Консультация педагогам ДОУ « САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
консультация

Тарбаева Елена Валерьевна

Самостоятельная музыкальная деятельность — реально суще­ствующая сторона жизни ребёнка. Музицирование происходит в те периоды режима детского сада, когда дети предоставлены сами себе, т. е. в часы их самостоятельных игр.

Музицируют да­леко не все дети, нередко активно действуют одни и те же малы­ши в течение длительного времени. Если, музицируя, ребёнок активно применяет знания и умения, полученные на музыкаль­ных занятиях, то можно с уверенностью говорить о его состояв­шемся музыкальном развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_vospit._dou_smd.docx487.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Подготовила:

Музыкальная руководитель

Тарбаева Елена Валерьевна

г. Выкса, 2021г.

Самостоятельная музыкальная деятельность — реально существующая сторона жизни ребёнка. Музицирование происходит в те периоды режима детского сада, когда дети предоставлены сами себе, т. е. в часы их самостоятельных игр.

Музицируют далеко не все дети, нередко активно действуют одни и те же малыши в течение длительного времени. Если, музицируя, ребёнок активно применяет знания и умения, полученные на музыкальных занятиях, то можно с уверенностью говорить о его состоявшемся музыкальном развитии.

Однако от самостоятельной музыкальной деятельности надо отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети, подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать, например, манеру исполнения танца балерины. Но двигаются при этом неритмично, не в такт музыке. Недостаточно опытные воспитатели принимают это за самостоятельную музыкальную деятельность (СМД).

В действительности дети осуществляют не музыкальную деятельность, а игровую.

Источник СМД малышей, в широком смысле слова, — это окружающая их действительность. Но основной источник СМД, конечно, музыкальные занятия, а также праздники и развлечения, организуемые в детском саду. Именно они должны формировать музыкальный вкус ребенка.

Одна из ведущих причин СМД детей — их желание проявить себя в музыке. Импровизируя мелодии, неоднократно повторяя полюбившиеся им интонации, дети в своем пении выражают радость, самоутверждение. Они с большой готовностью делятся своим опытом с товарищами, и сами упражняются с целью совершенствования в чём-либо.

В старшем дошкольном возрасте дети чувствуют общественное значение своей деятельности. Совершенно очевидно, что музицирование не только обогащает жизнь ребёнка, но и «выполняет свои воспитательные функции». Однако качество импровизационного детского исполнения, как правило, ниже того, которое они демонстрируют на музыкальных занятиях.

Именно в музицировании особенно ярко проявляют себя музыкально способные дети.

По своей инициативе они используют многие виды музыкальной деятельности, с которыми познакомились в детском саду и дома. Но различные жизненные ситуации, побудившие их к музыкальным проявлениям, придают их действиям своеобразный характер, отличный от ранее усвоенного. Дети применяют разнообразные виды деятельности, с которыми они познакомились на занятиях, праздниках или в семейном кругу, но при этом преобразуют их в соответствии с игровой ситуацией, жизненными потребностями. Благодаря этому, музицирование становится частью их «синтетической» деятельности.

Например, ребёнок «играет» на пианино и очень удачно подражает технике игры музыканта. Одновременно он напевает мелодию, драматизирует, исполняет роль руководящего процессом коллективного пения.

               Дети занимаются творческой и исполнительской деятельностью.

Творческая деятельность носит явно импровизированный характер.

В исполнительской практике дети то упражняются в каком-то умении, то выступают как «артисты», стремясь выразительно спеть, станцевать и доставить удовольствие окружающим.

               Формы организации детей при самостоятельном музицировании весьма разнообразны. Иногда их действия имеют характер художественной самодеятельности (демонстрируют песни, танцы) или форму автодидактических и взаимообучающих упражнений.

Иногда это форма сюжетно-ролевой игры, когда выделяются роли музыкантов и слушателей.

Наконец, дети просто напевают во время каких-либо занятий, выхода на прогулку, рассматривая книжку.

По существу, это форма индивидуальных занятий, возникающих исключительно по инициативе самих детей.

Таким образом, наиболее распространенная форма организации СМД — действия небольшой группы или одиночек.

Итак, наиболее часто встречаются две формы организации СМД.

1. Музыкальная сюжетно-ролевая игра.

Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений

(игры: «Ищем таланты», «Концерт», «Игра в оркестр», «Музыкальные занятия»),

распределяют роли и сюжет получает свое развитие.

2. Автодидактические упражнения. Дети упражняются, играя на детских музыкальных

инструментах, разучивая какие-либо танцевальные движения.

Главная тактика педагогов и родителей в руководстве музицированием — это соучастие в нём.

        Нельзя навязывать готовые решения, а нужно стимулировать их поиски.

Например, воспитатель говорит: «Как бы нам лучше положить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно их брать и играть?»

Дети начинают советовать и действовать, устанавливают порядок, за которым потом сами следят.

«А я вот как играю», — говорит воспитатель, показывает приём игры на инструменте. Ребёнок понимает свою ошибку, и воспитатель тут же отходит.

«Послушай песню, которую я люблю» (поёт, проигрывает). «А ты что любишь?» «Сегодня день рождения Ани. Пусть каждый преподнесет ей музыкальный подарок».

          В подготовительной группе могут быть более лаконичные предложения:

«Давайте проведём конкурс на лучшее исполнение песни или танца».

«Кто вспомнит больше названий знакомых песен, инструментальных пьес?»

«Поиграем в праздник?»

        Очень часто дети играют «в пароход», построив корабль из кубиков. Воспитатель может предложить детям пригласить на корабль «артистов и устроить концерт для моряков».

Можно поиграть «в поезд». Пассажиры занимают места, отправляются в путешествие, а по дороге они останавливаются на станциях: «Песенная», «Плясовая» и т. д.

Можно поиграть в музыкальное занятие, театр, выступление с концертами по телевизору, магазин музыкальных инструментов и т. п.

Воспитатель то включается в совместную игру, как бы демонстрируя свои умения, и этим поправляет явные ошибки детей, то регулирует участие малоактивных или излишне предприимчивых малышей.

Важнейшим условием формирования СМД является создание музыкального уголка, в котором должны быть музыкальные пособия и инструменты, музыкально-дидактические игры, технические средства.

Воспитателю следует учитывать принцип постепенности и последовательности внесения новых пособий. В музыкальном уголке не должно находиться большое количество пособий и музыкально-дидактических игр одновременно (оптимально — не более четырех).

По мнению, очень важны впечатления, которые дети получают вне занятий — во время праздников, развлечений, слушания грамзаписей.

С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам классические музыкальные произведения.

Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии, «музыка устной традиции». Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор, проводить разнообразные игры под его сопровождение (настольные, подвижные, считалки и т. д.), а также хороводы и инсценировки.

              Планируя формы руководства музицированием, воспитатели обращают внимание на

- потребность в новом оснащении;

- последовательность предоставления инструментов и пособий детям;

- продолжительность их использования;

- на интересы каждого ребёнка, чтобы найти приёмы привлечения малоактивных

малышей.

               При планировании работы воспитатель обдумывает и формулировки своих действий. Вместо «учить» детей, он напишет: «поощрять», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «пробудить интерес», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д.

И дело не в том, что одни слова заменяются другими. Это принципиально различный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия воспитателя в самостоятельном музицировании малышей.

                Можно предложить следующую схему планирования работы по СМД, учитывающую особенностей развития детей каждой группы.

Понедельник - индивидуальная работа с музыкальными инструментами.

Вторник - повторение и разучивание хороводов, игр, песен, элементов танцев.

Среда - слушание музыки в грамзаписи.

Четверг - театрализованная деятельность детей.

Пятница - создание обстановки для самостоятельного музицирования воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность"

Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность"...

Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников"

Консультация содержит информацию о самостоятельном музыкальном развитии детей....

Консультация для воспитателей Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Материал будет полезен, как начинающим воспитателям, так и педагогам со стажем....

Консультация для педагогов «Руководство самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей»Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкал...