Советы родителям по развитию речи детей: «О чём поговорить с ребёнком»
консультация

Тимеркаева Наталья Владимировна

Данные рекомендации, надеюсь, помогут родителям в общении с детьми, в развитии речи детей...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям по развитию речи детей:

«О чём поговорить с ребёнком»

          Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием, знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы ребенок то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками.  Расширению кругозора и развитию речи ребенка в любом возрасте в большой степени способствует разнообразие явлений окружающей жизни, которые он наблюдает. Жизнь дома, улицы, природы так разнообразна, что может дать очень много для обогащения содержания речи маленького ребенка. Гуляя с ребенком, обратите его внимание и поговорите с ним о том, что солнышко ярко светит, что снег тает, остановитесь с ним и посмотрите, как красят дом, например. Необходимо стремиться к пониманию ребенком того, о чем с ним говорят, и того, что он сам говорит, а не к развитию у ребенка лишь механического воспроизведения слышанного.

        Очень многие родители читают своим детям непонятные им по смыслу стихи, сказки и ведут разговоры с малышами о том, что они еще не могут понять. Родителей умиляет, когда их ребенок пересказывает басни Крылова или точно, в должном месте, переворачивает страницы книги. А между тем в этом нет ничего полезного для умственного развития ребенка. Он лишь механически, как эхо, иногда с большим трудом выговаривая, повторяет незнакомые слова, совершенно не понимая их смысла. Это приучает его бессмысленно воспроизводить непонятные слова, пользоваться ими, не зная их значения, перегружает его память. Часто дети, которые без особого смысла много болтают, бывают особенно легко возбудимыми. Это объясняется тем, что у них преобладает односторонняя деятельность. Они главным образом разговаривают, рассуждают, но мало сами действуют, не умеют чем-либо сосредоточенно заняться. Поэтому им скучно, неинтересно в обычной обстановке, и они не могут быть без взрослых.

       Хорошо поговорить с ребенком, например, о том, что он видел 1—2 месяца тому назад, что было на празднике в детском саду; можно зимой вспомнить о том, как было летом, и т. п. Нельзя оставлять без ответа вопросы детей. Внимательные родители всегда постараются понять ребенка, ответить на его вопрос, удовлетворить своим объяснением его любознательность. Ребенок в таких случаях станет чаще к ним обращаться, что в свою очередь будет развивать его речь. Дети очень любят слушать рассказы взрослых. При слушании рассказа у ребенка развивается не только речь, но и внимание, память.

      С большим удовольствием дети слушают рассказы из их жизни, о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Чтобы приучить ребенка внимательно слушать, надо создать благоприятную обстановку: в комнате должно быть тихо и никто ничем не должен его отвлекать. Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ…

Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Зарабатывание денег, создание стабильности в семье является приоритетной задачей взрослого населения нашей страны. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени отдаляют родителей от детей. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Очень ценен опыт семей, где несмотря ни на что сохранились традиции совместных ужинов, настольных игр, просмотра и обсуждения телепередач и детских фильмов. А что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, можно предложить несколько вариантов игр, которые не требует специальных педагогических знаний и помогут провести несколько удивительных минут рядом с малышом. Прогулка с малышом — идеальное время для общения. Пусть никто Вас не отвлекает. Наслаждайтесь общением с вашим малышом. Большинство игр на улице не требует специального оборудования и подготовки, однако развивают моторику, слуховое и зрительное внимание, мышление, словарный запас и связную речь.

Во время прогулки, или когда вы идёте в детский сад, возвращаетесь домой, используйте это время для общения с малышом.

 «Изучаем травку и цветы»

Совместно с ребёнком разглядывайте растущую траву, отмечайте, что она зелёная, маленькая. Находите первые весенние цветы, называйте их. Не требуйте от ребёнка запоминания названий растений! Если вы сами будете употреблять эти наименования в речи, ребёнок сначала начнёт соотносить словесное обозначение с конкретным цветком, а затем самостоятельно назовёт его.

Рассмотрите цветок. Покажите стебелёк, листочки, лепестки. Понюхайте цветок. Обратите внимание ребёнка на цветы, растущие в квартире, на даче. Позвольте ему полить, опрыскать растения.

В разговоре с ребёнком используйте не только прямой вопрос «Что это?» чаще задавайте косвенные вопросы: «Чем мы будем поливать растения?», «Во что мы поставим цветы?»

Если ребёнок ответил неверно, проговорите правильный вариант: «Мы будем поливать растения водой», «Мы поставим цветы в вазу». Окончания существительных и прилагательных можно произносить чётко, утрировано, чтобы ребёнку было легче усваивать грамматические категории.

Совместно с ребёнком разглядывайте растущие вокруг деревья, вспоминайте их названия. Рассмотрите ствол деревьев, ветки, листья, корни. Расскажите, какими они бывают: высокими, низкими, маленьким, толстыми, кривыми…Возьмите листочек, рассмотрите его, подуйте на него, понаблюдайте, как он падает, кружится. Посчитайте деревья, растущие по дороге, чётко проговаривая окончания существительных .Вспомните, какими они бывают весной, летом, осенью, зимой.

«Наблюдаем за транспортом»

Посчитайте, сколько автомобилей, автобусов, грузовых машин встретилось вам по дороге. Какого цвета машины? Расскажите, какими они бывают? Как их можно назвать одним словом? (транспорт).Вспомните сколько дверей, колёс у автобуса.

Какой вид транспорта вы ещё знаете? (водный – лодка, пароход; воздушный – самолёт, вертолет)

«А дома бывают разные…»

Рассмотрите дома вокруг вас. Какие они бывают? Деревянные, кирпичные, одноэтажные, пятиэтажные…, высокие, низкие, красивые и ….

Вспомните, на каком этаже вы живёте? На каком этаже живет бабушка или друг Сережа. Сколько этажей в вашем доме?

Детский садик – это тоже большой дом для детей. Опишите его. Рассмотрите со всех сторон. Дайте название этому дому (теремок, дворец, замок).

«Изучаем всё живое…»

Расскажите, сколько взрослых, детей, животных вам встретилось по пути. Опишите их (они весёлые, грустные, старые, молодые, худенькие, большие…). Придумайте загадку про них.

Чаще задавайте вопросы: «Кто это? Что это? Почему птичка улетела? и т.д.

Разговаривайте с вашим ребенком, общайтесь на интересующие его темы, подталкивайте к диалогу, монологу, ну а темы для совместного общения вы всегда найдете в природе или по дороге домой.

Тематика игр «по дороге домой»

  • Времена года (зима, весна, лето, осень)
  • Транспорт
  • Животные (домашние, дикие)
  • Птицы (домашние, дикие, зимующие, перелетные)
  • Правила дорожного движения
  • Деревья
  • Кустарники и цветы
  • Дома и здания
  • Улицы города
  • Достопримечательности родного города

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
        Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры способствуют формированию лексико-грамматических категорий, связной речи.

Рифмы

К любому слову необходимо придумать как можно больше рифм.

Палка – галка – скалка.

Парочки

К любому слову придумать пару, и да, можно включить фантазию, посмеявшись вместе с ребенком над словом, придуманным им только что…

Ребенок – дети, человек   - люди, жеребенок – жеребята, слоненок – слонята

Мать – отец, дочь – сын, дед – баба и т.д.

Стол (какой?) – деревянный, окно (какое?) – стеклянное, стены – кирпичные, автобус (какой?) – железный… 

Ненавязчиво познакомим с суффиксами и словообразованием самолет – самолетик, пароход – пароходик, лодка – лодочка, самолет – сам летает, пароход – ходит (плавает) с помощью пара и т.д. Тут очень пригодится книга «Русский язык: от игры к знаниям», ИД «Нева».

Я иду в поход и беру с собой…

Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.

«Я иду в поход и беру с собой…

- Рюкзак

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку…добавляя новое, незнакомое для малыша слово, постарайтесь объяснить его значение.

Словесные игры по для детей. 

Какой формы?

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы.

Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т.д.)

2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.

Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т.д.

Какого цвета?

1 вариант:  Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета.

Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.

2 вариант:  Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы  красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др. 

Узкое - широкое.

Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие).

Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки. 

Высоко – низко.

1 вариант:  Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся высоко (низко).Например: солнышко – высоко, а земля низко.

2 вариант:  Можно предложить назвать высокие и низкие предметы.

Например: дерево высокое, а куст низкий.

Съедобное - несъедобное.

1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.

Например: огурец – съедобный, ботинок – несъедобный.

2 вариант:  Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)

Например: ботинок, огурец, солнце.

3 вариант:  Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.

Назови одним словом.

Взрослые называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их одним словом.

Например: помидор, тыква, кабачок (овощи).

Что лишнее?

Взрослый произносит три слова, а ребенок называет лишнее и объясняет почему.

Например:

стул, стол, шапка (шапка не мебель);

треугольник, круг, квадрат (круг не имеет углов); 

Бывает–не бывает.

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Летом падает снег. Человек выше собаки. Воробей – это не птица. Кошка умеет летать. В такую веселую игру можно играть и на прогулке, и по дороге домой из детского сада, и в транспорте. Она развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

Отгадай слово.

Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус, и т. д. Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.

Удивительная история.

В этой игре нужно будет сочинить рассказ о том, что вы увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.

                                            Горячо – холодно.


Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.


Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый

Что бывает круглым?


В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги:

Откуда вышел мужчина?

( Мужчина вышел из магазина.)

 Откуда выехал автобус?

(Автобус выехал из-за дома.)

 Откуда вылезла кошка?

(Кошка вылезла из-под скамейки.)

 Куда зашла бабушка?

( Бабушка зашла в подъезд.)

 Где сидит ворона?

(Ворона сидит на дереве, на ветке.)

 Откуда слетел (вылетел) воробей?

(Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки…

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по развитию речи детей

В консультации даны рекомендации родителям, как развивать речь дошкольников в домашних условиях....

Консультация для родителей "Советы родителям по развитию речи детей"

Уважаемые родители, предлагаем вам: игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук, игры на обогащение словаря р...

Консультация для родителей "Советы родителям по развитию речи детей"

Консультация для родителей "Советы по развитию речи детей" в доступной форме помогает родителям понять взаимоствязь выразительных средств музыки и речи, и их влияние на красоту и культуру речи ребенка...

Консультация для родителей Советы родителям по развитию речи детей 3–4 лет, которые можно использовать в ежедневном общении с ребенком .

Большинство родителей считают, что для развития ребёнка надо обязательно тратить деньги на множество развивающих игр и «учебников», водить его в студии раннего развития. На самом дел...

Памятка для родителей: «15 советов родителям по развитию речи детей 2-3 лет».

Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой, грамотной, простой и выразительной.Исправляйте все ошибки в речи вашего ребенка.Читайте малышу сказки, показывайте книги с картинками. Ре...