Проект "В мире русских народных инструментов"
проект
Выбранная тема обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_russkih_narodnyh_instrumentov.doc | 324 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Рябинушка
Структурное подразделение МАОУ «Новозаимская СОШ»
Проект
«В мире русских народных инструментов»
Музыкальный руководитель Архипова В.Л.
С. Новая Заимка
2021 год
Содержание
- Паспорт проекта
- Проблема
- Актуальность
3. Цель
4. Задачи
5. Предполагаемый результат
6. Этапы проекта
7. План реализации проекта
Паспорт проекта
Название проекта | Проект «В мире русских народных инструментов» |
Целевая группа | Дети старшего возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель. |
Тип проекта | Игровой, познавательный, творческий |
Основание для разработки | Выбранная тема обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей. |
Автор проекта | Архипова Вера Леонидовна |
Основная цель проекта | Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию. |
Задачи проекта | - познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов; - познакомить детей с разными группами русских народных инструментов (струнными, духовыми, клавишно-пневматическими и ударными); - познакомить со звучанием русских народных инструментов. |
Предполагаемые результаты | - сформированость у детей представление о разнообразии народных музыкальных инструментов, об их истории. - приобщение педагогов, родителей и воспитанников к истокам народной культуры, - поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления; - вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность; - вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом; |
Период | Краткосрочный – 1 неделя |
Этапы реализации проекта | 1 – организационно – подготовительный 2 - основной (практическая реализация проекта) 3 - заключительный |
«Музыкальная народная культура является
тем чистым источником, из которого
подрастающее поколение, взяв лучшее
из прошлого, сделает лучшим будущее».
Проблема
Выбранная тема обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей.
Актуальность
В настоящее время мир музыкальных инструментов очень богат. Но как же редко современные дети видят и слышат богатое разнообразие народной музыки! У детей, не достаточно знаний о истории возникновения русских народных музыкальных инструментов. Родителям некогда или некуда сходить и послушать звучание народной музыки. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов и сел. Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи. И в связи с этим дети, знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться народной музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир народных музыкальных инструментов.
Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность.
Специально организованные занятия, развлечения и самостоятельная музыкальная деятельность позволяют приобщать детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры.
Цель проекта: Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи проекта:
Для детей:
Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов;
Познакомить детей с разными группами русских народных инструментов (струнными, духовыми, клавишными и ударными);
Познакомить со звучанием русских народных инструментов;
Научить приемам игры на русских народных ударных инструментах (деревянные ложки, трещотки, ксилофон, бубен, колокольчики, бубенцы, рубель, коробочка).
Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
Для педагогов:
Организовать предметно – пространственную среду для самостоятельной деятельности детей по привитию интереса к русской национальной культуре, используя музыкальные альбомы, музыкально-дидактические игры, просмотр видеофильмов о русских народных инструментах, слушание в аудиозаписи звучания этих инструментов, загадки, сказки, совместное музицирование.
Для родителей:
Создавать условия для знакомства ребенка с русским народными музыкальными произведениями в домашней обстановке.
Совместное музицирование.
Совместное создание с детьми игровых музыкальных инструментов.
Предполагаемый результат:
- сформированость у детей представление о разнообразии народных музыкальных инструментов, об их истории.
- приобщение педагогов, родителей и воспитанников к истокам народной культуры,
- поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;
- вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
Участники проекта: дети старшего возраста, педагоги и родители.
Вид проекта: игровой, познавательный, творческий
Срок реализации проекта: краткосрочный – 1 неделя.
Этапы реализации проекта:
1 – организационно-подготовительный
2 – основной (практическая реализация проекта)
3 – заключительный
1. Организационно - подготовительный этап:
Содержание:
- Создание развивающей среды по теме проекта:
- создание в группе центра «Детская мастерилочка»;
- презентации «Русские народные инструменты»,
- видеоролика «Русский народный оркестр»
- слайд-шоу «Старинные русские народные инструменты»
- интерактивной игры – викторины «Угадай музыкальный инструмент"
- видео-экскурсии «Музыкальные инструменты»
- мини-музея «Народные музыкальные инструменты»;
- изготовление Лепбука «Русские народные музыкальные инструменты»;
Оформление:
- творческой выставки рисунков «В стране народных музыкальные инструменты»;
- выставка-презентация самодельных музыкальных инструментов «Веселый музыкант»; (родители, дети, педагоги);
- выставки книжек-малышек «Русские народные инструменты»;
- мини-энциклопедии «Мир русских народных музыкальных инструментов»;
- альбома ««Русские народные музыкальные инструменты в картинах русских художников»»;
Подбор:
- сказок и рассказов о русских народных инструментов «Библиотека музыки»;
- иллюстративного материала «Русские народные инструменты»;
- картотеки загадок и пословиц;
- создание презентаций, музыкальных видеороликов по теме проекта;
- раскрасок по теме проекта;
- картотеки: музыкально-дидактических игр, музыкального репертуара;
2. Проведение в группе обсуждения идеи проекта (погружение в проект: обсуждение темы, определения мотивов участия детей в предстоящей деятельности):
- составление тематического плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по данной теме;
- выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта;
3. Привлечение родителей:
- к организации выставок, альбомов, презентаций, мини-музея;
- к сбору сведений о русских народных музыкальных инструментах: загадки, видео и аудиоматериалы из различных источников;
4. Оформление информационного материала для родителей:
- Сундучок идей: «Шумовые инструменты своими руками»;
- Консультация: «Значение музыкальных инструментов в развитии детей»;
- Рекомендации: «Как организовать оркестр дома?»,
- Информационный материал: «Игры на кухне»,
II Основной этап (практическая реализация проекта):
Образовательная область | Содержание | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | - Сюжетно-ролевая игра: (пр. 2) «Музыкальный магазин»; - Игровая ситуация «У нас в оркестре» Дидактические игры: (пр. 3) - «Четвертый лишний» - «Собери и назови инструмент» - «Найдите тень инструмента» - «Составь оркестр русских народных инструментов» | Продолжить развивать игровую деятельность детей, совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе полученных знаний, приобретенных при восприятии окружающего. Закрепление у детей знаний о русских народных музыкальных инструментах. |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение сказок: (пр. 4) - «Рассказ балалайки» - «Пастушья дудочка» - «Чудо-свистулька» Музыкальные игры с инструментами: - «Определи инструмент».
- «Музыкальная шкатулка» («Узнай инструмент по звучанию (аудиозапись)» - «Музыкальные загадки» (пр. 5) - «Не зевай, мою загадку отгадай» (пр. 5)
Рассматривание альбома «Русские народные музыкальные инструменты в картинах русских художников» (пр. 6) (А. Рябушкин «Гусляр поющий», П.Е. Заболотский «Мальчик с балалайкой», Г.И.Семирадский «Пастушок, играющий на свирели» и т.д) Продуктивная деятельность: - творческая мастерская: Лепка: «Дудочка» Рисование: «Балалайка три струны»; «Мой любимый инструмент»; - выставка детских творческих работ: «Музыкальная шкатулка» (раскрашивание музыкальных инструментов в раскрасках) Музыкальная деятельность: - слушание: русской народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов: «Полянка», «Коробейники», «Камаринская» - оркестровка русских народных мелодий: «Калинка» (р.н.п.) «Во саду ли, в огороде» «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова «Дон-дон», рус. нар. песня, обраб. Р. Рустамова; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия; «Петушок», рус. нар. песня, обраб. М. Красева - песня – инсценировка «В нашем оркестре» Развлечение: (пр. 7) - «В гостях у Петрушки» | Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, использовать полученные знания в играх, рисовании и творчестве; Формировать эмоциональную отзывчивость и побуждать к активному слушанью и игре на музыкальных инструментах.. |
Речевое | Беседы: (пр. 8) - «О балалайке» - «Как появились русские народные музыкальные инструменты». - Пословицы и поговорки о русских народных инструментах; (пр. 9) - Отгадывание загадок «Старинные русские народные инструменты» (презентация); (пр. 1) - Придумывание детьми загадок о народных инструментах; - Чтение стихов о русских народных инструментах; (пр. 10) Словесная игра: (пр. 5) - «Опиши, я отгадаю», - «Что лишнее?», - «Один-много».
