«Экологическая тропинка нашего детского сада»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
1. Cоздание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны;
2. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название проекта: «Экологическая тропинка нашего детского сада»
Подготовила: воспитатель Илюшина Н.Н.
Проблемная ситуация: Дети небрежно обращаются с природой
Проблема: отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны;
Цель проекта: ·
1. создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны;
2. изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Тип проекта:
• Познавательный, опытно -экспериментальный
- По продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта: дети старше - подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Запланированный результат:
1.Разработанть экологическую тропу;
2.Создание «Волшебной поляны», как место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей и педагогов общими интересами для получения новых знаний о родном крае;
3.Создать условия для совместной исследовательской и трудовой деятельности по экологическому воспитанию.
Предполагаемые результаты:
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода).
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада( рыхление, полив, прополка).
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Цель :
Формирование у детей знаний о дереьях рустущих на территории детского сада,, воспитание осознанно – бережного отношения к ним.
Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями
по охране и защите природы.
Основные задачи:
1. Формировать и обогащать представления о значении леса в природе и жизни человека, о разнообразии растительного мира.
2. Дать детям знания о людях, охраняющих и восстанавливающих лесные богатства;
3. Познакомить с лесом как с сообществом растений и животных, с приспособлением животных к условиям определенной экологической ниши;
4. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. Вызвать желание осознанно выполнять их, понимать последствия «хорошего» и «плохого» отношения к природе;
5. Формировать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы;
6. Формировать у детей потребность видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности.
7. Привлечение семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросах экологического воспитания дошкольников;
Описание проекта
1 этап - создания и оформления экологической тропы:
1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех т«Стаций» тропинки».
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Стацию»
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой «Станции».
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Виды «Станций»
По экологической тропе дети проходят по видовым «Станциям» в виде красивых указателей. Время и информация будут зависеть от возраста детей от простого к сложному.
В состав экологической тропинки входят видовые «Станции», такие как:
1. «Птичья столовая»
2. «Деревья и кустарники»;
3. «Здоровье»;
4. «Волшебная поляна»;
5. «Опытно –экспериментальная площадка» - для узучения растений,
воды, воздуха, почвы:
- на участке (частично в группе)
- в песочнице.
2 Этап - реализация проекта
Работа с детьми и родителями:
- Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками;
- Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной для детей литературы );
- Чтение художественной литературы
- Беседы о деревьях в сочетании с дидактическими играми.
• Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок.
- Рассматривание репродукций И. Левитана, И. Шишкина, Саврасова.
- Продуктивная деятельность:
- изготовление альбома наблюдений;
- изготовление книги «Деревья и кустарники нашего детского сада».
- рисование рисунков «Планета Земля в опасности» - сотворчество детей и родителей;
- Лаборатория (опыты и эксперименты);
- Экологические дидактические игры;
- Эколого-познавательное мероприятие «Планета Земля в опасности»
• Создание презентаций,интерактивных игр;
По работе с детьми прилагаются:
- Конспекты по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками; КВН, викторина, эколого-познавательное мероприятие , стихи, загадки, пословицы, экологические подвижные и дидактические игры.
1 станция «Птичья столовая» - - «Подарок птицам» (изготовление совместно с родителями кормушек для птиц),акция –сбор корма для птиц.
Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.
2 станция –«Деревья и кустарники» - наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе – знакомство с деревьями и кустарниками.
Цель:
Воспитать эмоционально-положительное бережное отношение к природе.
Научить видеть красоту и неповторимость мира деревьев.
Уточнить знания детей о роли деревьев в жизни человека.
Расширить кругозор
Создать атмосферу заинтересованности
Развивать инициативу и самостоятельность
Задачи:
Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев.
Уточнить представление детей об основных частях дерева: ствол, ветки, листья.
Упражнять детей в различении деревьев по плодам, листьям, стволам.
Закрепить умения сравнивать объекты по ярким признакам: форма листьев, цвет, размер ствола, расположение веток.
Вызвать у детей эстетические переживания от восприятия красоты деревьев в разное время года.
Выявление совместно с детьми возможных вариантов рисования лиственных и хвойных деревьев (ствол и крона).
Словарная работа:
Берёза, березовая роща, , дуб, дубрава, сосна, сосновый бор,
лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес, аллея, листопад.
Береза,клён, рябина, тополь, ива
Части дерева: ствол, ветки, листья, почки, побеги.
3 станция - «Здоровье» - проведение экологических подвижных игр, физкультминуток, досуга - представление возможности для психологической разгрузки.
4 станция «Волшебная поляна» - место для интересного проведения мероприятий объединяющих детей и педагогов общими интересами для получения новых знаний о родном крае:
-НОД
- Познавательное чтение (помощь родителей в нахождении доступной
для детей литературы);
- Чтение художественной литературы;
- Рассказывание легенд о деревьях. Создание сказок
5 .Опытно –экспериментальная площадка для узучения растений, воды, воздуха, почвы. Развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир
- на участке (частично в группе)
- в песочнице.
3 Этап –заключительный
- Выставка рисунков «Планета Земля в опаснсти»- сотворчество детей и родителей
- Продуктивная деятельность:
- изготовление альбома наблюдений;
• Викторина - старше-подготовительная группа
.
Предметная область
Межпредметный проект («Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Социализация»)
Техническое оснащение
•Интерактивная доска,ноутбук.
Литература
1.Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.
2.Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология». – М., 1986. - №5.
3.Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.
4.Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе: методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях /С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: 1998.
5.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.
6.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. /Н.А.Рыжова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
7.Рыжова Н.А. Я и природа.– М., 1996.
8.Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С.М. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Экологическая тропинка нашего детского сада»
Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы...
Проект "Экологическая тропинка нашего детского сада"
Долгосрочный проект ориентирован на детей младших, средних, старших и подготовительных групп, их родителей и педагогов ДОУ....
«Экологическая тропинка нашего детского сада»
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны; Изучение детьми объе...
Проект «Экологическая тропинка нашего детского сада»
Актуальность: В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению э...
Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.
В презентации раскрывается понятие " Экологическое пространство",виды пространств и т.д...
Проект «Экологическая тропинка нашего детского сада»
Название проекта:«Экологическая тропинка нашего детского сада»Подготовила: Воспитатель первой квалификационной категории Прокурова Людмила Антоновна.Проблемная ситуация:...