Родительское собрание «Развитие речи детей 3-4 лет»
материал (младшая группа)

Родительское собрание в форме "круглого стола" во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_razv_rechi_3-4_let.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское  муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский центр развития ребенка – детский сад «Белоснежка»

Родительское собрание в форме круглого стола «Развитие речи детей 3-4 лет»

Воспитатель: Мендешева С.В.

Тема: «Развиваем речь детей 3-4 лет».

Цель: дать родителям знания об особенностях развития речи детей  3-4 лет, познакомить с методами и приемами развития речи ребенка.

Ход собрания

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Предлагаю для начала поиграть в одну игру «Комплимент»

Основная часть

Выступление воспитателя по теме родительского собрания «Развитие речи детей 3-4 лет»

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:

  • Устную речь (говорение и слушание);
  • Письменную речь ( письмо и чтение)

Наше собрание  посвящено развитию устной речи детей .

Развитие устной речи, ее компонентов  является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.

  1. Словарный запас:  

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении.

  • Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы;  качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).
  • Обогатить словарь названиями  частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

Практическое задание

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

Оборудование: мешочек, предметы по теме.

Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

  1. «Подбери пару»

Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие.

Оборудование: игрушки (мяч, кукла, мишка и т.д.), предметные картинки с изображением этих игрушек.

Рассмотрите  вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.

  1. Грамматический строй речи

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.

Наша задача:

  • совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  • Упражнение: Машина…какая? (большая)

научить употреблять существительные с предлогами.

  • Упражнение: Зайчик ( под столом, над столом, на столе )
  • Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей
  • Упраж        нение: Кошка - котенок- котята

  1. Связная речь

Задачи:

1.        Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

2.        Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

     

Практическое задание:

Ситуация общения «Научи меня».

Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.

( …А меня научишь???)

Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил.  У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!

  1. Звуковая культура речи

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата.

Задачи:

•        Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

Практическое задание: «Гимнастика для язычка»

Упражнения для губ и щек

1.Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

2. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Практическое задание:

Развитие интонационной выразительности:

  • Говорить голосом мышки, медведя, волка;
  • Развитие слухового внимания:
  • Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)
  • Развитие речевого дыхания:
  • Игры: «Снежинка», «Бабочки» и пр.

  1. Помните:
  • Правильное произношение формируется в дошкольном детстве.
  • Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их.
  • Не рекомендуется чрезмерно нагружать ребенка речевым развитием.
  • Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. (не понаследству)
  • Важно чтобы в общении с ребенком речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. (говорить как ребенок)
  • Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.

5. Подведение итогов собрания

Рефлексия

Разное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы сотрудничества с родителями в МБ ДОУ. Родительское собрание «Развитие творчества у детей»

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теорети...

родительское собрание "Развитие диалогической речи"

Родительское собрание в виде деловой игры на тему "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...

родительское собрание "Развитие правильной речи-важное условие умственного воспитания дошкольника"

Критерии готовности к школьному обучению, формы и методы для развития правильной речи....

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....