Консультация педагогам ДОУ « САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
консультация
Самостоятельная музыкальная деятельность — реально существующая сторона жизни ребёнка. Музицирование происходит в те периоды режима детского сада, когда дети предоставлены сами себе, т. е. в часы их самостоятельных игр.
Музицируют далеко не все дети, нередко активно действуют одни и те же малыши в течение длительного времени. Если, музицируя, ребёнок активно применяет знания и умения, полученные на музыкальных занятиях, то можно с уверенностью говорить о его состоявшемся музыкальном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_vospit._dou_smd.docx | 487.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №33 «Земляничка»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ
«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Подготовила:
Музыкальная руководитель
Тарбаева Елена Валерьевна
г. Выкса, 2021г.
Самостоятельная музыкальная деятельность — реально существующая сторона жизни ребёнка. Музицирование происходит в те периоды режима детского сада, когда дети предоставлены сами себе, т. е. в часы их самостоятельных игр.
Музицируют далеко не все дети, нередко активно действуют одни и те же малыши в течение длительного времени. Если, музицируя, ребёнок активно применяет знания и умения, полученные на музыкальных занятиях, то можно с уверенностью говорить о его состоявшемся музыкальном развитии.
Однако от самостоятельной музыкальной деятельности надо отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети, подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать, например, манеру исполнения танца балерины. Но двигаются при этом неритмично, не в такт музыке. Недостаточно опытные воспитатели принимают это за самостоятельную музыкальную деятельность (СМД).
В действительности дети осуществляют не музыкальную деятельность, а игровую.
Источник СМД малышей, в широком смысле слова, — это окружающая их действительность. Но основной источник СМД, конечно, музыкальные занятия, а также праздники и развлечения, организуемые в детском саду. Именно они должны формировать музыкальный вкус ребенка.
Одна из ведущих причин СМД детей — их желание проявить себя в музыке. Импровизируя мелодии, неоднократно повторяя полюбившиеся им интонации, дети в своем пении выражают радость, самоутверждение. Они с большой готовностью делятся своим опытом с товарищами, и сами упражняются с целью совершенствования в чём-либо.
В старшем дошкольном возрасте дети чувствуют общественное значение своей деятельности. Совершенно очевидно, что музицирование не только обогащает жизнь ребёнка, но и «выполняет свои воспитательные функции». Однако качество импровизационного детского исполнения, как правило, ниже того, которое они демонстрируют на музыкальных занятиях.
Именно в музицировании особенно ярко проявляют себя музыкально способные дети.
По своей инициативе они используют многие виды музыкальной деятельности, с которыми познакомились в детском саду и дома. Но различные жизненные ситуации, побудившие их к музыкальным проявлениям, придают их действиям своеобразный характер, отличный от ранее усвоенного. Дети применяют разнообразные виды деятельности, с которыми они познакомились на занятиях, праздниках или в семейном кругу, но при этом преобразуют их в соответствии с игровой ситуацией, жизненными потребностями. Благодаря этому, музицирование становится частью их «синтетической» деятельности.
Например, ребёнок «играет» на пианино и очень удачно подражает технике игры музыканта. Одновременно он напевает мелодию, драматизирует, исполняет роль руководящего процессом коллективного пения.
Дети занимаются творческой и исполнительской деятельностью.
Творческая деятельность носит явно импровизированный характер.
В исполнительской практике дети то упражняются в каком-то умении, то выступают как «артисты», стремясь выразительно спеть, станцевать и доставить удовольствие окружающим.
Формы организации детей при самостоятельном музицировании весьма разнообразны. Иногда их действия имеют характер художественной самодеятельности (демонстрируют песни, танцы) или форму автодидактических и взаимообучающих упражнений.
Иногда это форма сюжетно-ролевой игры, когда выделяются роли музыкантов и слушателей.
Наконец, дети просто напевают во время каких-либо занятий, выхода на прогулку, рассматривая книжку.
По существу, это форма индивидуальных занятий, возникающих исключительно по инициативе самих детей.
Таким образом, наиболее распространенная форма организации СМД — действия небольшой группы или одиночек.
Итак, наиболее часто встречаются две формы организации СМД.
1. Музыкальная сюжетно-ролевая игра.
Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений
(игры: «Ищем таланты», «Концерт», «Игра в оркестр», «Музыкальные занятия»),
распределяют роли и сюжет получает свое развитие.
2. Автодидактические упражнения. Дети упражняются, играя на детских музыкальных
инструментах, разучивая какие-либо танцевальные движения.
Главная тактика педагогов и родителей в руководстве музицированием — это соучастие в нём.
Нельзя навязывать готовые решения, а нужно стимулировать их поиски.
Например, воспитатель говорит: «Как бы нам лучше положить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно их брать и играть?»
Дети начинают советовать и действовать, устанавливают порядок, за которым потом сами следят.
«А я вот как играю», — говорит воспитатель, показывает приём игры на инструменте. Ребёнок понимает свою ошибку, и воспитатель тут же отходит.
«Послушай песню, которую я люблю» (поёт, проигрывает). «А ты что любишь?» «Сегодня день рождения Ани. Пусть каждый преподнесет ей музыкальный подарок».
В подготовительной группе могут быть более лаконичные предложения:
«Давайте проведём конкурс на лучшее исполнение песни или танца».
«Кто вспомнит больше названий знакомых песен, инструментальных пьес?»
«Поиграем в праздник?»
Очень часто дети играют «в пароход», построив корабль из кубиков. Воспитатель может предложить детям пригласить на корабль «артистов и устроить концерт для моряков».
Можно поиграть «в поезд». Пассажиры занимают места, отправляются в путешествие, а по дороге они останавливаются на станциях: «Песенная», «Плясовая» и т. д.
Можно поиграть в музыкальное занятие, театр, выступление с концертами по телевизору, магазин музыкальных инструментов и т. п.
Воспитатель то включается в совместную игру, как бы демонстрируя свои умения, и этим поправляет явные ошибки детей, то регулирует участие малоактивных или излишне предприимчивых малышей.
Важнейшим условием формирования СМД является создание музыкального уголка, в котором должны быть музыкальные пособия и инструменты, музыкально-дидактические игры, технические средства.
Воспитателю следует учитывать принцип постепенности и последовательности внесения новых пособий. В музыкальном уголке не должно находиться большое количество пособий и музыкально-дидактических игр одновременно (оптимально — не более четырех).
По мнению, очень важны впечатления, которые дети получают вне занятий — во время праздников, развлечений, слушания грамзаписей.
С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам классические музыкальные произведения.
Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии, «музыка устной традиции». Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор, проводить разнообразные игры под его сопровождение (настольные, подвижные, считалки и т. д.), а также хороводы и инсценировки.
Планируя формы руководства музицированием, воспитатели обращают внимание на
- потребность в новом оснащении;
- последовательность предоставления инструментов и пособий детям;
- продолжительность их использования;
- на интересы каждого ребёнка, чтобы найти приёмы привлечения малоактивных
малышей.
При планировании работы воспитатель обдумывает и формулировки своих действий. Вместо «учить» детей, он напишет: «поощрять», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «пробудить интерес», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д.
И дело не в том, что одни слова заменяются другими. Это принципиально различный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия воспитателя в самостоятельном музицировании малышей.
Можно предложить следующую схему планирования работы по СМД, учитывающую особенностей развития детей каждой группы.
Понедельник - индивидуальная работа с музыкальными инструментами.
Вторник - повторение и разучивание хороводов, игр, песен, элементов танцев.
Среда - слушание музыки в грамзаписи.
Четверг - театрализованная деятельность детей.
Пятница - создание обстановки для самостоятельного музицирования воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей"
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов «Развивающая образовательная среда как средство творческого развития дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»
В материале представлена информация по наполняемости музыкальных уголков в группах детского сада...
Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность"
Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность"...
Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников"
Консультация содержит информацию о самостоятельном музыкальном развитии детей....
Консультация для воспитателей Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.
Материал будет полезен, как начинающим воспитателям, так и педагогам со стажем....
Консультация для педагогов «Руководство самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей«Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей»Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкал...