Зимние русские народные забавы в произведениях художников.
план-конспект занятия (старшая группа)

Яковлева Мария Геннадьевна

Образовательная область "Познавательное развитие". Конспект НОД "Зимние русские народные забавы в произведениях художников. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zimnie_zabavy_v_kartinah_hudozhnikov.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  детский  сад  № 30

Василеостровского   района Санкт – Петербурга,

ул. Мичманская, дом 2, корп. 2, Санкт – Петербург, 199226

тел. факс: 352-58-72

Конспект организованной образовательной деятельности

 с детьми старшей группы на тему:

 «Зимние русские народные забавы в картинах художников».

Образовательная область: познавательное развитие.

Воспитатель высшей кв.категории Яковлева М.Г.

2021г.

Цель:

Совершенствование знаний о зимних забавах. Ознакомление детей с зимними русскими забавами наших предков.  

Задачи:

Развивающие:

- развивать у детей умение рассматривать произведения живописи.

- способствовать развитию интереса к зимним забавам предков.

Образовательные:

- познакомить детей с произведениями живописи художников в которых отображены зимние развлечения

- обогащать словарный запас детей словами: забава, подлинник, репродукция.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к произведениям живописи

- воспитывать стремление к активным формам проведения досуга и здоровому образу жизни.

Приемы и методы: рассказ, рассматривание, прием поэтической цитаты, игровая деятельность.

Оборудование: Разрезные картинки, репродукции картин, снеговик, бумага формат А4, конверт, снежинки с загадками, математические планшеты, аудиозапись «Снежки», аудиозапись муз.игры «Снеговик».

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок о зиме, отгадывание загадок про зиму, рассматривание репродукций картин Н.Крымов «Зимний пейзаж», И.Кириллов «Озорник. Сценка из городской жизни».

Ход занятия:

Сюрпризный момент: в группе стоит большая корзина от метелицы с письмом и снежинками.

Вос-ль: читает письмо, где предлагается разгадать загадки, поиграть и выполнить задания от метелицы про зимние забавы.

Ребята, скажите, пожалуйста, что означает слово Забава?

Дети: ответы

Вос-ль: Правильно, забава – игра, потеха, развлечение, увеселение. Посмотрете, метелица принесла нам репродукции картин художников на которых изображены зимние народные развлечения. Репродукция картины это ее фоторгафия. А подленники(настоящие картины) мы можем увидеть с вами где?

Дети: ответы

Вос-ль: Давайте пройдем и посмотрим на них.

Ребята понравились вам картины? А хотите подробнее рассмотреть их и узнать про них.

Дети: да

Вос-ль: Тогда начнем отгадывать загадки которые нам подготовила метелица.

Вос-ль: Отгадайте загадку: Деревянных два коня

                                 Вниз с горы несут меня.

                                   Я в руках держу две палки,

                                  Но не бью коней, их жалко.

                                  А для ускоренья бега

                                 Палками касаюсь снега

Дети: ответы

Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву катание на лыжах. У кого из вас получилась картинка с лыжниками?

Дети: ответы

Вос-ль: Посмотрите с какой картиной можно соотнести составленный рисунок?

С картиной «Лыжники » Бориса Михайловича Кустодиева.

Картина написана 1919 году. На картине мы видим прекрасную русскую зиму. Двух лыжников-девушку с длинной косой, в свитере и юбке по колено и юношу, в таком же, как и девушка свитере. Они взобрались на холм на лыжах и смотрят вниз на станцию на которую прибывает паровоз, который сильно дымит. Еще мы видим внизу телегу с лошадью. Деревья нарядные, покрытые искрящимся в лучах солнца снегом.

Ребята скажите пожалуйста. Как по этой картине мы можем понять что она написана много лет назад во времена наших прадедушек и прабабушек?

Дети: ответы

Вос-ль: Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети: ответы.Чувство радости,глядя на эту картину, хочется улыбаться и радоваться прекрасному зимнему солнечному дню.

Вос-ль: Давайте покатаемся с вами на лыжах:  

Мы катаемся на лыжах ( показваем как едем на лыжах)

Горка – выше, горка – ниже! (поднимаем руки вверх, затем опускаем )

Поворот там впереди (поворачиваемся на месте)

Прокатись, не упади! (едем на лыжах).

Молодцы ребята.

Восп-ль:

Следующая загадка:

 Говорят для детворы         

Веселее нет игры,

Чем катание с высокой

Ледяной, крутой… (Горы)

*****

Ой, насыпало снежка!

Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду

Через двор коня веду,

 С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу. (Санки)

Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву катание с горок. А посмотрите у кого из вас получилась картинка с горкой? Хорошо, пожалуйста, мы смотрели репродукции картин, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?

 С произведением  Художника Джона Августина Аткинсона «Катание с гор на Неве».

Давайте рассмотрим картину подробнее:

Ребята, а вы знаете что, на Руси было принято встречать зиму. С наступлением холодов, замерзанием реки Невы, начинали готовить горы для катания. В Петербурге часто устраивали две горки друг напротив друга. Скатившись с одной горы на очень большой скорости, санки неслись вверх уже по противоположной. Именно такую конструкцию ледяных гор художник Аткинсон изобразил на своем полотне «Катание с гор на Неве».

 Строили также и ледяные катальные горки (катушки)- большие сооружения из снега и льда для катания.

 Посмотрим на другую картину современного  художника Евгения Балакшина, назыавется она «Катание на санях». На переднем плане изображены девочка и мальчик, они несуться с годы на санках. Лица у детей радостные, день  выдался солнечным и морозным. Весело кататься с горы на санках в погожий денек.

Ребята, глядя на эту картину мне сразу захотелось покататься с горки, а вам?

Дети: ответы

Вос-ль: Я предлагаю вам построить свои горки, а в этом нам помогут математические планшеты. Попробуйте построить каждый свою горку.

Дети: дети «строят» горки, воспитатель в это время зачитывает стих.

А стихотворение Анны Филимоновой поможет нам узнать о том, как построить горку.

Мы возьмём с тобою санки,

Две лопатки и ледянки

И, одевшись потеплей,

Выйдем в зиму поскорей.

Если горку не найдём,

Сами быстро возведём.

Позовём с тобой подмогу,

Накидаем снега много,

Разровняем, а потом

Сверху снег водой польём.

На морозе наша горка

Засверкает чистым льдом.

Будем мы кататься с горки,

Веселиться всем двором.

                                                   Филимонова Анна

Вос-ль: Какие замечательные и разные получились горки. Молодцы.

Вос-ль:                    

 Отгадайте следующую загадку:  

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …

Дети:

Вос-ль:  Правильно ребята, это загадка про зимнюю забаву лепка снеговика. А посмотрите у кого из вас получилась картинка с снеговиком? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?

С произведением Федота Сычкова  - «Лепка снеговика»(1910).

На руси тоже лепили снеговиков, и снежных баб. Снеговики в старину почитались как духи зимы, к ним возносили просьбы о помощи. Снеговик и снежные бабы давно утратили свои магические значения и сохранились в народной памяти как символ зимней забавы.

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети:

 Вос-ль:

Ребята, а давайте построим с вами снеговика.  

Музыкальная игра «Снеговик».

Сюрпизный момент появляется снеговик.

Вос-ль: Какой у вас снеговик получился красивый.

Вос-ль:

 Следующая загадка :

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?  (Коньки)


А посмотрите у кого из вас получилась картинка катание на коньках ? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?

Картина Татьяны Владимировны Копниной «На катке»(1964)

Ребята, на Руси коньки были звестны с давних времен. Их делали из костей животных, но применяли редко из-за неудобств, связанных с выбранным материалом. Из-за отсутствия свободы передвижения такие коньки долгое время считались чем-то вроде детской забавой. Лишь с изобретением деревянных коньков , к которым снизу приделывали металлические полозы, кататься стало легче. Царь Петр 1 усовершенствовал их конструкцию соединив лезвие с обувью, прибив коньки прямо к сапогам. Катались по застывшим рекам и озерам.

Какие чувства у вас вызывает картина?

Дети: ответы

Вос-ль:

У нас с вами осталась последняя снежинка, слушайте загадку:

В руках он лепится легко.

Детишкам - развлечение

Бросать, без устали, его

Друг в друга, без сомнения!

Холодный кругленький комок.

Как же зовут его…(Снежок)

Дети: ответы          

Вос-ль:У кого из вас получилась картинка с игрой в снежки? Хорошо, посмотри с какой картиной можно соотнести твой составленный рисунок?

Веселая зимняя игра вдохновила Михаила Васильевича Нестерова на создание живописного полотна, а перед нами его репродукция. Послушайте рассказ о картине , которая так и называется «В снежки».  Внимательно слушайте меня и рассматривайте картину, обращая внимание на то, о чем я буду говорить.

Я в снежки играть люблю,

Снежные комки леплю…

С другом стали мы играть,

Комья снежные кидать.

                                         Ю.Шитова.

Подходят ли эти строки к сюжету картины? Сейчас узнаем. На картине изображена небольшая часть улицы. На переднем плане –два бедно одетых мальчика. Центральное место в картине занимает угол красивого здания. На его стене прикреплена табличка с надписью «Сладкая улица». Название улицы позволяет нам предположить, что на ней находятся магазины торгующие сластями и всякими вкусностями к чаю. Наверное, мальчики хотели что–нибудь купить. И вдруг в них полетели снежки- наверное, это ребята на противоположной стороне улицы захотели поиграть. Художник не изобразил другую группу ребят, но по деталям мы можем догадаться о замысле картины: показать бой снежками между мальчишками. Взгляните, один снежок попал, в зеленую ставню, еще два отпечатались на цоколе ступенек. Посмотрите художник очень тщательно прорисовал лица детей. Один из мальчиков серьезен, а второй весел. Это говорит о том что у них разные характеры, разное отношение к шалостям сверстников. Один огорчился, а второй- нисколечко!

Понравилась вам картина?

Дети: ответы

Вос-ль: А как бы вы отреагировали на внезапную игру в снежки?

Дети: ответы

Вос-ль:Ой ребята, а я слышала каой то звук! А вы нет? Это наш снеговик проголодался, как вы думаете, чем может питаться наш снеговик? А давайте мы его накормим снежками. А снежки у нас будут волшебные, мы их с вами сейчас сделаем сами.

Игра попади в цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои любимые сказки.Литературная викторина по русским народным сказкам и произведениям Корнея Чуковского для детей старшей группы

Уважаемые коллеги представляю Вам литературную викторину, которая прошла успешно. Дети с удовольствием цитировали, играли, отгадывали, инсценировали и получили эмоциональный заряд....

Русская народная сказка в творчестве художников

Знакомство с творчеством В. Васнецова и кусской народной сказкой "Иван-Царевич и серый волк"...

Конспект по физической культуре сюжетного типа "Русские народные забавы" для подготовительной группы.

Цель: формирование у детей представления о русских забавах; приобщение детей к традициям русских народных игр.Задачи:1.      формировать у детей представление о русских забава...

Сценарий праздника – соревнования «Русские народные забавы» (Финальные соревнования для родителей двух групп)

Цель: пропаганда здорового образа жизни. Определение сильнейшей команды.Задачи: - использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;-способствовать психологиче...

Русская народная сказка в творчестве художников.

Знакомство с творчеством В. Васнецова, И. Билибина на примере русской народной сказки "Иван-царевич и Серый Волк"...

Спортивное развлечение «Русские народные забавы» в старшей группе.

Спортивное развлечение «Русские народные забавы» в старшей группе....

Спортивное развлечение в старшей группе «Русские народные забавы».

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством.Задачи:Воспитывать интерес к русским народным играм.Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. Развивать чувство ю...