Проект «Народы России. Татары»
проект (подготовительная группа)

Докучаева Юлия Владимировна

Вид проекта: познавательно - творческий, долгосрочный, групповой.

Участники: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 4 месяца.

Образовательная область: познавательно – нравственное развитие.

Итоговое мероприятие: музыкально- познавательное развлечение «Народы  России» для детей средней, старших, подготовительных групп и их родителей.

     Актуальность проекта:  В современном мире дети в большинстве своем не                      знают народы, проживающие на территории России. Татары – вторые после русских по численности населения, мы решили познакомить детей с татарами.

    Ожидаемый результат: Расширение представлений детей об окружающем мире.  Привить  детям уважение  к татарам, как одному  из народов нашей большой многонациональной страны России;  способствовать развитию творческих и познавательных способностей детей и родителей в разных видах деятельности; вызвать интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями других  народов; научить играть в народные игры, повысить активность родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

    Цель: Познакомить детей с татарами, как представителями народа России.

    Задачи:

 - формировать представление о республике Татарстан,

 - формировать представление о достопримечательностях Казани,

 - познакомить детей с костюмами,  культурой, традициями и обычаями, кухней и бытом татар,

 - познакомить с народной мудростью и сказками татар,

 - познакомить с народными играми татар и научить играть в них,

 - развивать словарный запас,

 - расширять кругозор, развивать любознательность,

-  развивать творческие способности детей.

 - прививать  интерес к народному прикладному творчеству,

 - воспитывать уважение и доброжелательность к татарскому народу и гордость за свою большую многонациональную страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narody_rossii-tatary.doc67 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_roditeley.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» г. Приозерск

Проект

«Народы России. Татары» 

                                                         

                                                                   Выполнила: воспитатель Докучаева Ю.В. 

2017год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» г. Приозерск

Проект

«Народы России – татары» 

                                                            Выполнила: воспитатель Докучаева Ю.В. 

Вид проекта: познавательно - творческий, долгосрочный, групповой.

Участники: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 4 месяца.

Образовательная область: познавательно – нравственное развитие.

Итоговое мероприятие: музыкально- познавательное развлечение «Народы  России» для детей средней, старших, подготовительных групп и их родителей.

     Актуальность проекта:  В современном мире дети в большинстве своем не                      знают народы, проживающие на территории России. Татары – вторые после русских по численности населения, мы решили познакомить детей с татарами.

    Ожидаемый результат: Расширение представлений детей об окружающем мире.  Привить  детям уважение  к татарам, как одному  из народов нашей большой многонациональной страны России;  способствовать развитию творческих и познавательных способностей детей и родителей в разных видах деятельности; вызвать интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями других  народов; научить играть в народные игры, повысить активность родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

    Цель: Познакомить детей с татарами, как представителями народа России.

    Задачи:

 - формировать представление о республике Татарстан,

 - формировать представление о достопримечательностях Казани,

 - познакомить детей с костюмами,  культурой, традициями и обычаями, кухней и бытом татар,

 - познакомить с народной мудростью и сказками татар,

 - познакомить с народными играми татар и научить играть в них,

 - развивать словарный запас,

 - расширять кругозор, развивать любознательность,

-  развивать творческие способности детей.

 - прививать  интерес к народному прикладному творчеству,

 - воспитывать уважение и доброжелательность к татарскому народу и гордость за свою большую многонациональную страну.

   Этапы проекта.

1 этап:

• Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей.

• Создание предметно - развивающей среды в группе.

• Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

2 этап Реализация проекта:

Социально-коммуникативное развитие:

- развитие навыков социального поведения и общения, познавательного интереса, связной речи, творческих способностей и выразительности речи, уважения и доброжелательности к народам России через:

- сюжетно-ролевые игры: «Встречаем гостей», «Мы в музей ходили» (познакомить с  татарским гостеприимством,  национальными блюдами и напитками: «чак-чак», «эчпочмак», «токмач», «бешбармак», «чай с молоком», познакомить детей с некоторыми словами на татарском языке,  рассмотреть костюмы, жилище и быт татар);

- беседу «Мы разные, а страна одна»;

- этические беседы: «Уроки дружбы», «Уроки взаимопомощи», «Уроки доброжелательности»;

- рассматривание иллюстраций «Народы России»;

- инсценировку татарской сказки «Шах петух»;

- ручной труд: изготовление книжки-малышки «В орнаменте душа народа»;

- экскурсии в группы МДОУ- посещение мини музея групп «Народы России».

Познавательное развитие:

- формирование представлений о народах России, развитие психических процессов, познавательного интереса и любознательности  через:

- беседу «Мое отечество -  Россия»

- презентацию «Народы России – татары»;

- презентацию «Природа, растения и животный мир Татарстана»;

- рассматривание и изучение национальной символики, костюма татар;

- ознакомление с национальной культурой, традициями и обычаями, кухней и бытом татар;

- рассматривание и изучение национального творчества и ремесел татар;

- рассматривание альбома «Народы России – татары»;

- рассматривание фотографий «Достопримечательности Казани»;

- дидактические игры: мемо «Достопримечательности России» развитие внимания, памяти; настольная игра «Наша страна Россия» формирование представлений о родной стране;  разрезные картинки «Достопримечательности Казани» развитие мышления; «Найди такой же» развитие внимания; мозаика «Татарские узоры» развитие мышления, мелкой моторики.

Речевое развитие:

- формирование словаря, развитие связной речи через: ознакомление с  республикой Татарстан и достопримечательностями Казани, национальным костюмом, кухней, бытом, культурой, традициями и словами на татарском языке; чтение татарских народных пословиц, поговорок, сказок и обсуждение прочитанного: «Шурале», «Шах - петух», «Три сестры», «Девушка и водяная», «Гульчечек», «Отцовские заветы», «Волшебное кольцо», «Сказки деда Гаты» Зулейха Мингазова.

Татарские пословицы и поговорки:

Не стучи в чужие ворота и в твои стучаться не будут.

Кто работает, тот и сыт,

Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.

Человек без родины – соловей без песни.

Одним ударом дерева не срубишь.

Один раз не сумеешь – второй раз научишься.

Безделье – ключ к бедности.

И тысяча теток не заменит родной матери.

Без глаза проживешь, а без родины нет.

Художественно-эстетическое развитие:

 развитие творческих способностей, внимания, мышления, мелкой и общей моторики, через:

- слушание народных песен и мелодий;

- разучивание татарского танца;

- рисование: «Татарский орнамент», татарская роспись «Украсим тарелку», «Красивая шкатулка»

- лепку из соленого теста «Чак-чак», «Эчпочмак», из глины «Пиала», из пластилина рельевная «Татарские узоры», из теста – выпечка «Юка – татарская лепешка».

- аппликацию «Украшаем татарский фартук», «Татарский орнамент- тюльпан», «Сапоги ичиги»;

- конструирование коллективное из бумаги «Мечеть».

Физическое развитие:

 - развитие ловкости, координации, внимания через татарские национальные игры: «Продаем горшки» (Чулмак уены), «Юрта», «Скок-перескок» (Кучтем-куч), «Тюбетейка», «Тимербай», «Угадай и догони» (Читанме, бузме), «Спутанные кони» (Тышыаулы атлар).

Продаем горшки (Чулмак уены)

Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай.

Сколько дать тебе рублей? Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры.

Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Скок-перескок (Кучтем-куч)

На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется

без места, становится водящим.

Правила игры.

Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Тимербай

Играющие, взявшись за руки,  делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

Тюбетейка

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают                         тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

 «Юрта»
Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:
Мы все ребята, 
Соберемся все в кружок. 
Поиграем, и попляшем, 
И помчимся на лужок.
Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

Спутанные кони (Тышыаулы атлар)

Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры.

Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева)

Угадай и догони (Читанме, бузме)

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры: если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать; как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

Взаимодействие с родителями:

- выставка творческих детских работ;

- создание мини музея «Народы России – татары» совместная работа родителей и воспитателей;

- создание альбома «Народы России – татары», «В орнаменте душа народа» совместная работа родителей и воспитателей;

- организация выставки «Татарские сказки» совместная работа родителей и воспитателей;

- разучивание стихотворения на татарском языке – мама со своей дочерью;

- мастер – класс для детей «Татарская выпечка»;

- итоговое музыкально-познавательное развлечение «Народы России»;

- консультации: «Роль народных традиций и обрядов в воспитании национальной культуры у  детей дошкольного возраста», «Традиции и обычаи татарского народа».

3 этап:

 Презентация проекта родителям и педагогическому коллективу.

 Отчет о проделанной работе, подведение итогов.

 Организация выставки книг «Татарские сказки».

 Создание мини музея «Народы России – татары»

 Участие группы в музыкально- познавательное развлечение «Народы России».

Список используемой литературы:

1.        Материалы из Интернета – интернетресурсы.

2.        «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подготовительная к школе группа О.В.Дыбина. мозаика- синтез Москва 2015г.

3.        «Этические беседы с дошкольниками» В.И.Петрова, Т.Д.Стульник. мозаика- синтез Москва 2016г.

4.        «Народы России» демонстрационное пособие издательство «ТЦ Сфера».



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народы России"

Разработанный совместно с воспитателем Рындиной Л.В. и родителями подготовительнрой к школе группы проект охватывает все образовательные области, реализуемые в детском саду. Очень познавательный матер...

Проект "Народы России"

Методическая разработка Проект "Народы России"...

проект "Народы России"

Паспорт проекта "Народы России"...

Проект: "Народы России. Знакомство с Алтаем"

Проект                      «Знакомимся с городами России. Алтай»....

кроткосрочный проект "Народы России"

Формировать у детей понятия «Мы -Россияне» - единый многонациональный народ нашей общей родины – России;Воспитывать у детей чувство глубокого уважения к...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (татары) для детей 5-7 лет.

В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и добожелательного отнешения с представителями разных национальностей. Проект предусматривает ознакомление дошкольников...

Проект по народам России "Татары"

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. С дошкольного возраста нужно воспитывать  детей гражданами  своей большой Родины. Поэтому необходимо зна...