Рабочая программа кружка "Петелька за петелькой"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию на 2 года обучения вязанию крючком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_vyazaniyu_v.l.f._2.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено и введено в действие Рассмотрено и принято
Приказом № _____от__________2017 г. на заседании педагогического совета
Заведующая МБДОУ «Детский сад № 127» протокол №___ от_________ 2017г.
________________Е.В. Иванова
Рабочая программа
дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста
по обучению вязанию крючком в рамках кружка
« Петелька за петелькой»
на 2016 – 2017 г.г.
Воспитатель
Верхотурцева Л.Ф.
Содержание.
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………3
2. Старшая группа 1 год обучения………………………………………………………………………….............................6
2.1. Возрастные особенности детей 5-6 лет…………………………………………………………………………………....6
2.2. Перспективное планирование……………………………………………………………………………………………...8
2.3.Содержание программы 1 года обучения…………………………………………………………………………………10
2.4..Методическое обеспечение……………………………………………………………………………………….……..12
2.5.Педагогическая диагностика …………………………………………………………………………………….………14
3. Подготовительная группа 2 год обучения ……………………………………………………………………………… 15
3.1. Возрастные особенности детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………….15
3.2. Перспективное планирование………………………………………………………………………………………………17
3.3. Содержание программы 2 года обучения………………………………………………………………………………….18
3.4..Методическое обеспечение………………………………………………………………………………….……………20
3.5.Педагогическая диагностика………………………………………………………………………………………...……22
4. Список литературы……………………………………………………………………………………………………...…..23
1. Пояснительная записка.
Концепция программы.
В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.
Актуальность.
Занятия в студии вязания крючком позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результата своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.
Новизна.
Изучив ряд методических пособий и литературу по обучению детей дошкольного возраста рукоделию (см. список литературы), опыт работы детских садов, выявлено, что рукоделие включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Программы работы студии по вязанию крючком – не найдено. Мой опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить "наработанный" материал в программу студии вязания крючком "Петелька за петелькой" для детей 5-7 лет. Предлагается форма организации ручного труда детей в мини- группах.
.Цель программы.
Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию повышенный интерес к рукоделию.
Задачи программы.
Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.
Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная. Формировать положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного творчества. Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы организации художественно- творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.
Принципы содержания программы.
1..Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
2..Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, в творческом процессе создается раскованная, стимулирующая творческую активность ребенка, атмосфера. В процессе совместной (дети – дети, дети – родители, дети – педагог) продуктивно – творческой деятельности ребенок учиться придумывать новое, вариативно мыслить и общаться с разными людьми.
3..Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
4.0пора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс и естественное повышение его работоспособности.
5. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному вязанию; открытие новых знаний.
.6. Общие принципы содержания и технологии программы.
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; треугольное вязание: от угла к углу; круговое вязание от середины и т.д.).
В программе в раздел "Азы вязания" входит конструирование, аппликация, вязание. Программа предполагает широкое использование вязаных изделий, игрушек, панно, работ детей педагогов и родителей, для создания тематических выставок, украшения предметно – развивающей среды, интерьера ДОУ. Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (художественная мастерская, студия) и в учреждениях дополнительного образования. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматриваются 2 этапа работы:
1- "Азы вязания" с детьми 5-6 лет (старшая группа);
2."Первые изделия» с детьми 6-7 лет (подготовительная группа);
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий с группой детей – не более 25 минут в старшей группе, 30 – в подготовительной группе. Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения- физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
В работе студии принимают участие и родители воспитанников. Руководитель организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье. Ребенок чувствует себя более уверенно в роли воспитателя, обучающего своих маму и бабушку, испытывает гордость за них.
Всестороннему развитию детей способствуют развлечения, организованные воспитателями и родителями.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы студии предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа (старшая группа) дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):
-знают и выполняют правила безопасного пользования, крючком и иголкой; знают историю древнего рукоделия;
-правильно сматывают клубок; -шьют швом "через край";
-различают нитки (шерсть, синтетика);
-умеют вывязывать цепочку из воздушных петель; -выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.
Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы нового для них вида ручного труда – вязание крючком.
После 2 этапа (подготовительная группа) дети выполняют:
-вязание разных видов столбика (столбики с накидом и столбики без накида);
-осваивают разные способы вязания (прямое вязание, круговое вязание и треугольное вязание);
-учатся обвязывать носовой платок по краю; -владеют умением вязать изделия (прихватки, салфетки);
-принимают участие в оформлении панно на выставку (умеют располагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции); -владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;
-экономно расходуют материал, бережно обращаются с инструментами и поддерживают порядок на рабочем столе;
-используют ручные умения в повседневной жизни детского сад и семьи, проявляя при этом творчество.
.Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки работ детей, родителей и педагогов в детском саду;
-дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
-развлечения;
-творческий отчет воспитателя- руководителя кружка на педсовете.
План взаимодействия педагога с родителями.
1. Экскурсия в Дом Творчества.
2. Консультация "Чем занять ребенка дома?''
3. Семинар "Сказки из клубочков".
4. Анкетирование с целью изучения удовлетворенности родителей дополнительными
образовательными услугами.
5. День открытых дверей.
6. Спектакль "Колобок- шерстяной клубок!"
7. Ярмарка "Умелые ручки".
8. Книга успехов и достижений детей.
9. Видеофильм "В страну Вязанию".
10. Праздник "Семейный час!".
11.Встречи в семейном клубе "Рукодельница".
. 2. Старшая группа 1 год обучения
2.1. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Вигре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в э ом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в э ом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оценки, но и промежуточные цветовые оценки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно- логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного
возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут
правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются
синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2.2. Перспективный план
Навыки детей в рукоделии формируются в процессе систематических занятий с постоянной сменой материала и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Первый год обучения – "Азы вязания".
Месяц | Наименование темы | Занятие |
Октябрь
Знакомство со страной "Вязания".
| Сказка "Волшебный крючок". Знакомство детей с инструментами и материалами | № 1 - 2 |
Сказка "В страну Вязанию". Азы вязания: цепочка из воздушных петель. | № 3 - 4 | |
Сказка "Волшебные нитки". Освоение вязания цепочки из воздушных петель. | № 5 - 6 | |
Сказка "Умелые пальчики". Самостоятельное вязание цепочки: у кого длиннее цепочка. | № 7 - 8 | |
Ноябрь Самостоятельное вязание цепочки
| Самостоятельное вязание цепочки толстым крючком. Советы бабушки. | № 1 - 2 |
Самостоятельное вязание цепочки тонким крючком. | № 3 - 4 | |
Советы "Как правильно смотать клубок". | № 5 - 6 | |
Вязание индивидуальных цепочек. | № 7 - 8 | |
Декабрь
Конструктивно- художественная деятельность. | Самостоятельное вязание разноцветных цепочек. | № 1 - 2 |
Применение цепочки петель в виде завязок к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам. | № 3 - 4 | |
Конструирование букв, цифр. | № 5 - 6 | |
Выкладывание узоров из вязаных цепочек. | № 7 - 8 | |
Январь
| Выкладывание елочки из вязаных цепочек | № 1 - 2 |
Украшения для одежды, карманов. | № 3 - 4 | |
Февраль
Выкладывание узоров из вязаных цепочек
| Вязание цветных цепочек. | № 1 - 2 |
«Валентинка» - выкладывание сердечка из вязаных цепочек | № 3 - 4 | |
Декоративная окантовка для открыток | № 5 - 6 | |
Подарок папе «Кораблик» | № 7 - 8 | |
Март | Вязание цветных цепочек | № 1 - 2 |
Подарок маме «Мимозы» | № 3 – 4 | |
Украшение прихваток для бабушки | № 5 - 6 | |
Составление панно из вязаных цепочек - «Одуванчики» | № 7 – 8 | |
Апрель | Выкладывание узоров из вязаных цепочек. | № 1 – 2 |
Дизайн – деятельность - Украшение кукольной одежды | № 3 – 4 | |
Творческая деятельность детей по замыслу | № 5 – 6 | |
Оформление выставки детских работ | № 7 – 8 |
2.3. Содержание программы.
Блок "Знакомство со страной Вязанией"
дает детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно – прикладного искусства – вязание крючком.
Данный блок знакомит детей с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, иголкой, шилом, ножницами и нитками. Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика), завязывать узелки, выполнять воздушные петли. Знакомятся с разными крючками, различными по материалу:
- алюминиевый или стальной;
^пластмассовый;
-деревянный;
-костяной.
С разными крючками по длине: -короткий (10-15 см.); -длинный (22-25 см.). С разными крючками по толщине: -тонкий (№1,5-2,5); -толстый (№3-6); Дети овладевают знаниями о разных нитях: ручного и машинного прядения, натуральные и синтетические. Дети учатся выбирать нитки для вязания, обращая внимание на:
-№ пряжи (показатель толщины);
- ровность (характеристика качества);
-скрученность;
- упругость;
-прочность окраски.
Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так:
1. Крючок держать как карандаш.
2. Нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.
3. Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.
4. Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.
5. Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязаная петля-воздушная.
6. Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы.
7. Вязание крючком имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность.
Блок "Самостоятельное вязание цепочки"-
это освоение практических навыков вязания. Лучше всего начинать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой крученой ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. Использование разноцветных нитей способствует развитию эстетического восприятия и развивает творческое воображение, а также моторику кистей рук, художественное видение.
В процессе занятий дети овладевают:
-знаниями об особенностях разных крючков, нитей;
-умением подбирать нити разного цвета, толщины, структуры;
-техникой завязывания узелка;
-навыками безопасности при работе с крючком, шилом, иглой и ножницами;
- приемами вязания цепочки.
Блок "Конструктивно- художественная деятельность" – это объемное художественное конструирование,
в котором новые целостные модели букв, цифр, имен создаются из вязаных цепочек разной структуры и цвета. Дети знакомятся с разными техниками работы с вязаными цепочками:- аппликации; - конструирование.
На 1 этапе работы наиболее доступными являются пришивание завязок, шнурков к кукольным шапкам, пинеткам, кофтам.
На 2 этапе из разноцветных вязаных цепочек дети выкладывают буквы (цифры, имена). В процессе работы у детей развивается поисковая деятельность и способность экспериментировать. Эти занятия приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, закрепляется знание букв, цифр.
Блок «Выкладывание узоров из вязаных цепочек» – это более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т.к. ошибку почти невозможно исправить. Знакомство детей сданной деятельностью позволяет:
- научить различению: цвета, длины, высоты, месторасположения (сверху, снизу, над, под и т.д.)., формы конструируемых объектов;
- формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики);
- развивать сенсорно – аналитическую деятельность – умение вести целостно – расчлененный анализ объектов; выделение целого, его частей, деталей и их пространственного расположения.
2.4. Методическое обеспечение.
Название Блоков | Формы занятий | Методы передачи знаний, умений и навыков | Дидактический материал и техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1.3накомстso со страной "Вязанией - | Экскурсия на выставку работ студии "Петелька". Занятие- путешествие "В страну вязанию». | Познавательный рассказ "История вязания крючком". Игра-сюрприз "Что в корзинке". Загадки о клубке, крючке, пословицы. Рассматривание вязаных изделий на выставке работ Студии «Петелька». Показ способа вязания петли. Гимнастика для глаз. Упражнение в вязании цепочки. Игры «Волшебный узор»,«Путанка». Хоровод. Подарки детям – крючки. Упражнение "Клубочек", «Вяжем разноцветные клубочки». Индивидуальная помощь. | Демонстрационный материал: работы детей студии "Петелька"; корзина с клубками и инструментами, костюм для рукодельницы, магнитофон с аудиозаписью музыки Д. Шостаковича "Вальс цветов", Римского-Корсакова "Три чуда . Раздаточный материал: клубки разного цвета, крючки разных размеров, ножницы, линейка. | Диагностика Знаний умений детей. Индивидуальные .наблюдения. |
