Развивающие игры для детей раннего возраста.
методическая разработка
В статье представлены игры для развития памяти, мышления, внимания, развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Афанасьева В.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 88 Приморского района
Санкт-Петербурга
Развивающие игры для малышей
Давно прошло то время, когда игра считалась пустяком, явлением, на изучение которого стыдно тратить много времени. Теперь уже все убедились, что игра - существенное явление в детской жизни. Не понять его - значит не понять детства. Игра для детей - это сама жизнь. Это основной вид деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Существует много видов игр. Мы будем говорить о развивающих играх. Что такое развивающая игра? Ответ в самом названии. Это такая игра, которая способствует развитию ребенка, его основных психических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, воображения, а также развитию физических навыков, мелкой моторики. Главная особенность развивающих игр состоит в том, что задания ребенку предлагаются в игровой форме. В процессе игры все новое усваивается легче и непринужденнее. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом. Развивающая игра помогает провести время не только интересно, но и эффективно, получив пользу для общего развития. Как проходит развитие ребенка 1-3 лет? Мышление детей носит наглядно-действенный характер. Возникшие проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Ребенок изучает пространство, каждый предмет притягивает его. Ведущий вид деятельности-предметно-манипулятивная деятельность. Дети овладевают способами действия с предметами (накладывание, вкладывание, нанизывание), знакомятся с внутренним устройством предметов, эксперементируют с игрушками, песком, водой. Играя, ребенок познает. Тяжесть предметов, их цвет, форму, величину… Познавая, ребенок развивается. В основе развивающих игр для детей раннего возраста - тщательное изучение и характеристика предметов. Какие развивающие игры и игрушки мы можем предложить малышам? 1. Образные игрушки Это игрушки в виде людей или животных, которые предполагают общение с ними, как с живыми персонажами. Они развивают социально - эмоциональную сферу, помогают включиться в мир людей. 2. Транспортные игрушки Это игрушки, которые представляют собой виды транспорта: машины, корабли, самолеты. К ним можно отнести и игрушечные средства транспортировки: коляски, тачки, тележки. Эти игрушки развивают познавательную сферу, воображение, моторику, обогащают игровую ситуацию. 3. Динамические игрушки Это игрушки, в основе которых лежат разные виды движения: вращение, кручение, кувыркание. 4. Музыкальные игрушки Всем известно, что дети любят музыку. Музыкальные игрушки оказывают благоприятное воздействие на развитие чувства ритма, развитие моторики. 5. Игры с песком, водой, сыпучими продуктами Они развивают познавательную активность, любознательность, позволяют детям эксперементировать. Помимо этого, вода и песок благотворно действуют на нервную систему, тонизируют и расслабляют мышцы, дарят детям положительные эмоции. 6. Игры с мозаикой Предлагая малышам мозаику, вы способствуете развитию целенаправленной деятельности, развитию мелкой моторики, воображения, мышления. 7. Игрушки, в которых присутствует сюрпризный момент Это музыкальные шкатулки, коробочки с секретом, брызгалки, мыльные пузыри…Они развивают любознательность, познавательную активность. 8. Игры с вкладышами Это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно- действенного мышления, восприятия. Набор вкладышей представляет собой несколько полых предметов одинаковой формы и разного размера. Вкладывая меньший предмет в больший, ребенок учится соотносить их величину, координируя действия руки и глаза. Можно поиграть с ребенком в « пряталки», когда каждый меньший предмет мы закрываем большим по размеру. «Собирание»- ребенок собирает несколько вкладышей в один. «Раскладывание»- ребенок расставляет вкладыши в порядке убывания или возрастания и раскладывает в них какие-либо мелкие предметы. Можно подбирать предметы в соответствии с размером емкости. Еще один вариант вкладышей - специальные пособия с прорезями или углублениями разной формы, размера. Для каждого отверстия ребенок должен подобрать подходящую по форме, размеру крышечку, чтоб закрыть его. 9. Игры с пирамидкой Пирамидка - очень полезная игрушка для малыша. Но чтобы она сыграла свою полезную роль, надо научить ребенка играть с ней: выложить дорожку из колец, покатать кольца, научить снимать их со стержня и надевать, обратить внимание ребенка на размер колец, их цвет. 10. Игры с кубиками, конструкторами Конструирование развивает мелкую моторику, ловкость, воображение, мышление, формирует