ДОКЛАД на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей 2-4 лет»
материал

Обаськина Виктория Юрьевна

«Профилактика  речевых нарушений у детей 2-4 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему:

«Профилактика  речевых нарушений у детей 2-4 лет»

.

                                                               Выполнил: воспитатель

                                                                                Обаськина Виктория Юрьевна

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у младших дошкольников.

Причиной возникновения у детей дефектов речи может являться неправильное речевое окружение и воспитание. При этом  маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. Это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

 Целенаправленную работу по формированию правильного звукопроизношения необходимо начинать уже с трехлетнего возраста. Это помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а также выявить у детей данного возраста  сложные речевые патологии.профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей 2 – 4 лет. Е.Н. Краузе, Е.А. Пожиленко и другие специалисты выделяют следующие причины возникновения речевых нарушений:

- слабость мышц артикуляционного аппарата;

- избирательное нарушение фонематического слуха;

- неблагоприятное речевое окружение.

-недоразвитие речевого дыхания.

Почему у детей возникают данные нарушения? И возможно ли предупредить их возникновение в условиях дошкольного учреждения?

Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети младшего дошкольного возраста, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и видеокассет.

При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

 Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, считаем, что необходимо влиять на этот процесс целенаправленно.  

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи. Основными компонентами звуковой культуры речи являются ритмико-мелодическая сторона речи  и звуки речи. Большое значение имеют: развитие слухового внимания детей, развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, развитие подвижности артикуляционного аппарата, уточнение артикуляции и произношения звука или его вызывание по подражанию. Поэтому в детском саду широко используются различные игры на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. У детей, нуждающиеся в специализированной логопедической помощи, выявляется слабость мышц пальцев рук. Дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. Наряду с использованием пальчиковых игр, актуально ежедневное проведение пальчиковой гимнастики с детьми, которая включает в себя комплекс отдельных или чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук. Это позволит более комплексно проводить работу по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей.

 Важным является уточнение артикуляции и произношения звука в процессе работы по развитию речи. Это позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе.

Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста. Основные этапы речевой работы с детьми 2-3 лет  включают в себя:

  • развитие слухового внимания детей – следует помнить, что при профилактике звукопроизношения, обязательно надо поупражнять слух ребенка, чтобы в дальнейшей работе на слух он различал смешиваемые слова и звуки. Используя игры «Ветер и птицы», по теме «Птицы» дети слушают звучание музыкального инструмента и выполняют определенные действия, в игре «Будь внимателен» детям, после прослушивания стихотворения необходимо назвать одежду, которая звучала в тексте.
  • развитие речевого дыхания – базой правильного развития речи является развитие речевого дыхания ребенка. С детьми младшего дошкольного возраста проводим следующие игры на развитие речевого дыхания - «Арбуз», «Нюхаем цветы», «Пьем коктейль через трубочку», «Дуем на горячий чай» и др.
  • развитие мелкой моторики пальцев рук у детей - стимулируя речедвижение и тренируя тонкие движения пальцев рук, в занятие включаем сначала простые упражнения – «Этот пальчик в лес пошел», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик дедушка», при выполнении которых дети загибают пальцы или соединяют их. Затем упражнения усложняются «Мы во двор пошли гулять», «Котята», «Пруд», «Кто-то делает вот так» и др., где дети выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения.  
  • развитие подвижности артикуляционного аппарата - комплексы артикуляционных упражнений построены с учетом возрастных возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдаем определенную последовательность. Сначала даем самые простые упражнения, постепенно их заменяем такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Далее используем упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка). Основными упражнениями, используемыми на занятии, являются «Иголочка», «Лопаточка», «Горка», «Хоботок», «Окошечко» и.т.п. Если тема занятия «Зима» - «Иголочка» превращается в сосульку, а в теме «Посуда» - в острый нож. В зависимости от темы занятия меняем и название упражнения.

Для детей 3-4 лет в занятие дополнительно включаем задания на развитие лексико-грамматического строя речи в зависимости от темы, обогащению и активизации словаря способствуют игры «Один – много», «Назови ласково», «Чего много?», «Чья мама?» и др. С помощью игровых ситуаций, развиваем у ребенка умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор. Так как в данном возрасте у детей встречается много аграмматизмов, необходимо обращать внимание на употребление слов в правильной грамматической форме.

Занятия в д/с проводятся с детьми по подгруппам в присутствии воспитателя. Затем в течение последующего времени педагог использует комплексы упражнений на занятиях и на логопедических пятиминутках.

Важной и неотъемлемой частью работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста является тесное взаимодействие логопеда и родителей. На собраниях и через консультации в родительских уголках рассказываем, как необходимо общаться с ребенком, в какие игры играть дома для развития дыхания, моторики пальцевой и артикуляционной.

Таким образом, особую важность имеет работа по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста, так как именно этот аспект не входит в основное направление работы учителя - логопеда. Эффективность профилактической работы с детьми младшего дошкольного возраста, определяется четкой организацией работы и преемственностью в работе логопеда, воспитателей и родителей, что обеспечивает положительную динамику в речевом развитии детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Условия поддержания у детей интереса к выполнению культурно-гигиеническим навыкам»

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков....

доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)

"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...

Доклад на тему :«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её б...

Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".

Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....

Доклад на тему: « Познавательно – речевое развитие детей в нерегламентированной деятельности» воспитателя первой младшей группы

В этом докладе я показываю оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, утвердится, быстро адаптироваться в детском саду....

Доклад на тему "Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности".

В данном материале говорится о важности и необходимости развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности....