывает помощь (Сопровождение деятельности осуществляется родителем).

Центр «Науки и естествознания»

Игровая ситуация: проведение опытов с водой.

Деятельность воспитанников: дети проверяют свойства воды (форма, цвет, запах, вкус), опираясь на схемы проведения опытов.

Описание опытов

Деятельность взрослого: педагог беседует о профессии  лаборанта. Обращает внимание, на то, что в нашем округе эта профессия очень важна. Лаборанты  химического анализа проверяют качества воды и нефти. Напоминает, что лаборанты должны быть осторожными и внимательными.

  1.  Заключительная  часть. Итоговый сбор

Беседа с детьми записывается на видеокамеру.

Звенит колокольчик, дети с готовыми работами садятся на подушечки подгруппами.

         Педагог предлагает детям записать видеорепортаж о профессиях.

Педагог. Ребята, сегодня вы работали в центрах и вспомнили много интересного о профессиях людей, занятых в нефтяной промышленности.  Я предлагаю записать видеорепортаж - «Все профессии важны, все профессии нужны».

Педагог приглашает детей разместиться в подгруппах  по профессиям, и задает вопросы:

-  Чем интересна профессия повара?

- С какими трудностями вы столкнулись, что помогло вам  

Экологи демонстрируют, плакат «Любите природу»

с ними справиться?

- Что было бы, если бы поваров не было? (Ответы детей).

Педагог берет интервью у каждой  подгруппы  детей (по данной схеме).

Педагог.  На земле нет ненужных профессий, люди, вкладывающие всю душу в свой труд – Великие Мастера, и их труд необходимо беречь.

Строитель строит жилища,

Одежда - работа портного,

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова!

Нефтяник был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Форму: куртку, и брюки

Повар нефтянику к сроку

Сварит вкусный обед.

Ну а нефтяник, конечно,

Даст лаборанту нефть.

Стало быть, так и выходит:

Все, что мы делаем – нужно!

Значит, давайте трудиться

           Честно, усердно и дружно!

Педагог подводит итог образовательной деятельности. Напоминает о том, что центры активности в течение дня открыты, и ребята в  них могут  позаниматься. Во вторую половину дня проводится сюжетно – ролевая игра «День на буровой».

Используемая литература:

  1. Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н.В. Мальцева «Югорский трамплин» Программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка. – М.: Издательство «Алекс»2010;
  2. А. Лопатина, М. Скребцова «Секреты мастерства 62 урока о профессиях и мастерах» - М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002 – 352с;
  3. Т.В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Васина А.К.«Методические рекомендации к практическим работам по природоведению»
  5. Л.В Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание ребенка – дошкольника: Программ. – метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  6. Журнал «Детский сад: теория и практика. №8 /2011г.
  7. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №7/ 2011г. стр.62;
  8. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №4/ 2011г. стр.4;
  9. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №2/ 2011г. стр.32;
  10. Интернет-ресурсы:

Федотова                                                                                                              НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок»

Татьяна                                                                                                                                     Нефтеюганский район                                                                                                                                            

Александровна                                                                                                                                   гп. Пойковский                                                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Познавательное развитие" в форме викторины "Все профессии важны, все профессии нужны"

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Познавательное развитие" в форме викторины "Все профессии важны"...

Организация образовательной деятельности. Образовательная область: «Познавательное развитие» тема: «Все профессии важны, все профессии нужны» (в форме КВН)

Уточнить и закрепить знания детей о профессиях. Формирование умения выращивать черенки комнатных растений....

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области ”\'Познавательное развитие” в форме викторины «Все профессии важны, все профессии нужны».

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области ”\'Познавательное развитие”в форме викторины «Все профессии важны, все профессии нужны».Цель: Закреплять знания детей о раз...

Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности  Приоритетн...

Сценарий КВН "Мир профессий" в подготовительной группе, в рамках проекта "Все профессии важны, все профессии нужны" .

Уточнить и обощить представления детей о профессиях, понимать значимость профессий в жизни людей, воспитывать уважение к различным видам профессий....

Сценарий спортивного развлечения «Все профессии важны, все профессии нужны»

Развлечение проводится с использованием ИКТ. Развлекаясь, дети развивают ловкость, быстроту, выносливость,  обогащают знаниями о различных профессиях....