Игры по теме "Животные леса"
методическая разработка (подготовительная группа)

Чешуина Наталья Равиновна

Игры по теме "Животные леса". Загадки. пальчиквая гимнастика, тексты для пересказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_po_teme_lesnye_zhivotnye.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дополнительный  материал по теме "Дикие животные наших лесов".

  

Пальчиковая гимнастика

ЁЖИК

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

 

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Постукивают кулаками по столу.)

(Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

(Поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с

большим пальцем.)

 

Пальчиковая гимнастика

БЕЛКА

На сучки, как на гвоздочки,

Белка вешает грибочки,

Сушит ягоды рябины,

Ежевики и малины.

Носит жёлуди, орешки.

 Разбирает всё без спешки.

 Вот закончила запас

И в дупло скосила глаз.

Чтобы было в нём тепло,

Пухом выстлала его.

Зиму жить ей поживать,

Никаких забот не знать.

Н.Антонова

(На каждую стихотворную

строчку поочерёдно

загибают пальцы, начиная с

большого, сначала на

правой, а затем на левой

руке.)

(Поочерёдные ритмичные

удары кулак о кулак и ладонь

о ладонь.)

 

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

 

ЁЖ

— Ёж, ёж, где живёшь?

— Я живу в густом лесу!

— Ёж, ёж, что несёшь?

— В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих детушек кормить.

                       А. Масленникова

* * *

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

—Зачем тебе хворост?

—Печь топить.

— Зачем печь топить?

— Обед варить.

—Зачем обед варить?

—Гостей кормить.

—А гости кто?

—Медведь с женой,

Да ёж, да кот, да мы с тобой.

 

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   закреплять   умение говорить полным предложением.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   рассмотреть   лес   на картинке и найти,  кто из зверей в нём спрятался.  Воспитатель

напоминает детям, что отвечать нужно полным предложением.

Например:

Я вижу лису.

 

Игра «Телефон»

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход   игры.  Воспитатель   произносит   ряд   слов  —  названий   дикихживотных   (4-5).   Дети   запоминают,   повторяют   эти   слова   за

воспитателем.

 

Игра «Кого не стало?»

Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память.

Ход   игры.  Воспитатель   раскладывает   перед   детьми   картинки   сизображением   диких   животных   (7-10),   просит   детей   запомнить

картинки. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок.

Дети должны назвать, кого не стало.

Вариантом   игры   может   быть   следующий:   воспитатель   меняет картинки местами, а дети называют, что изменилось.

 

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать речевой слух, грамматический строй речи (умениеподбирать однокоренные слова).

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает  детям  прослушать   ряд   слов  иназвать, какое слово лишнее и почему.

Например:

Волк, волчий, волосы, волчонок.

Лиса, лисий, лисята, лесной.

Белка, белочка, белый, беличий.

Медведь, медвежонок, медаль, медведица.

Лось, лосиха, лосята, лосины.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

 

Игра «Чей дом?»

Цели:  уточнять   и   обогащать   словарь   по   теме   «Жилища   дикихживотных», развивать слуховое внимание.

Ход   игры.  Воспитатель   просит   детей   закончить   предложение, повторить его полностью.

 

К зиме все звери готовят себе дома. Медведь выбирает... (берлогу).

Белка ищет... (дупло). Лиса роет... (нору).  Волк устраивает... (логово). Берлога — дом... (медведя). Дупло — дом... (белки). Нора

—дом... (лисы). Логово— дом... (волка).

 

Игра «Угадай кто?»

Цели:  обогащать   словарь   прилагательными.   Развивать   умениеподбирать животное по описанию.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   придумать   слова,отвечающие   на   вопрос   «Кто?»,   по   теме   «Дикие   животные». 

Он называет   характеристику,   а   дети   должны   попробовать   догадаться,какому животному она соответствует.

большой (кто?)... неуклюжий...

маленькая... сильный...

пушистая... слабый...

колючий... трусливый...

могучий... добрая...

пятнистый... злой...

длинноногий... быстрый...

серый... хитрая... ловкая...

 

Игра «Хвосты»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных), развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку.

Однажды  проснулись  животные   в   лесу   и   не   нашли   у   себя хвостов. Они решили,  что ночью ветер оторвал их  и разнёс по

лесу.  Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте и мы поможем им). Но хвосты спрятались в лесу и, чтобы найти их,

надо уметь их правильно называть,  ответив на вопрос:  «Чей это хвост?»

Вот  на  сосне  висит  серенький,  пушистенький   хвостик  белки. Чей это хвост? (Беличий).  Белка нашла свой хвост.  А под дубом

лежит   коричневый   хвост  медведя.  Чей   это   хвост?  (Медвежий). Дадим медведю его короткий хвост.  В чаще леса нашёлся хвост

волка.  Чей это хвост?  (Волчий).  А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий).

Все животные нашли свои хвосты и были этому очень рады.

 

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строитьпредложение, развивать слуховое внимание, совершенствовать навык

анализа предложений на слова.

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, вкотором   все   слова   поменялись   местами,   и   построить  

правильное предложение.  Затем дети считают количество слов в предложении и составляют его схему из палочек.

Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.

Белка, дупло, зимовать, тёплое, в.

Лапу, в, медведь, берлоге, сосёт.

От, заяц, лисы, волка, прячется, и.

 

Игра «Поезд»

Цели:  развивать   фонематические   процессы;   закреплять графический образ букв В, Б, С.

ХОД  игры.  Воспитатель   прикрепляет   на   вагонах   буквы.   Дети получают картинки с изображением животных.  Воспитатель предлагает

помочь животным занять место в своем вагоне:  в вагоне с буквой С будут ехать животные, в названиях которых есть звуки [с], [сь]; в вагоне

с буквой В — животные,  в  названиях  которых есть  звуки   [в],   [вь];  в вагоне с буквой Б — животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].

 

Игра «Составь слово»

Цели:  совершенствовать   навык   звукового   анализа   и   синтеза, развивать связную речь, логическое мышление.

Ход игры.  Воспитатель называет детям ряд слов.  Дети из  -еовых звуков данных слов составляют новое слово. Объясняют смысл нового

слова.

ВОДА, ОБРУЧ, ЛАПА, КЛЫК — волк ЛАПА,

ИГЛА, СОМ, АИСТ — лиса

 

 

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ЁЖИК

Сквозь лесок,

Не очень частый,

На поляну по грибы

Пробирался ёж ушастый,

Запыхавшись от ходьбы.

Желтоватые маслята,

Сыроежки собирал,

Прямо шляпками опята

На колючки надевал.

По извилистой тропинке

Возвращался ёж домой.

Нёс поклажу он на спинке

И довольный, и смешной.

Н. Антонова

Загадки

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   учить   связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

 

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь)

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

 А в деревне кур крадет.

 (Лиса)

 

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток — ни одной.

(Ёж)

 

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Он рога несет легко,

Хоть раскинул широко.

(Лось)

 

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит он молчком,

Уши серые торчком.

(Волк)

 

Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орехи грызёт.

(Белка)

 

Беседа о животных (по рассказам)

Волк

Летом  ходит  волк   сытый.  Дичи  много.  Придёт   зимнее время,  птицы улетят.  Звери спрячутся,  нечего есть волку.

Злые,   голодные   ходят   волки,   ищут   добычу.   К   деревне подойдут...   Где  сторожа   нет   да   запоры   плохи   —

несдобровать овце.

 

БЕЛКА

Белке   зимой   ни   мороз,   ни   ветер   не   страшны.   Как закрутит  метель, непогода — белка скорей к своему дуплу

спешит.  Дупло   у  белки   веточками,   сучьями   выстлано  — большое, круглое, а сбоку лазейка. Уютно в нём, тепло белочке. Заберётся она в дупло, а чтобы   холодный   ветер   не   задувал,   ещё   лазейку  подстилкой закроет.   Потом   свернётся   клубочком,   пушистым  хвостиком прикроется и спит.

 

МЕДВЕДЬ

Медведь   имеет   тёплую   мохнатую   шубу.   Морда   у   него вытянутая.  Ходит   медведь   тяжело,   переставляя   лапы   как-то вкось,  поэтому его ж назвали косолапым.  Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

В. Флинт

 

Текст для пересказа

МИТИНЫ ДРУЗЬЯ

Зимой лосиха  с лосёнком ночевали в осиннике.  Лес стоял белый   под снегом.  Иней   оседал  на  ветках,   на  спине  лосихи.

Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди  деревьев.   Лоси   помчались   по   снегу   в   лес.   За   ними

погналась стая волков. Впереди   беглецов  —  лесная   сторожка,   ворота  раскрыты. Сзади — волки. Лоси бросились прямо в ворота.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег.  Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул за ворота,  а там волки.  Митя

смело замахнулся лопатой и отогнал волков.  Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки.

По Г. Скребицкому

Вопросы:

Где ночевали лосиха с лосёнком?

Какое время года было в лесу?

Почему лосиха насторожилась?

Кого увидели лоси?

Куда прибежали лоси?

Что делал Митя во дворе?

Как Митя помог лосям?

 

Текст для пересказа

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш  знакомый   охотник  шёл берегом лесной  реки   и   вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два  медвежонка.   Медведица   схватила   одного   медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался,  но мать не выпускала его,  пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой  медвежонок   испугался   холодной   ванны и   пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом —в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После  купания медведи опять скрылись  в лесу,  а охотник слез с дерева и пошёл домой.

В. Бианки

Вопросы:

Чего испугался охотник?

Кто вышел на берег лесной реки?

Что сделала медведица?

Как вели себя медвежата?

Как чувствовали себя медвежата после купания?

Почему они были довольны?

Чем закончился рассказ?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сюжетно-ролевая игра «Происшествие в лесу»

На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей....

Учебно - методическое пособие. Дидактическая игра "Кто в лесу живет?"

Презентация. Познавательное развитие. Дикие животные....

Игра "Путешествие в лесу"

Данную игру я полностью разработала сама....

Экскурсия «Игры в осеннем лесу»

Дети очень любят ходить за пределы детского сада. Поэтому я совместно с детьми организовала  экскурсию в осенний лес, преследуя несколько задач :укреплять сердечно -сосудистую и дыхательную систе...

Музыкально-дидактическая игра "Кто в лесу?"

Музыкально-дидактическая игра«Кто в лесу?»Игра развивает навыки восприятия музыки.Ход игры: «Посмотрите, какой красивый лес, - говорит взрослый.-Здесь берёзки, ёлочки. Девочка Таня п...

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНУЮ ИГРУ «ОСЕНЬ В ЛЕСУ»

Интерактивная игра — одна из особо продуктивных информационно-коммуникативных технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников коррекционно-воспитательного процесса...