2. Самостоятельное вязание цепочки. | Посиделки с Рукодельницей. Совместное творчество детей и педагога | Сказка "Как правильно смотать клубок". Показ способа вязания цепочки. Метод индивидуального обучения. Игра "Королевство ниток", Упражнения "Вяжем разноцветные шнурочки". | Демонстрационный материал: нитки-синтетика, шелк, лен, хлопок. Раздаточный материал: трубочки из газеты, клубки, крючки, ножницы. | Конкурс "У кого Длиннее цепочка' |
З. Применеиие цепочки петель. | Посиделки с Рукодельницей. Творческая деятельность детей и взрослых. | Игровой метод "Посылка куклам''. Рассматривание вязаных изделий. Показ образца, способа пришивания цепочки к изделию. Игры "Одень кукол", "Необычное письмо». Индивидуальная помощь. | Образцы с именами. Письмо. Раздаточный материал: цветной картон, линейки, иголки с игольницей, клей, кисточки, салфетки, клеенки, ножницы. Аудиокассета "Веселый праздник". | День открытых дверей Вручение подарков малышам. |
4. Выкладыва - ние узоров из вязаных цепочек. | Посиделки с Рукодельницей. Творческая продуктивная деятельность детей. | Беседа "Украсим открытку". Обсуждение с показом образцов декоративной окантовки. Показ способа украшения. Индивидуальная помощь, похвала. Игровая ситуация «Сюрприз маме и папе». | Демонстрационный материал: образцы оформления рамок для открыток. Раздаточный материал: вязаные цепочки, клей, клеенки, открытки, салфетки, ножницы. | Подготовка выставки "В стране Вязании". День презентации Детских работ. |
2.5. Методика диагностики результативности реализации программы
Констатация результата! | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | Констатация результата! |
5-6 лет | ||||||
Ребенок умеет держать крючок. |
|
|
|
|
| Ребенок не умеет держать крючок. |
Ребенок умеет правильно сматывает клубок. |
|
|
|
|
| Ребенок не умеет правильно сматывать клубок. |
Ребенок знает цвета нитей. |
|
|
|
|
| Ребенок не знает цвета нитей. |
Ребенок умеет вывязывать петли. |
|
|
|
|
| Ребенок не умеет вывязывать петли. |
Аккуратность в работе. |
|
|
|
|
| Не аккуратен в работе. |
Самостоятельность в работе. |
|
|
|
|
| Копирует замысел других. |
Правильное положение пальцев. |
|
|
|
|
| Неправильное положение пальцев. |
Отношение к выполнению задания ответственное. |
|
|
|
|
| Невнимателен, выполняет с ошибками. |
Принимает помощь педагога или товарища |
|
|
|
|
| Не принимает. |
Точность выполнения задания рукодельницы. |
|
|
|
|
| Другие способы выполнения задания. |
Быстрый темп вхождения в деятельность. |
|
|
|
|
| Долго входит в деятельность. |
3. Подготовительная группа 2 год обучения
3.1. Возрастные особенности детей 6-7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют конструктивные основные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
3.2. Перспективное планирование
2 год обучения- "Первые изделия".
Месяц | Наименование темы | занятие |
Октябрь "Вязание столбиков без накида»
| Обвязывание носового платка столбиками без накида | № 1 - 2 |
Вязание салфеток. | № 3 – 4 | |
Вязание ажурных разноцветных листьев. | № 5 – 6 | |
Оформление панно «Осенний вальс» | № 7 – 8 | |
Ноябрь Обучение Треугольному вязанию ( от угла к углу) | Обучение Треугольному вязанию ( от угла к углу). Дашино письмо. Вязание косынки, платка для куклы. Вязание разноцветного платка для куклы. Украшение платка кисточками. | № 1 – 2 № 3 – 4 № 5 – 6 № 7 – 8 |
Декабрь «Вязание от середины по спирали» (круговое вязание) | Круговое вязание от середины. | № 1 - 2 |
Колобок-шерстяной бок | № 3 – 4 | |
Вязание разноцветных шаров | № 5 – 6 | |
Панно - Украшение шарами елки | № 7 – 8 | |
Январь | Сказка «Крылатый, мохнатый да маслянный» Вязание «Блин-блинок»» | № 1 - 2 |
Вязание «Снежинка» | № 3 – 4 | |
Февраль | Рассказ о празднике - день святого Валентина Вязание «Сердечки» | № 1 - 2 |
Вязание маленьких цветных кругов (для открытки папам) | № 3 – 4 | |
Оформление открытки папам «Салют» | № 5 – 6 | |
Творческое вязание по желанию детей | № 7 – 8 | |
Март | Круговое вязание от середины. Вязание прихваток(подарок бабушкам и мамам) | № 1 - 2 |
Двухцветные прихватки «Яблочкп» | № 3 – 4 | |
Двухцветные прихватки «Сердечко» | № 5 – 6 | |
Сказка «Цветик-Семицветик» Вязание прихваток «Цветочек» | № 7 – 8 | |
Апрель | Вязание цветов и листьев Оформление панно "Красивые цветы". | № 1 – 2 |
Вязание пальчикового театра «Теремок» | № 3 – 4 | |
Творческое вязание детей | № 5 – 6 | |
Творческое вязание детей. Оформление выставки детских работ | № 7 – 8 |
З.3. .Содержание программы.
2 год обучения.
Блок "Вязание столбиков без накида»
знакомит детей, что связанное полотно состоит из основных элементов: петель и столбиков; с правилом: крючок вводят в петлю цепочки так, чтобы сверху крючка было две нити, а снизу одна; с графическим изображением:
- столбик без накида, или короткий столбик. Вязание столбиков без накида.
Введите крючок в петлю цепочки, подведите крючок под рабочую нить и захватите ее. На крючке получилось 2 петли, теперь снова захватите рабочую нить и протяните ее через обе петли.
Знакомится со способом вязания крючком – прямое вязание: по лицевой и изнаночной стороне, связав 1 ряд на петлях цепочки, вязание поворачивают, и следующий ряд выполняют на петлях первого ряда.В процессе вязания шарфов (подушек для кукол, разноцветных прихваток), дети применяют разные приемы и способы вязания. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их конструктивно – художественной деятельностью.
Блок «Обвязывание носового платка столбиками без накида».
Знакомит детей со свойствами ткани – ситец, правилами безопасного обращения с шилом, ножницами, способом по протыкания дырок шилом по краю ткани и выполнением вязаной отделки.
Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя обвязывание платка, дети придерживаются определенного направления, соблюдают необходимую длину петель. Наиболее доступными являются вязание ажурных цветов, листьев, стеблей и оформление общего панно «Самые красивые цветы». Принимая участие в украшении интерьера ДОУ, дети создают общую работу, договариваются об условиях участия в работе, дети учатся располагать детали, сочетать размеры, цветовую гамму. Развивается эстетический вкус, аккуратность.
Блок «Обучение треугольному вязанию» (от угла куглу) включает в себя:
- освоение детьми нового способа вязания: от угла к углу;
- формирует умение работать по выкройке;
- подбирать определенное цветовое решение;
-умение украшать связанное изделие кистями.
Дети осваивают вязание кукольных косынок, платков в качестве подарка куклам.
Блок «Вязание от середины по спирали» (круговое вязание) предполагает освоение детьми нового способа от середины, по периметру детали, только по одной стороне вязания, при= чем ряд можно замкнуть встык и следующий начать с воздушных петель, а можно по спирали. Применение способа вязания от середины развивает у детей:
-способность самостоятельно находить творческое решение;
-художественное видение;
-навыки мыслительного анализа последовательности выполнения задания;
-приемам создания схематического рисунка поэтапного изготовления.
Данный блок предусматривает вязание салфеток, прихваток в подарок бабушкам.
3.4. .Методическое обеспечение.
Название Блоков | Формы занятий | Методы передачи знаний, умений и навыков | Дидактический материал и техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов | |||
2 год обучения | |||||||
1.Вязание без накида прямоугольное полотно) | Посиделки с Рукодельницей. Творческая деятельность детей. | Игровая ситуация "Мамы вяжут куклам шарфы". Объяснения с показом приема вязания столбика без накида. Сказка "Бабушкины советы". Упражнения в вязании кукольных шарфов и подушек. Игры "Пальчики", "Мы вяжем." Гимнастика для глаз. | Образец вязания столбика без накида. Готовые вязаные изделия: кукольные шарфы, подушки. Разноцветные клубки, крючки, ножницы, линейки. Аудиозапись песен В Шаинского. | Индивидуальные наблюдения. Выставка "Мы мамины помощники!". | |||
2.0бвязывание носового платка столбиками без накида | Посиделки с Рукодельницей. Творческая деятельность. | Игровая ситуация "Дашина посылка" рассматривание обвязанных платков, беседа | Готовые обвязанные носовые платки, заготовки тканей | Выставка "Наш подарок | |||
"Правила безопасного обращения с шилом, крючком и ножницами". Показ способа протыкания дырок шилом по краю платка и приема обвязывания платка. Пальчиковая гимнастика "Солнышко", "Пальчик мальчик". Игра "Найди такой же платок". Индивидуальная помощь. | для платков, шило, крючки, ножницы, нитки разных цветов. Аудиозапись "Малыши у реки". |
| |||||
З. Обучение Треугольному вязанию (от угла к углу). | Посиделки с Рукодельницей. Творческая деятельность детей и бабушек. | Игровая ситуация "Дашино письмо". Метод игровой ситуации. "Подарки куклам", "Рукодельница учит делать кисточки". Рассматривание вязаных изделий. Показ способа вязания. Наблюдение за деятельностью детей. Игры "Раздай куклам платки", "Украсим платочки для кукол". Стихи " Ай-да куклы!" | Схемы – карточки этапов работы, альбомные листы, карандаши, куклы, клубки, крючки, магнитофон с аудиозаписью Шостаковича "Вальс цветов | Индивидуальные наблюдения подготовка к выставке работ. | |||
4. Круговое вязание от середины | Посиделки с Рукоделицей. Творческая деятельность. Экскурсия в Дом творчества на выставку детских поделок. | Рассказ Рукодельницы "Об искусстве вязания". Игровая ситуация "Поможем бабушке". Объяснения с показом способа кругового вязания. Упражнения "Вяжем разноцветные прихватки". Сказка "Цветик- Семицветик". Обсуждение и подбор ниток для вязания прихваток. Индивидуальная поддержка детей. Похвала. Демонстрация действий Рукодельницей. Игра "Пальчики". Упражнения "Волшебный крючок".
| Готовые вязаные прихватки. Разноцветные клубки, крючки, ножницы. Аудиозапись "Голоса попугая"
|
3.5. Методика диагностики результативности реализации программы
Констатация результата | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | Констатация результата |
6-7 лет | ||||||
Ребенок умеет держать крючок и вывязывать петлю. |
|
|
|
|
| Ребенок не умеет дер жать крючок и не вывязывает петлю. |
Ребенок умеет вязать разными способами. |
|
|
|
|
| Ребенок не умет вязать разными способами. |
Ребенок умеет подбирать цветовое сочетание ниток. |
|
|
|
|
| Ребенок не умеет подбирать цветовое сочетание ниток. |
Самостоятельно вяжет простые изделия. |
|
|
|
|
| Не умеет самостоятельно вязать просты изделия. |
Ребенок умеет работать с иголкой. |
|
|
|
|
| Ребенок не умеет работать с иголкой. |
Соблюдает правила безопасного обращения с крючком и шилом. |
|
|
|
|
| Ребенок не осторожен в обращении с крючком и шилом. |
Ребенок умеет делать разметку. |
|
|
|
|
| Ребенок не умеет делать разметку. |
Умеет планировать работу. |
|
|
|
|
| Не умеет планировать работу. |
Оригинальность замысла. |
|
|
|
|
| Ребенок повторяет замысел других. |
Предпочтительная избирательность. |
|
|
|
|
| Не проявляет избирательности. |
Увлеченность деятельностью. |
|
|
|
|
| Не проявляет стремления. |
4. Список литературы.
1.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.- 224с.- СПб.: Детство- Пресс, 2003.
2.Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство- Пресс, 2003.- 160с.
3.Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.-Москва.: З.А.О. издательство Эксмо, 1997.- 96с.
4.Новотворцева Н.В. Учимся писать: Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К., Академия Холдинг, 2000.- 240с.
5.Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо- всюду.- Ярославль.: Академия развития, Академия К., 1998.- 287 с.
6. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И.Фоминых.- М.: Просвещение, 1986.- 288с.
7.Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 №448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
8.Программа "Художественный труд" // Вестник образования.- 2001.- №20.- с.44-74.
9.Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дошкольного образования детей// письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003 г. №28- 02- 484/16.
10 Ракова С.А. "Вязание крючком".- Ярославль: Академия развития, 2003.
11.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные шнурочки.=М.:АРКТИ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»
Рабочая программа детского творческого объединения «ВЕСЕЛАЯ ПЕТЕЛЬКА»...