План работы ДС на 2019-2020 уч.год
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
План работы педагога психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_ds.docx | 100.01 КБ |
plan_raboty_ds_2020-2021.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Развитие ребенка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всем участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Поэтому основными направлениями в профессиональной деятельности педагога-психолога ДС являются создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное окружение взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.
Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального развития ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена деятельность педагога-психолога ДС.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по следующим направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДС в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДС.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДС – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных и поведенческих особенностей дошкольников. Программа разработана на основе основной образовательной программы МБОУ ДС «Ш-ИООО с. Нунлигран» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Цель и задачи программы
Цель: создание благоприятных социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательной среды.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- Проведение психологической диагностики детей, с целью выявления особенностей развития и учета в дальнейшей коррекционно-развивающей работе.
- Развитие эмоциональной и волевой сферы детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая:
- Проведение коррекции и профилактики имеющихся отклонений в познавательном и эмоционально-волевом развитии детей дошкольного возраста.
- Повышение уровня компетентности родителей и педагогов в вопросах психологического развития детей дошкольного возраста.
- Формирование системы коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Коррекционно-воспитательная:
- Обеспечивать психологическое сопровождение разработки и реализации основной образовательной программы и развития ДС в целом.
- Принципы и подходы к формированию программы
Концептуальная основа программы. Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
– Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия)
– Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.)
– Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
1) сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
2) формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
3) интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
4) формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
5) развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
6) развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДС;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучение по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентировано на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему – школьному периоду развития.
Возраст от 2 до 3 лет
Продолжает развиваться предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от неё линий. Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет
Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам.
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10-15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его).
Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение.
Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.
Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект.
Внимание становится всё более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.
В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.
Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится вне ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.
Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Этот возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
В возрасте 6-7 лет существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Ребенок на пороге школы обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо.
Срок реализации рабочей программы.
Рабочая программа педагога-психолога разработана на 2019-2020 учебный год.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Дети:
Уменьшение числа детей с трудной адаптацией к условиям ДС; динамика психического, интеллектуального развития у детей с трудностями освоения программы ДС; устранение или ослабление недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере; развитие умения взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты.
К 5 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей;
- собирает предметную разрезную картинку из 4-х ровных частей с незначительной помощью взрослого;
- знает и активно использует в словаре названия основных цветов – красный, жёлтый, зелёный, синий;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник;
- различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и названия предметов, обобщённых в данных понятиях;
- зрительно запоминает и воспроизводит 4-5 картинок;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 6 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;
- собирает предметную разрезную картинку из 4-х и более ровных частей без помощи взрослого;
- собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;
- знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- различает по величине до 7 предметов;
- знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года”;
- зрительно запоминает и воспроизводит 5 и более картинок;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.
К 7 годам ребёнок:
- вступает в контакт со взрослым и детьми;
- называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают, домашний адрес и телефон;
- собирает предметную разрезную картинку из 6-ти ровных частей без помощи взрослого;
- собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;
- знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.;
- знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция;
- различает по величине до 10 предметов;
- знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели”;
- запоминает и воспроизводит на слух 8-10 слов;
- выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.
II. Содержательный раздел
2.1. Направления психолого-педагогической деятельности:
Рабочая программа определяет направления деятельности педагога-психолога:
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
– Диагностика уровня адаптации к условиям ДС детей раннего возраста проводится в сентябре, декабре и мае. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности. По результатам диагностики заполняются протоколы наблюдения на каждого ребёнка.
– Психодиагностическое обследование психического и эмоционально-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года. Диагностика проводится по шкале умственного развития Бине-Симона, и включает в себя ряд заданий, которые объединены в группы, в зависимости от возраста испытуемого. В отличие от отдельных заданий на внимание, память, мышление и т. д., шкалы подобраны таким образом, что задания в каждой шкале по каждому возрасту должны быть выполняемы испытуемым. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется диагностическая карта, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице.
– Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению проводится в феврале-марте с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы. Обследование осуществляется комплексной методикой А.Н. Веракса «Готовность детей к школе». Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах и сводной таблице.
– Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДС и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение, техники и приёмы гештальт-подхода, методы системного и телесно-ориентированного подходов.
Углубленная диагностика также проводится для детей с ОВЗ с целью: получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проводится:
- Обследование детей 3-4 лет для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников 4-5 лет и 5-6 лет с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
- Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) МБОУ ДС «Ш-ИООО с. Нунлигран».
- Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной группы (6-7 лет).
Дополнительно:
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДС и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДС может распространяться на следующие параметры диагностирования:
Младший возраст (3-4 года):
- понимание речи;
- активная речь;
- сенсорное развитие;
- игра;
- развитие пространственных представлений;
- рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
- поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
- слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
- зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
- пространственные представления (конструирование);
- мелкая моторика;
- связная речь (умение выразить свою мысль);
- развитие мышления;
- анализ продуктивной деятельности (рисунок, аппликация, словотворчество и т. д.);
- игра – уровень игры, преобладающий вид общения;
- социальные навыки – общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
- слуховое внимание;
- зрительно-пространственный гнозис – познание предметов, явлений, их значения и смысла;
- зрительно-пространственный праксис – способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;
- общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
- развитие графической деятельности;
- латеральные предпочтения;
- мыслительная деятельность;
- игровая деятельность;
- анализ продуктов деятельности;
- коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
- зрительно-моторная координация;
- ритмическое чувство;
- переключение движений;
- рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
- звуковой анализ слов;
- умение определять состав числа;
- выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
- составление сюжетного рассказа по серии картин;
- понимание логико-грамматических конструкций;
- установление причинно-следственных связей;
- ориентировка на листе бумаги.
Примечание: Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия родителей (законных представителей).
Психопрофилактика.
Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача – содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
– анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания педагога-психолога;
– групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
– информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Дополнительно:
– Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
– Динамика развития, успешная адаптация и реабилитация ребенка с ОВЗ в социуме.
– Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДС.
– Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психологического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Объектом коррекционно-развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.
Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках ДС ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДС. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.
Обязательно:
- Наблюдение за детьми в период адаптации.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми средних, старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
- Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный план) развития ребенка в процессе обучения.
- Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
- Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению.
Психологическое консультирование.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДС. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДС. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией коррекционно-образовательного процесса в ДС и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Дополнительно:
- Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДС и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:
– повышение уровня психологических знаний;
– включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДС, с учетом квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Темы: (печатные, индивидуальные консультации с педагогами)
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Стили педагогического общения.
3. Психологические основы взаимодействия с семьей.
4. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
5. Психологическая готовность детей к школе.
Проведение психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
1. Адаптация ребенка к условиям ДОО.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
5. Психологическая готовность к обучению.
6. Половое воспитание и развитие.
Дополнительно:
Создание информационных уголков по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДС.
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.
Методы и технологии в работе педагога-психолога
Основные методы профилактической работы:
- Наблюдение – метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика) поведения человека без вмешательств в протекание его деятельности.
- Беседа – метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющейся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений.
- Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых.
- Интервью – получение информации с помощью устного опроса. По сравнению с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов.
- Анализ документов – данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.
- Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет "читать" тест, инструкцию по повторному заключению.
Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта. Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно-практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
Здоровьесберегающие технологии
В современном мире даже дети страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
- Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
- Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
- Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
- Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии.
По подходу к субъекту педагог-психолог использует технологии:
- Сотрудничества – реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения, а также в тренинговой работе.
- Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
- Гуманно-личностные отличаются, прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.
- Игровые технологии. У дошкольников происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной.
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Используются дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий педагог развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.
- Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
- Технологии проблемного обучения. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов взрослого, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДС в условиях реализации ФГОС.
С зам. директора по ДО
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Предоставляет отчетную документацию.
5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
6. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на городскую ПМПК.
7. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
8. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДС в соответствии с ФГОС.
9. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
10. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
11. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
12. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
13. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
14. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
9. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
10. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
11. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
12. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
13. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
2. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
3. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
4. Участвует в проведении музыкальной терапии.
5. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
С инструктором по физической культуре
1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
3. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
4. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
5. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (при организации соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
6. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
7. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
8. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
10. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
План работы
педагога-психолога с воспитателями ДС
2019-2020 уч.год
№ п/п | Содержание работы Тема | Форма проведения | Предполагаемый результат | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада | Индивидуальные и групповые консультации | Создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду | Сентябрь | Педагог- психолог |
2. | «Основные показатели изменений в поведении ребенка период адаптации к дошкольному учреждению» | Консультация для воспитателей младших групп | Повышение психологической компетентности | Октябрь | Педагог - психолог |
3. | Посещение развивающих занятий в адаптационный период в младших группах. | Наблюдение в группе | Обработка данных, психолого-педагогический анализ занятий. | Ноябрь | Педагог- психолог |
4. | «Особенности внимания детей дощкольного возраста» | Выступление на педагогическом часе | Повышение педагогической компетентности воспитателей | Декабрь | Педагог- психолог |
5. | «Психофизиологическая готовность к школе» | Консультация для воспитателей | Повышение психологической компетентности воспитателей. | Февраль | Педагог- психолог |
6. | «Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста»» | Подбор материала и выпуск буклетов | Повышение психологической компетентности воспитателей. | Март | Педагог- психолог |
7. | Тренинг с элементами релаксации «Улыбнись этому миру!» | Выступление на педагогическом часе | Снятие эмоционального напряжения педагогов. | Апрель | Педагог- психолог |
8. | Результаты психологической диагностики детей в подготов. к школе группе (итоги диагностики). | Беседа с воспитателем подготовительной группе. | Анализ результатов – готовности к школьному обучению | Май | Педагог- психолог |
9. | Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей «Страничка психолога» | Повышение психологической компетентности воспитателей | Подбор материала и выпуск буклетов | В течение года | Педагог- психолог |
10. | Индивидуальные консультации с воспитателями по вопросам воспитания и обучения детей. | Консультация для воспитателей | Повышение психологической компетентности воспитателей | В течение года | Педагог- психолог |
План работы
педагога-психолога с родителями 2019-2020 уч.год
№ п/п | Содержание работы Тема | Форма проведения | Предполагаемый результат | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Анкетирование: «Прогноз периода адаптации» | Анкетирование родителей | Сравнительный анализ родительского прогноза и результатов адаптации ребенка. | Октябрь | Педагог- психолог |
2. | «Психологические особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет». | Родительское собрание в мл.группе. Индивидуальные и групповые консультации. | Показать родителям значимость проблемы адаптации, включение ребенка в новую социальную среду. Возможности её решения. | Сентябрь | Педагог- психолог |
3. | Ознакомительная беседа с родителями вновь поступивших детей. | Индивидуальные и групповые консультации | Повышение психологической компетентности родителей. | В течении года | Педагог- психолог |
4. | «Двадцать способов избежать наказания» | Буклеты в группу | Повышение психологической компетентности родителей. | Ноябрь | Педагог- психолог |
5. | «Застенчивый ребенок» | Буклеты в группу | Повышение психологической компетентности родителей. | Ноябрь | Педагог- психолог |
6. | «Как развивать память у детей?» | Практические рекомендации | Предложить практические рекомендации (игры, упражнения) для развития памяти ребенка. | Декабрь | Педагог- психолог |
7. | «Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника». | Родительское собрание в подготовит. группах. Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником» | Познакомить родителей с основными критериями психолог. и интеллектуальной готовности к школе. Дать практические рекомендации по адаптации к школе. | Январь | Педагог- психолог |
8. | Знакомство родителей с итогами диагностики мотивационной готовности к школе | Индивидуальные и групповые консультации | Повышение психологической компетентности родителей. | Февраль | Педагог- психолог |
9. | «Адаптация первоклассников к школе» | Индивидуальные консультации. Буклет. | Рекомендации родителям по адаптации к щколе | Март | Педагог- психолог |
10. | «Психологические условия адаптации ребенка к школе» | Выступление на родительском собрании в подготов.группе | Повышение психологической компетентности родителей | Апрель | Педагог- психолог |
11. | Анкетирование «Удовлетворенность работой ДС» | Анкетирование и обработка данных | Анализ мнения родителей о степени удовлетворенности услугами, предоставляемыми д\с. | Май | Педагог- психолог |
12. | Участие в оформлении родительского уголка в группах детского сада. | Оформление стенда и выпуск буклетов. | Повышение психологической компетентности родителей. | В течение года | Педагог- психолог |
13. | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей. | Индивидуальные и групповые консультации | Повышение психологической компетентности родителей | В течение года | Педагог- психолог |
Организационный раздел
Перспективное планирование на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Наименование работ | Форма и условия проведения работ | Дата проведения | Ответственный | Предполагаемый результат | ||
Работа с воспитанниками | |||||||
1. | Диагностика психологических трудностей детей, отбор детей для подгрупповой работы. | Наблюдение в группе. Индивидуальная и групповая диагностика. | Сентябрь | Педагог-психолог | Анализ результатов диагностики уровня психического развития детей. | ||
2. | Изучение социометрического статуса детей в группах д/сада. | Работа с медицинской документацией. | Сентябрь Октябрь | Педагог-психолог | Анализ медицинской документацией. | ||
3. | Адаптационный период в младшей группе. | Наблюдение в группе. | Октябрь | Педагог-психолог | Анализ результатов наблюдения. Выявление степени адаптации. | ||
4. | Изучение психологического климата в группах детского сада. | Наблюдение в группе. | Ноябрь | Педагог-психолог | Анализ психологического климата в группах детского сада. | ||
5. | Изучение уровня тревожности при помощи проективной методики «Кактус» (средняя и старшая группы) | Наблюдение в процессе рисования и фиксация ответов на вопросы о рисунке. | Декабрь | Педагог-психолог | Анализ рисунков. Эмоциональная сфера ребенка наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность. Выявление уровня тревожности. | ||
6. | Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Развитие внимания, памяти, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира. | ||
7. | Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Развитие познавательных интересов детей: сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной и учебной мотивации. | ||
8. | Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Развитие крупной и мелкой моторики; ребенок подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. | ||
9. | Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Развивать способность создавать и воплощать замысел. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. | ||
10. | Отслеживание динамики развития детей в процессе развивающих занятий. | Анализ полученных в ходе диагностики и данных в процессе наблюдения. | В течение года | Педагог-психолог | Графики динамики развития детей в процессе развивающих занятий. | ||
11. | Работа с коррекционными группами; воздействие на эмоциональную сферу отдельных детей с помощью использования игротерапии, сказкотерапии. | Индивидуальные коррекционные и развивающие занятия. | В течение года | Педагог-психолог | Стабилизация эмоционального фона. Развитие способности к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия, формирование приёмов преодоления психоэмоционального напряжения. | ||
12. | Обследование проблемных детей, подготовка к ПМПК. | Индивидуальное тестирование, наблюдение за ребенком. | В течение года | Педагог-психолог | Анализ результатов диагностики. Составление психолого-педагогических заключений. | ||
13. | Диагностика «Готовность к школьному обучению» по Веракса, «Эмоционально-волевая готовность детей к школе». | Индивидуальная и групповая диагностика. | Февраль Март | Педагог-психолог | Анализ результатов диагностики. Заполнение индивидуальных бланков воспитанников. | ||
14. | Проведение тренинговых занятий с детьми подготовительной к школе группы, направленных на их эмоциональное развитие. | Групповые коррекционные и развивающие тренинги. | Апрель | Педагог-психолог | Формировать представления об эмоциях и чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей, результаты своей деят.; замечать и называть эмоционал. состояния людей. | ||
15. | Проведение тренинговых занятий с детьми старшей и подготовительной группы по развитию эмоциональной сферы, межличностных отношений детей со взрослыми и сверстниками, взаимоотношений в их семье. | Индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие занятия. | Май | Педагог-психолог | Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками. Умение выразительно использовать вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно. | ||
Взаимодействие с педагогическим коллективом | |||||||
1. | Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада | Индивидуальные и групповые консультации | Сентябрь | Педагог- психолог | Создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду | ||
2. | «Основные показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению» | Консультации для воспитателей младших групп | Октябрь | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности. | ||
3. | Посещение развивающих занятий в адаптационный период в младших группах | Наблюдение в группе | Ноябрь | Педагог-психолог | Обработка данных, психолого-педагогический анализ занятий. | ||
4. | «Расстройство аутичного спектра и другие ментальные нарушения» | Выступление на педагогическом часе | Декабрь | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. | ||
5. | «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению» | Консультация для воспитателей | Февраль | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. | ||
6. | «Страхи и пути их преодоления в раннем детском возрасте» | Подбор материала и выпуск буклетов | Март | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. | ||
7. | Анкетирование «Выявление психологического климата в коллективе» | Анализ результатов анкетирования | Апрель | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. | ||
8. | Результаты психологической диагностики детей в подготов. к школе группе (итоги диагностики) | Беседа с воспитателями подготовительной группы | Май | Педагог-психолог | Анализ результатов диагностики готовности к школьному обучению. | ||
9. | Индивидуальные консультации с воспитателями по вопросам воспитания и обучения детей | Консультации для воспитателей | В течение года | Педагог -психолог | Повышение психологической компетентности воспитателей. | ||
Взаимодействие с родителями | |||||||
1. | Анкетирование: «Прогноз периода адаптации» | Анкетирование родителей | Сентябрь | Педагог-психолог | Сравнительный анализ родительского прогноза и результатов адаптации ребенка. | ||
2. | «Психологические особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет». | Родительское собрание в младшей группе. Индивидуальные и групповые консультации. | Сентябрь | Педагог-психолог | Показать родителям значимость проблемы адаптации, включение ребенка в новую социальную среду. Возможности её решения. | ||
3. | Ознакомительная беседа с родителями вновь поступивших детей. | Индивидуальные и групповые консультации. | Сентябрь Октябрь Ноябрь | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. | ||
4. | «Расстройство аутичного спектра и другие ментальные нарушения» | Буклеты в группу | Ноябрь | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. | ||
5. | «Как развивать внимание у детей?» | Практические рекомендации | Декабрь | Педагог-психолог | Предложить практические рекомендации (игры, упражнения) на развитие внимания детей | ||
6. | «Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника». | Родительское собрание в подготовит. группах (результаты диагностики) Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником». | Январь | Педагог-психолог | Познакомить родителей с основными критериями психологической и интеллектуальной готовности к школе. Дать практические рекомендации родителям по адаптации ребенка к школе. | ||
7. | Знакомство родителей с итогами диагностики мотивационной готовности детей к школе. | Индивидуальные и групповые консультации. | Февраль | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. | ||
8. | «Адаптация первоклассников к школе». | Индивидуальные консультации. Буклет. | Март | Педагог-психолог | Рекомендации родителям по адаптации ребенка к школе. | ||
9. | «Психологические условия адаптации ребенка к школе». | Выступление на родительских собраниях в подготов. группе. | Апрель | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. | ||
10. | Анкетирование «Удовлетворённость работой ДС». | Анкетирование и обработка данных. | Май | Педагог-психолог | Анализ мнения родителей о степени удовлетворенности услугами, предоставляемыми д/с. | ||
11. | Участие в оформлении родительского уголка в группах детского сада. | Оформление стенда и выпуск буклетов. | В течение года | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей. | ||
12. | Индивидуальные консультации с родителями по вопросам воспитания и обучения детей. | Индивидуальные и групповые консультации | В течение года | Педагог-психолог | Повышение психологической компетентности родителей | ||
Взаимодействие с узкими специалистами | |||||||
1. | С субъектами профилактики | Совещания по работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию | В течение года | Педагог-психолог | Улучшение положения в данных семьях. | ||
2. | Комбинированное занятие педагога-психолога с воспитателями. | Групповое коррекционно -развивающие занятие. | Ноябрь | Педагог-психолог Логопед | Развитие познавательных интересов детей: сенсорное развитие, речевое развитие. |
Календарное планирование на 2019-2020 учебный год
Взаимодействие с воспитанниками | Взаимодействие с педагогическим коллективом | Взаимодействие с родителями | |
Сентябрь | |||
1) Адаптационный период в младшей группе. 2) Диагностика психологических трудностей детей, отбор детей для подгрупповой работы. 3) Проведение наблюдений с целью выявления детей, имеющих проблемы в личностной сфере (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.) 4) Изучение медицинских карт – сбор анамнестических сведений о детях. | 1) Оказание помощи педагогам по запросам, связанным с периодом адаптации детей. | 1) Сбор сведений об особенностях семей ДС: наблюдение в группах в утренние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми. | |
Октябрь | |||
1)Изучение социометрического статуса детей в группах д/сада. 2)Диагностика уровня умственного развития и познавательной сферы детей. Составление психолого-педагогических заключений. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 6) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Консультация для педагогов младших групп: «Степень адаптации ребёнка к условиям детского сада». 2) Сбор сведений о детях. Выявление детей с проблемами в адаптации, воспитании и обучении (экспертная оценка воспитателя, наблюдение). 4) Участие в педагогических часах. | 1) Родительское собрание в младшей группе. «Психологические особенности детей 3-4 лет. Кризис 3-х лет». 2) Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Работа по запросам. | |
Ноябрь | |||
1) Изучение психологического климата в группах детского сада. 2) Проведение диагностической работы с новыми детьми. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 6) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Консультирование педагогов по вопросам воспитания детей, имеющих личностно-эмоциональные проблемы. | 1) Индивидуальное консультирование родителей проблемных детей: сбор дополнительной информации, обсуждение актуальных вопросов психолого-педагогического сопровождения, выдача рекомендаций. | |
Декабрь | |||
1) Изучение уровня тревожности при помощи проективной методики «Кактус». (средняя и старшая группы). 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Консультация для педагогов младших групп: «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации». 2) Встречи с воспитателями групп, в которых есть дети из проблемных семей с целью координации совместной деятельности. | 1) Анкетирование «Детский сад и семья». 2) Консультация для родителей: «Учим ребенка общаться». | |
Январь | |||
1) Проведение диагностического обслед. детей с целью определения у них динамики развития психических процессов. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Сбор информации о динамике развития детей, имеющих проблемы в обучении и воспитании. 3) Участие в педагогических часах. | 1) Информация в уголок психолога: 2) Консультации: «Влияние родительских установок на развитие детей» | |
Февраль | |||
1) Диагностика «Готовность к школьному обучению» по А.Н. Веракса, «Эмоционально-волевая готовность детей к школе». 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Консультация: «Психологические основы построения диалога между педагогом и родителем». 2) Участие в педагогических часах. | 1) Знакомство родителей с итогами диагностики мотивационной готовности детей к школе. 2) Оформление в группах уголков психологической консультации на тему: «Тревожный ребенок». | |
Март | |||
1) Проведение тренинговых занятий с детьми подготовительной к школе группы, направленных на их эмоциональное развитие. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. 6) Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями развития и недостаточной подготовленностью к школе. | 1) Выступление на педагогическом совете. Тема: «Природа детского страха и условия его устранения». | 1) Индивидуальное консультирование родителей. 3) Информация в уголок психолога: | |
Апрель | |||
1) Проведение тренинговых занятий с детьми старшей и подготовительной группы по развитию эмоциональной сферы, межличностных отношений детей со взрослыми и сверстниками, взаимоотношений в их семье. 2) Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями развития и недостаточной подготовленностью к школе. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 6) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Оказание педагогам методической помощи в вопросах самообразования. 2) Участие в педагогических часах. | 1) «Психологические условия адаптации ребенка к школе». 2) Выступление на родительских собраниях по вопросам развития, воспитания и обучения детей. | |
Май | |||
1) Индивидуальная работа с детьми с низкими показателями развития и недостаточной подготовленностью к школе. 2) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию психологических процессов. 3) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию познавательной сферы. 4) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. 5) Работа с коррекционными группами; занятия по развитию воображения и творческих способностей. | 1) Беседа с воспитателем подготов. группы: «Результаты психологической диагностики детей в подготов. к школе группах (итоги диагностики). 2) Участие в итоговом педагогическом совете – отчет по итогам работы за год. 3) Изучение пожеланий воспитателей по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДС. | Индивидуальное консультирование по запросам родителей. |
Приложение № 1.
КАРТА дошкольниками усвоения социальных норм и правил
Возраст | Социальные нормы и правила |
3-4 | Ориентируется на требования взрослого, может (но не всегда) переносить эти требования в разные ситуации. Выделяет несоответствие поведения другого ребенка требованиям взрослого. Вежливо обращается к взрослым, здоровается и прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста». По указанию взрослого убирает игрушки, доводит не очень интересное дело до конца, выполняет простейшие трудовые действия. По требованию взрослого или по просьбе сверстника может помочь последнему, пожалеть его, поделиться игрушкой. По просьбе взрослого может сдерживать агрессивные реакции. |
4-5 | В поведении сверстников и своем выделяет несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Усиливается взаимный контроль над поведением друг друга. Без напоминания взрослого может убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца. Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимопонимании с другими может (но не всегда) проявлять социально одобряемые формы поведения. Формируются представления об особенностях полового поведения. |
5-6 | Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил и несоответствие своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение ими норм и правил и несоответствие поведения своим этический представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями. |
6-7 | Повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе этические. Однако только некоторые дети могут регулировать свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов; отстаивать усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми. |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми | |||
Диагностическая работа | |||
Направление работы | Содержание работы | Группы | Сроки |
Адаптация к посещению детского сада | - Выявление детей группы риска - Заполнение индивидуальной карты ребенка | Вновь поступившие дети | Сентябрь |
Уровень развития психических процессов | Диагностика развития ребенка, соответствие возрастным нормам | 1 младшая гр. 2 младшая гр. Средняя гр. | В течение года |
Готовность к школе | Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет | Старш. гр. Подготовит.гр. | Сентябрь Январь Май |
Сопровождающая работа | |||
Адаптационные мероприятия | Комплекс психогимнастических упражнений/ | 1 младшая гр. | Ноябрь-май |
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с нарушениями эмоционального фона и поведения | Комплекс психогимнастических упражнений/ | 2 младшая гр. Средняя гр. | Ноябрь-май |
Социализация | Комплекс занятий, направленных на формирование и закрепление навыков общения/ | Старшая гр. Подготов. гр. | Октябрь-май |
Подготовка к школьному обучению | Комплекс занятий, направленных на отработку умений, навыков, необходимых для обучения в школе/ | Подготов. гр. | Октябрь-май |
Коррекционные занятия | Индивидуальные занятия с детьми с отклонениями в поведении /гиперактивными, агрессивными, тревожными и т. д./, направленными на коррекцию индивидуальных особенностей | Средняя гр. Старш. гр. Подготовит.гр. | Октябрь-май |
Работа с родителями | |||
Диагностическая работа | |||
Направление работы | Содержание работы | Группы | Сроки |
Анкетирование | - «Мой ребенок, какой он?» Трудности дошкольного детства»/ оценка личностных особенностей ребенка в сфере эмоционального развития, общения | 1 младшая гр. 2 младшая гр. Средняя гр. | Сентябрь |
- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»/ оценка особенностей ребенка, его поведения в сфере познавательной деятельности | Старшая гр. Подготов. гр. | Сентябрь | |
Сопровождающая работа | |||
Консультации в родительский уголок | - «Роль родителей в адаптации к посещению детского сада» | 1 младшая гр. | В течение учебного года |
- «Кризис трех – летнего возраста: причины, особенности протекания, способы эффективного взаимодействия с ребенком» | 2 младшая гр. | ||
- «Общение – как среда развития» | Средняя гр. | ||
- «Подготовка к школьному обучению» «Общение – как среда развития» | Старшая гр. Подготов. гр. | ||
Консультации на сайт | - «Роль родителей в адаптации к посещению детского сада» | 1 младшая гр. | Сентябрь |
- «Кризис трех – летнего возраста: причины, особенности протекания, способы эффективного взаимодействия с ребенком» | 2 младшая гр. | Ноябрь | |
- «Роль семьи в формировании у ребенка социально- адаптивного поведения» | Средняя гр. | Декабрь | |
- «Подготовка к школьному обучению» | Старшая гр. Подготов. гр. | Март | |
Тематические выступления на собраниях | - «Роль родителей в адаптации к посещению детского сада» | 1 младшая гр. 2 младшая гр. Средняя гр. Старшая гр. Подготов. гр. | Сентябрь |
- «В здоровом теле – здоровый дух!» | Ноябрь | ||
- «Как рождаются энштейны: развиваем интеллектуальные способности ребенка» | Январь | ||
- «Роль семьи в подготовке ребенка к обучению в школе» | Февраль | ||
- «Творчество в жизни ребенка: воспитываем волю, формируем характер» | Март | ||
Индивидуальные консультации | - «Час психолога» - индивидуальные консультации по запросам родителей | 1 младшая гр. 2 младшая гр. Средняя гр. Старшая гр. Подготов. гр. | Последний четверг месяца |
Работа с педагогами | |||
Диагностическая работа | |||
Направление работы | Содержание работы | Группы | Сроки |
Анкетирование | - Особенности коммуникативной сферы педагога | 1 младшая гр. 2 младшая гр. Средняя гр. Старшая гр. Подготов. гр. | Октябрь |
- Психоэмоциональный фон педагога | Октябрь, февраль, июнь | ||
Сопровождающая работа | |||
Групповые тематические консультации | - «Сотрудничество семьи и педагога как необходимый фактор успешной адаптации к посещению детского сада» | 1 младшая гр. | Сентябрь |
- «Кризис трех – летнего возраста: причины, особенности протекания, способы эффективного взаимодействия с ребенком | 2 младшая гр. | Октябрь | |
- «Роль семьи в формировании у ребенка социально- адаптивного поведения» | Средняя гр. | Апрель | |
- «Подготовка к школьному обучению» | Подготов. гр. Старшая гр. | Февраль | |
Темы обучающих семинаров | - «Единство физического и психического в организме ребенка. Информация о структуре психологических защит у детей, работа с копинг стратегиями». | 1 младшая гр. 2 младшая гр. Средняя гр. Старшая гр. Подготов. гр. | Декабрь |
- «Обучение до школы: познавательная потребность как ведущий фактор развития ребенка. От восприятия окружающего мира к сложным абстрактно – логическим операциям» | Март | ||
Индивидуальные консультации | Индивидуальные психологические консультации по запросам педагогов | 1 младшая гр. 2 младшая гр. Средняя гр. Старшая гр. Подготов. гр. | Сентябрь - июнь |
Тренинги | Комплекс тренинговых занятий «Профилактика эмоционального выгорания» | 1 младшая гр. 2 младшая гр. Средняя гр. Старшая гр. Подготов. гр. | Октябрь - июнь |
Задачи:
- Способствовать созданию условий для сохранения психического здоровья детей, посредством профилактических мероприятий по поддержанию психоэмоционального фона, коррекции агрессивных моделей поведения
- Оказывать помощь в создании благоприятного психологического климата в группах, путем обогащения практики социального поведения детей
- Осуществлять психологическую подготовку к школьному обучению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями 2019-2020 год.
Перспективный план работы с родителями 2019-2020 год....
Годовой план работы ДОУ на 2019-2020 учебный год
План работы коллектива на 2019-2020 учебный год...
План работы с родителями 2019-2020 учебный год
Все педагоги ДОО направляют свою деятельность на создание позитивных переживаний и на повышение уровня воспитательно-образовательной компетентности у родителей, на предоставление им возможности прояви...
Годовой план работы МДОАУ на 2019-2020 учебный год
Приоритетные направления и задачи деятельности МДОАУ «Детский сад № 48 «Гномик» г. Орска» на 2019 – 2020 учебный год: Деятельность коллектива МДОАУ «Детский сад № 4...
План работы с родителями 2019-2020 год.
План работы с родителями 2019-2020 год....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ 2019-2020 Г.
перспективный планработы младшей группы 2019-2020 г.Воспитатель:Курзанова М.С....
Перспективный план работы с родителями 2019-2020 уч.г
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Екатериновка Екатерининского района Саратовской области Рассмотрен ...