Мастер-класс для педагогов «Сенсорная страна дошколят»
консультация (младшая группа)

Халилова Надежда Павловна

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может -войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.»

                                                         Б. Прейер

Цель:

*Показать важность работы по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста.

* Повышение компетенции педагогов по развитию сенсорной культуры дошкольников.

Задачи:

*Показать участникам мастер – класса возможные варианты игр, направленных на знакомство дошкольников с цветом, вкусом, формой, размером предмета.

Участники: педагоги.

Форма проведения: мастер – класс

Ход мероприятия:

1. Приветствие педагогов. Объявление темы.

Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Тема нашего сегодняшнего мастер–класса 

« Сенсорная страна дошколят»

2. Актуальность темы.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое) , осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное) , температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор – это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий – слепота, глухота и т.п.

Второй фактор – состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор – это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– развивает наблюдательность;

– готовит к реальной жизни;

– является основой для развития воображения;

– развивает внимание;

– дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

!!!Тенденция развития современного общества пришла к тому, что дети все больше и больше увлечены просмотром мультфильмов, играм на компьютерах. Родители же в силу своей занятости обращают недостаточно внимания на другие стороны их развития, в частности развитие сенсорной культуры детей.

Что такое сенсорные эталоны?

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача – предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.

Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» – именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

3. Создание проблемной ситуации.

Я предлагаю узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

Мастер предлагает нескольким участникам определить на ощупь содержимое ящика: 3 – 4 участника по очереди запускает руки через рукава в ящик, участники ощупывают предмет, называя какой он. Выслушиваются и принимаются все предложения.

Перед нами проблемная ситуация – узнать, что находиться в ящике ощущений.

(в ящике лежит фрукт помело).

Сейчас вы попали затруднительную ситуацию. Такое бывает, когда человек утомлен, напуган, или встречается с неизвестным объектом.

Ребенка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире необходимо обучать ребенка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Вы можете возразить, что каждый ребенок даже без целенаправленного обучения, так или иначе, воспринимает новые объекты. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства, оно нередко бывает поверхностным и неполноценным.

Сегодня предлагаю пройти путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомим с приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и в итоге узнаем, что же в ящике находится.

Варианты игр, направленных на знакомство дошкольников с цветом предмета.

1.Участникам мастер – класса необходимо собрать детали мелкой мозаики одновременно 2 руками, в правую – красные, в левую зеленые. Кто больше наберет и в какую руку.

2. Участникам мастер – класса предлагается игра « пластилиновая заплатка»

После выполнения заданий открыта первая подсказка – в ящике ощущений предмет желтого цвета.

Игра «Веселый художник».

Каждому участнику предлагается взять 2 одинаковых фломастера и нарисовать 2 руками одновременно любую геометрическую фигуру. В процессе рисования мастер задает вопрос «Какая фигура у вас получилась?». Затем предлагает вновь двумя руками дорисовать на этой фигуре детали, чтобы получился предмет.

Игра «Построй фигуру». Мастер предлагает всем выйти в центр зала и построиться в виде фигуры, которую он называет и демонстрирует

– Геометрические фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет круглой формы,

Игра «Построй башню из песка» (маленькая и большая)

Еще одна подсказка – предмет большого размера. Запомним!

Игра «Угадай на вкус» Участникам предлагается 3 баночки (сахар, соль, лимонная кислота).

Задание 1: «Угадай какой вкус?»: найти кислый, соленый, сладкий.

Задание 2: «Что лишнее?». Участникам мастер – класса предлагают картинки с изображением что необходимо для приготовления компота, салата, сэндвича, супа. Их задача определить какой продукт лишний.

Игра «Душистые баночки»

У каждого участника по 1 баночкой с запахами специй и лекарственных трав. Мастер предлагает понюхать мешочек, определить, чем наполнен мешочек и найти изображение этого наполнителя.

– еще одна подсказка, что в «ящике ощущений» находится кисло-сладкий предмет.

Давайте вернемся к нашему ящику ощущений и с помощью наших сенсорных ощущений определим все-таки что же там лежит. Я предлагаю вам пощупать наш загадочный предмет, вспомнить все подсказки и назвать что же лежит в нашем ящике ощущений. Теперь уже пора догадаться, что же находится в нашем «ящике ощущений» (Выслушиваются предположения, делается вывод, что там находится).

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития.

Мы с вами сегодня подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда , когда задействованы все группы анализаторов.

Хотелось бы подчеркнуть, что проведенная работа принесла свои плоды. Сейчас мои воспитанники без затруднений называют основные цвета и их оттенки, знают многие геометрические формы и их плоскостные изображения, проявляют живой интерес к познанию свойств и качеств окружающих предметов.

Результаты, радуют, но есть к чему стремиться: на новой возрастной ступени необходимо продолжить работу по развитию сенсомоторных навыков. Маленький ребенок подрастает, в окружающем мире его начинают интересовать все новые и новые предметы и явления. Наша задача помочь ему!

Заключительное слово.

Закончена игра! Прошу оценить нашу встречу. На доске в нашем зале расположена поляна и есть цветы разного цвета: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то разместите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий цветок. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

– Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Сенсорная страна дошколят

Консультация для воспитателей...

Мастер-класс с использованием нетрадиционного сенсорного оборудования для педагогов коррекционных групп по теме:

laquo;Сенсорное развитие детей с ОВЗ с использованием минибука»Задачи:Углубление и совершенствование знаний о формировании сенсорного восприятия у дошкольников с ОВЗ имеющих отклонения в познав...

Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может -войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.Б. Прейер...

Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»

Мастер-класс «Сенсорная страна дошколят»...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер – класс для педагогов «Сенсорная страна дошколят»

Мастер – класс для педагогов«Сенсорная страна дошколят»...