РОЛЬ ПОТЕШЕК В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (младшая группа)

Попова Валентина Эмануиловна

РОЛЬ ПОТЕШЕК  В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слово фольклор – английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.
Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_poteshek.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПОТЕШЕК  В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слово фольклор – английского происхождения, оно значит: народная мудрость, народное знание.
Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. Малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, песенки, небылички, побасенки, загадки, сказки, заклички, хороводы – несут в себе этнические характеристики; приобщают нас к вечно юным категориям материнства и детства. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. 

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы. Речь является ведущим процессом психического развития ребенка. В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДО изменились формы, методы организации воспитательно -образовательной деятельности.  Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, особенно потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

 - воспитание звуковой культуры речи
 - обогащение словаря 
 - формирование грамматического строя речи
 - развитие монологической и диалогической речи
 - развитие мелкой моторики

Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Несмотря на то, что потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Потешки – песенки, приговорки, потешки, первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. 
Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке; хорошо когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «киска», «конь», «козлик», «курочка», «котик», «коровушка» и т.д. Использовать дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?» Словесные игры по мотивам народного творчества; например: «про сороку» (читать потешку и пусть дети отобрадают ее содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. Словесная игра «в подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробки игрушки или картинки по знакомым потешкам). Настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений («парные картинки», «подбери такую же картинку», «лото», «разрезные картинки»). Можно проводить игры – инсценировки; например: «курочка – Рябушка на реку пошла». «Живые картинки» - при чтении потешки «сорока-белобока» - всех детей ставят друг за другом и раздавать им кашу; а самому последнему – нет! «А ты постой, вот тебе горшок пустой!», т.е. сопровождать потешки действием.
Использовать дидактические игры типа: «Заводные игрушки». Во время умывания, причесывания детей нужно обязательно использовать потешки: «Водичка», «Расти коса»; запомнив, полюбив потешку, дети переносят ее в игру. Подбирая потешку, воспитатель должен учитывать уровень развития ребенка. Для малышей простые по своему содержанию, для старших – с более сложным смыслом. Дети должны не только хорошо читать потешку, но и уметь ее обыгрывать, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные  (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком потешка. Старшие дети могут обыгрывать потешку: «Тень-тень…», устраивать «театр», где бы все дети могли попробовать себя в роли любого персонажа. Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.

В своей работе я использую русские народные песенки и потешки для детей младшей группы детского сада
— Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!
* * *
— Ладушки, ладушки
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
* * *
— Сорока, сорока!
Где была?
— Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил...
* * *
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт,
Забодает,
забодает,
забодает.
* * *
Ночь пришла,
Темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю-бай,
Засыпай...
* * *
Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.
* * *
Баю-баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
* * *
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток
 
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
* * *
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
 
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
 
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
* * *
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
* * *
Травка-муравка
Со сна поднялась,
Птица-синица
За зерно взялась,
Зайка — за капустку,
Мышки — за корочку,
Ребятки — за молоко.
* * *
Дождик, дождик, пуще
Будет травка гуще,
Будут листья зеленей,
Будут ягодки красней.
* * *
Радуга-дуга,
Не давай дождя.
Давай солнышка,
Колоколнышка!
* * *
Наши уточки с утра —
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
 Наши гуси у пруда —
Га-га-га! Га-га-га!
 А индюк среди двора —
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху —
Грру-угрру! Грру-угрру!
 Наши курочки в окно —
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Перед прогулкой.

1. Раз, два, три, четыре, пять —Собираемся гулять.

Завязала Катеньке Шарфик полосатенький.

Наденем на ножкиВаленки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Причесывание.

1. Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

2. Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?Т

ане делаем прическу.

3. Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брату

Целый день ходить лохматым.

4. Уж я косу заплету,

Уж я русу заплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:«Ты расти, расти, коса —Всему городу краса».

Мы кушаем.

1. А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не осталось и следа.

2. На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

Пей, дружок, томатный сок,Б

удешь строен и высок.

3. Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

4. «Не хочу есть манную кашу!»

Кричала девочка Маша.

«Правильно» — думала каша,

Хорошая девочка Маша».

5. Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

6. Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

7. Сначала он в поле большом колосится,

Потом в амбаре крестьянском хранится.

Затем он в пекарне печется

И мягким, душистым на стол подается.

8. Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

9. Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

Умываемся.

1. Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

2. Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

3. Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываться по утрам И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши —Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Ай, лады, ай, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся, Маме улыбаемся.

4. Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

5. Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

6. Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

7. Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

8. Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...