Проект «Экологическая тропинка нашего детского сада»
проект (старшая группа)
Актуальность: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению эффективности уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, активно обогащается словарный запас. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд в природе. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4»
г.Сосновоборска
««Экологическая тропинка нашего детского сада»
Подготовила воспитатель
Табакаева О.А.
Сосновоборск, 2020
Название проекта: «Экологическая тропинка нашего детского сада»
Подготовила: воспитатель Табакаева О.А.
Тип проекта: познавательно –исследовательский, творческий
Продолжительность: долгосрочный
Проблемная ситуация: отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны;
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели всех групп, родители воспитанников, специалисты ДОУ
Работа с родителями. 1. Ознакомление с темой проекта 2. Консультирование родителей по теме проекта («Экологическое воспитание дошкольников», «Экологическое воспитание дошкольников в семье»). 3. Обсуждение с родителями и выбор формы реализации проекта. 4. Привлечение родителей к оформлению экологической тропы.
Актуальность: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению эффективности уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, активно обогащается словарный запас. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд в природе. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Цель проекта:
1. создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны;
2. создание условий для изучения детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Запланированный результат:
- Разработать экологическую тропу
- Создание «Чудесной полянки», как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае;
- Создать условия для совместной исследовательской и трудовой деятельности по экологическому воспитанию.
Предполагаемые результаты:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода)
- Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе
- У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
- Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
- Воспитанники узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства
- Дети узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы
- Воспитанники исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
- Дети узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка)
- У детей будут сформированы навыки ухода за растениями
- Воспитанники научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять законы природы:
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Возможные риски: Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни как привыкли. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе, хорошо, а в других плохо.
Цель:
Формирование у детей знаний о деревьях растущих на территории детского сада, воспитание осознанно – бережного отношения к ним.
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями
по охране и защите природы.
Основные задачи:
1. Формировать и обогащать представления о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного мира.
2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;
3. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;
4. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;
5. Формировать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы;
6. Формировать у детей потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.
7. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников;
Описание проекта
1 этап - создания и оформления экологической тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех «Стаций тропинки».
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Стацию»
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой «Станции».
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Виды «Станций»
По экологической тропе дети проходят по видовым «Станциям» в виде красивых указателей. Экологический маршрут рассчитан на все возрастные группы детского сада. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.
В состав экологической тропинки входят видовые «Станции», такие как:
1. «Птичья столовая»
2. «Деревья и кустарники»;
3. «Здоровье»;
4. «Волшебная поляна»;
5. «Опытно –экспериментальная площадка» - для узучения растений,
воды, воздуха, почвы:
- на участке (частично в группе)
- в песочнице.
2 Этап - реализация проекта
Работа с детьми и родителями:
· Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками;
· Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной для детей литературы );
· Чтение художественной литературы
· Беседы о деревьях в сочетании с дидактическими играми.
• Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок.
· Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.
· Продуктивная деятельность:
- изготовление альбома наблюдений;
- изготовление книги «Деревья и кустарники нашего детского сада».
- составление гербария из листьев деревьев
• Викторина - старшие группы
· Лаборатория (опыты и эксперименты);
· Экологические дидактические игры;
· Выставка «Поделки из природного материала» - сотворчество детей и родителей
• Показ слайд шоу «Красота нашего края», «Круговорот воды в
природе», «Путешествие капельки»
• Создание взросло-детских проектов;
По работе с детьми прилагаются:
- Конспекты по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками; КВН, викторина, эколого-познавательные музыкальный праздник, стихи, загадки, пословицы, экологические подвижные и дидактические игры; спортивный досуг.
1 станция «Птичья столовая» - «Подарок птицам» (изготовление совместно с родителями кормушек для птиц),акция –сбор корма для птиц.
Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.
2 станция «Деревья и кустарники» - наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками.
Цель:
Воспитать эмоционально-положительное бережное отношение к природе.
Научить видеть красоту и неповторимость мира деревьев.
Уточнить знания детей о роли деревьев в жизни человека.
Расширить кругозор
Создать атмосферу заинтересованности
Развивать инициативу и самостоятельность
Задачи:
Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев.
Уточнить представление детей об основных частях дерева: ствол, ветки, листья.
Упражнять детей в различении деревьев по плодам, листьям, стволам.
Закрепить умения сравнивать объекты по ярким признакам: форма листьев, цвет, размер ствола, расположение веток.
Вызвать у детей эстетические переживания от восприятия красоты деревьев в разное время года.
Выявление совместно с детьми возможных вариантов рисования лиственных и хвойных деревьев (ствол и крона).
Словарная работа:
Берёза, березовая роща, сосна, сосновый бор, лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, аллея, листопад.
Береза, клён, рябина, тополь, ива
Части дерева: ствол, ветки, листья, почки, побеги.
3 станция - «Здоровье» - проведение экологических подвижныхигр, физкультминуток, досуга - представление возможности для психологической разгрузки.
4 станция «Волшебная поляна» - место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей, педагогов и родителей общими интересами для получения новых знаний о родном крае:
-НОД
-Вечер стихов: по теме, о природе
- Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной
для детей литературы);
- Чтение художественной литературы;
- Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок
5 .Опытно –экспериментальная площадка для узучения растений, воды, воздуха, почвы. Развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир
- на участке (частично в группе)
- в песочнице.
Конспекты опытов - в приложении
3 Этап –заключительный
· Выставка: «Поделки из природного материала» - сотворчество детей и родителей
· Продуктивная деятельность:
- изготовление альбома наблюдений;
- изготовление книги (по придуманнымсказкам детей совместно
с родителями) «Деревья и кустарники нашего детского сада» -
сотворчество детей и воспитателей.
- выпуск экологический газеты для родителей «Правила поведения на
природе» - сотворчество детей и воспитателей.
• Викторина - старшие группы
• КВН - две параллельные подготовительные группы.
Предметная область
Межпредметный проект («Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Социализация»)
Техническое оснащение
• Аудио и видеотехника, мультимедиа.
Литература:
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
3. Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"
Данный проект проходил летом во время работы в детском саду. Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...
Проект: «Экологическая тропинка нашего детского сада»
Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы...
«Экологическая тропинка нашего детского сада»
1. Cоздание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны;2. ...
Проект "Экологическая тропинка нашего детского сада"
Долгосрочный проект ориентирован на детей младших, средних, старших и подготовительных групп, их родителей и педагогов ДОУ....
«Экологическая тропинка нашего детского сада»
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; Изучение детьми объе...
Проект «Экологическая тропинка нашего детского сада»
Название проекта:«Экологическая тропинка нашего детского сада»Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Прокурова Людмила Антоновна.Проблемная ситуация:...