целенаправленные действия. Кубики - традиционная игрушка для детей, начиная с раннего возраста. Вначале ребенок будет бросать их, складывать, манипулировать ими; потом строить из нескольких кубиков, постепенно увеличивая их число. Обращайте внимание детей на цвет, размер, материал ( деревянные, пластмассовые, мягкие поролоновые кубики ). Ребенок 3-го года жизни может сооружать достаточно сложные постройки, действовать в соответствии с образцом. Способность действовать по образцу важна для дальнейшего развития и обучения детей. Дети строят домики для игрушек, гаражи для машин, мебель для кукол, лесенки, воротики… Предлагайте детям конструкторы из разного материала, разного размера, с разными видами крепления деталей. 11. Игры с матрешкой Матрешка - очень полезная игрушка. С помощью матрешки можно научить детей различать величину, высоту, объем, цвет. Игры способствуют развитию координации руки и глаза ,развивают мышление, восприятие. Чтобы матрешка имела развивающий эффект, надо научить ребенка играть с ней. Научить открывать, выстраивать по росту, закрывать. «Игра в прятки» - маленькие матрешки просят более крупных спрятать их. «Покорми матрешек» - подобрать тарелочки, в соответствии с размером матрешек. Используя два набора, можно подбирать пары одинаковых матрешек. 12. Игры с картинками На 2-ом году жизни дети начинают узнавать изображения знакомых предметов на картинках. Поэтому картинки можно использовать для развивающих игр. «Найди нужный предмет»- предлагаем ребенку сравнить нарисованный предмет с настоящим. «Найди половинку»- ребенок из двух частей составляет одно целое. «Угадай, что на картинке»- взрослый показывает половину изображения предмета и просит определить, что нарисовано. Предлагаем детям настольно- печатные игры типа лото, домино, пазлы. Игра развивает умственные способности ребенка. Поэтому с ребенком надо играть. Если научить ребенка по-разному использовать предметы, рассматривать их на разном фоне, соединять с другими предметами, малыш начнет играть самостоятельно. Ему интересно, он от самых обычных вещей получает новые впечатления. Для примера возьмем обычные крышки от йогуртов: их можно сложить в коробочку, покатать, использовать вместо тарелочек, выложить из них узор, спрятать в карман…Новизна впечатлений состоит в том, что меняется фон, на котором воспринимается предмет( в коробке, на столе, в кармане); движение предмета( катится, лежит), тактильные ощущения ребенка. Ребенок живет этими впечатлениями. Необычные манипуляции со знакомыми предметами доставляют ему радость. Игры, в которых используются действия с предметами развивают мышление, движение, восприятие, внимание, память речь. Очень важно создать благоприятные условия для организации игр: - предоставить свободу для игр – поощрять самостоятельность и любознательность - игры и игрушки должны соответствовать возрасту ребенка - у ребенка в свободном доступе должны быть разные виды игрового материала Игра обогащает ребенка знаниями, развивает умения навыки, будит фантазию, стимулирует мышление. Не суметь удовлетворить потребность детей в игре - значит не дать им самой нужной и подходящей их возрасту пищи. Использование разных видов игр обеспечивает общее развитие ребенка и его подготовку к следующему этапу развития. Предоставьте ребенку возможность играть и играйте вместе с ним.
Литература 1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Мне купили игрушку.- С-П.: Паритет. 2004. 2.Елецкая О.В.,Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем .-М.: Сфера. 2005. 3.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления.- М.: Мозаика-Синтез. 2000. 4.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.:Мозаика-Синтез.2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развивающие игры для детей раннего возраста
Игры с движениями, пальчиковые игры, развивающие игры, игры для младенцев....
Развивающие игры для детей раннего возраста»
Родительское собрание...
Развивающие игры для детей раннего возраста
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир! Чтобы детство детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра! В де...
"Развивающие игры для детей раннего возраста"
«Развивающие игры для детей раннего возраста».Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личн...
Развивающие игры для детей раннего возраста
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личноси дошкольника, его морально волевых качеств,...
Развивающие игры для детей раннего возраста
В данной методической разработке представлены виды развивающих игр, которые я использую в своей профессиональной деятельности. Ранний возраст- это тот период детсва, когда важно развивать речь ребенка...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...