Мастер-класс для педагогов «Сенсорная страна дошколят»
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может -войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.»
Б. Прейер
Цель:
*Показать важность работы по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста.
* Повышение компетенции педагогов по развитию сенсорной культуры дошкольников.
Задачи:
*Показать участникам мастер – класса возможные варианты игр, направленных на знакомство дошкольников с цветом, вкусом, формой, размером предмета.
Участники: педагоги.
Форма проведения: мастер – класс
Ход мероприятия:
1. Приветствие педагогов. Объявление темы.
Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Тема нашего сегодняшнего мастер–класса
« Сенсорная страна дошколят»
2. Актуальность темы.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое) , осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное) , температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
Первый фактор – это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий – слепота, глухота и т.п.
Второй фактор – состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор – это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
– является основой для интеллектуального развития;
– развивает наблюдательность;
– готовит к реальной жизни;
– является основой для развития воображения;
– развивает внимание;
– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
!!!Тенденция развития современного общества пришла к тому, что дети все больше и больше увлечены просмотром мультфильмов, играм на компьютерах. Родители же в силу своей занятости обращают недостаточно внимания на другие стороны их развития, в частности развитие сенсорной культуры детей.
Что такое сенсорные эталоны?
Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача – предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.
Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» – именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
3. Создание проблемной ситуации.
Я предлагаю узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».
Мастер предлагает нескольким участникам определить на ощупь содержимое ящика: 3 – 4 участника по очереди запускает руки через рукава в ящик, участники ощупывают предмет, называя какой он. Выслушиваются и принимаются все предложения.
Перед нами проблемная ситуация – узнать, что находиться в ящике ощущений.
(в ящике лежит фрукт помело).
Сейчас вы попали затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек утомлен, напуган, или встречается с неизвестным объектом.
Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.
Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.
Сегодня предлагаю пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомим с приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и в итоге узнаем, что же в ящике находится.
Варианты игр, направленных на знакомство дошкольников с цветом предмета.
1.Участникам мастер – класса необходимо собрать детали мелкой мозаики одновременно 2 руками, в правую – красные, в левую зеленые. Кто больше наберет и в какую руку.
2. Участникам мастер – класса предлагается игра « пластилиновая заплатка»
После выполнения заданий открыта первая подсказка – в ящике ощущений предмет желтого цвета.
Игра «Веселый художник».
Каждому участнику предлагается взять 2 одинаковых фломастера и нарисовать 2 руками одновременно любую геометрическую фигуру. В процессе рисования мастер задает вопрос «Какая фигура у вас получилась?». Затем предлагает вновь двумя руками дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет.
Игра «Построй фигуру». Мастер предлагает всем выйти в центр зала и построиться в виде фигуры, которую он называет и демонстрирует
– Геометрические фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет круглой формы,
Игра «Построй башню из песка» (маленькая и большая)
Еще одна подсказка – предмет большого размера. Запомним!
Игра «Угадай на вкус» Участникам предлагается 3 баночки (сахар, соль, лимонная кислота).
Задание 1: «Угадай какой вкус?»: найти кислый, соленый, сладкий.
Задание 2: «Что лишнее?». Участникам мастер – класса предлагают картинки с изображением что необходимо для приготовления компота, салата, сэндвича, супа. Их задача определить какой продукт лишний.
Игра «Душистые баночки»
У каждого участника по 1 баночкой с запахами специй и лекарственных трав. Мастер предлагает понюхать мешочек, определить, чем наполнен мешочек и найти изображение этого наполнителя.
– еще одна подсказка, что в «ящике ощущений» находится кисло-сладкий предмет.
Давайте вернемся к нашему ящику ощущений и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки что же там лежит. Я предлагаю вам пощупать наш загадочный предмет, вспомнить все подсказки и назвать что же лежит в нашем ящике ощущений. Теперь уже пора догадаться, что же находится в нашем «ящике ощущений» (Выслушиваются предположения, делается вывод, что там находится).
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.
Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда , когда задействованы все группы анализаторов.
Хотелось бы подчеркнуть, что проведенная работа принесла свои плоды. Сейчас мои воспитанники без затруднений называют основные цвета и их оттенки, знают многие геометрические формы и их плоскостные изображения, проявляют живой интерес к познанию свойств и качеств окружающих предметов.
Результаты, радуют, но есть к чему стремиться: на новой возрастной ступени необходимо продолжить работу по развитию сенсомоторных навыков. Маленький ребенок подрастает, в окружающем мире его начинают интересовать все новые и новые предметы и явления. Наша задача помочь ему!
Заключительное слово.
Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу. На доске в нашем зале расположена поляна и есть цветы разного цвета: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то разместите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий цветок. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
– Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Сенсорная страна дошколят
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс с использованием нетрадиционного сенсорного оборудования для педагогов коррекционных групп по теме:
laquo;Сенсорное развитие детей с ОВЗ с использованием минибука»Задачи:Углубление и совершенствование знаний о формировании сенсорного восприятия у дошкольников с ОВЗ имеющих отклонения в познав...
Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может -войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.Б. Прейер...
Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»
Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...
Мастер – класс для педагогов «Сенсорная страна дошколят»
Мастер – класс для педагогов«Сенсорная страна дошколят»...