Речевое упражнение «Оркестр» (пр. 11) Речедвигательная игра с ложками Пальчиковая гимнастика - «Балалайка» | - уточнять, обогащать и активизировать словарный запас; - развивать связную речь; - развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение; |
Физическое развитие | Физкультминутка: (пр. 11) -«Балалайка», - «Ложки» - «Оркестр» Игра (пр. 5) «Беги к инструменту русского народного оркестра» | Формировать творческую, коммуникативную, двигательную активность во взаимодействии с взрослыми и сверстниками. |
Познавательное развитие | Совместная деятельность с детьми: - рассматривание: мини-энциклопедия «Русские народные музыкальные инструменты»; (пр.12) - слайд-шоу «Старинные русские народные инструменты» (пр. 13) - интерактивная игра – викторина "Угадай музыкальный инструмент" -Видео-экскурсия «Музыкальные инструменты» - Видеоролик «Русский народный оркестр» ООД: (пр. 14) - «Сказка о том как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами»; - Путешествие в страну старинных народных инструментов»
Музыкальная гостиная: (пр. 15) - «Инструменты русского народного оркестра» |
Расширять знания детей о русских народных инструментах и воспитание у детей интереса к русскому народному искусству. Обобщение и систематизация полученных знаний: |
3.Заключительный этап:
1. Развлечение «В гостях у Петрушки» (Приложение №7).
2. Создание мини-музея «Музыкальные инструменты» с помощью родителей;
3. Презентация по итогам проекта.
4. Оформление материалов проекта на сайте ДОУ.
Работа с родителями:
1.Создание мини-музея «Народные музыкальные инструменты»;
2. Оформление альбома ««Русские народные музыкальные инструменты в картинах русских художников»»;
3. Оформление творческой выставки рисунков «В стране народных музыкальных инструментов»;
4. Выставка-презентация самодельных музыкальных инструментов «Веселый музыкант»;
5. Выставка книжек-малышек «Русские народные инструменты»;
9. Оформление информационного материала для родителей:
- Сундучок идей: «Шумовые инструменты своими руками»;
- Консультация: «Значение музыкальных инструментов в развитии детей»;
- Рекомендации: «Как организовать оркестр дома?»,
- Информационный материал: «Музыка на кухне»,
Заключение
Внедрение данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по сочинению оркестровок знакомых песен и народных мелодий
Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.
Данный проект направлен на воспитание у детей интереса к миру музыки и позволяет в веселой форме познакомить детей с народными музыкальными инструментами. В результате реализации проекта сформированы представления о музыкальных инструментах, их звучании и происхождении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
files.mail.ru/0XVQQ0 Презентация"Русские народные инструменты"
Презентация и конспект занятия для детей средней и старшей групп...
Русские народные инструменты
Русские народные инструменты...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
"Русские народные инструменты" (Авторская музыкально-дидактическая игра)
Уважаемые взрослые. Предлагаю Вам свою музыкально-дидактичяескую игру "Русские народные инструменты". Игра сделана в виде интерактивной презентации и для неё потребуется компьютер или ноутбу...
Конспект музыкального занятия "Русские народные инструменты. Народный оркестр"
На музыкальном занятие дети знакомятся с русскими народными инструментами и народным оркестром....
Презентация РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.Отгадай, услышь, посмотри, назови. Русский народный инструмент
Загадки, картинки, описание русских народных инструментов....
Презентация музыкальных игр для родителей по ознакомлению детей с русскими народными инструментами. Русские народные инструменты.
Пособие для родителей и детей дошкольного возраста по ознакомлению с русскими народными инструментами...