Как быть, если у ребенка кризис 3х лет
статья
статья будет полезна для родителей, педагогов, психологов, и другим специалистам. Раскрыты вопросы признаков кризиса, а так же причин и стратегий сглаживания кризиса 3х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_3h_let.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Как быть, если у ребенка кризис Зх лет?
В жизни каждого человека происходят возрастные кризисы, психика развивается в несколько этапов, и каждый кризис играет свою важную роль.
Одни психологи придерживаются мнения, что кризис 3х лет это период конфликта между хочу, могу и надо, другие придерживаются идеи, что ребенок стремится к свободе, через протест, к близким людям, чтобы обрести самостоятельность. Зарубежные психологи и отечественные не однозначны в своих суждениях относительно кризиса 3х лет, однако интересно, что симптомы этого кризиса являются одинаковыми у всех детей.
Признаки или симптомы кризиса называются:
- Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не столько на действие, которое его просят выполнить, сколько на требование или просьбу взрослого. Он не делает того, что необходимо, только потому, что его просит об этом конкретный человек. Интересно, что например, ребенок игнорирует действие у одного и охотно делает это с другими (воспитатель, бабушка, знакомые и тд.) Главный мотив- сделать наоборот.
- Своеволие. Я буду делать Сам!
- Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему это хочется, а потому что он так сказал, и его требования неоспоримы. Это требование, чтобы считались с его мнением. Иногда настаивание дело принципа, даже если уже на самом деле расхотелось желаемого.
- Обесценивание. Раньше любил кашу, теперь ненавидит. Все что так было дорого, интересно, обесценивается. Это относится не к человеку, а к правилам принятым в семье.
- Протест-бунт или деспотизм. По словам Л.С. Выготского ребенок находится в состоянии войны со взрослыми.
Все эти признаки могут иметь разную силу и периодичность. У кого-то раньше у кого-то чуть позже.
Растущие желания ребенка усложняются, и не все его прихоти выполняются. Начинают развиваться эмоциональные структуры, и ребенок начинает понимать, что он может управлять взрослыми через собственные эмоции. У ребенка появляется задача научиться терпеть.
И преодоление кризиса заканчивается тогда, когда ребенок приобретает новый навык, справляться с негативными эмоциями.
Этот кризис присущ всем детям и после его исчезновения наступает благостное затишье и резкие скачки интеллектуального, речевого, эмоционального и физического роста.
Чтобы облегчить состояние родителей и ребенка психологи дают несколько полезных рекомендаций:
1. Использование правила «светофора».
Красный свет-это строгий запрет, желтый- ты можешь, но при условии, и зеленый- почему бы и нет! Запреты должны касаться безопасности и здоровья ребенка. Важно держаться той желтой или золотой серединки, тогда легче и быстрее протекает симптоматика.
2. Помнить, что внимание ребенка несовершенно, и он легко переключается. Стоит иметь в арсенале игр или игрушек «перехитрилок», используя их для того чтобы избежать открытого столкновения.
3. Главная и ведущая деятельность ребенка- игра. Поэтому при конфликте, переведите все в игру. Однако не переусердствуйте с игрой «Кто быстрее?», замените ее на игры без сравнения.
4. Отказаться от физических наказаний и познакомиться с другими разновидностями «пряников».
5. Используйте чувство юмора.
6. Для самых смелых – начинайте капризничать и кататься по полу вместе с ребенком.
7. Дать ребенку тайм-аут. Оставьте его на несколько минут одного если он дома, и лишите его зрителей если это в общественном месте.
8. Переключайте на тело: попить, пописать, умыться, побрызгать водой, дать помять игрушку антистресс, смять бумажку, разрешите кидаться мягкими игрушками, но только ими.
Правильные действия родителя приводят к быстрым и положительным результатам в разрешении кризиса. Понимание причин для такого поведения помогает родителям опереться на четкую родительскую позицию и вести воспитание в едином ключе обоим родителям. Последовательная политика поощрений и наказаний сглаживает всплески эмоциональных реакций ребенка. Если ребенок видит, что мама уверенна и тверда в своих действиях ему легче проживать свои негативные эмоции.
Кризис- это всегда появление всего нового и интересного, однако даже бутону цветка приходится туго чтобы раскрыться, не дергайте его за лепестки, а наберитесь терпения, ибо научиться терпению, можно только у того кто им обладает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как быть, если ребенок потерялся? Меры предосторожности для родителей
Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей по безопасности....
«Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается)?»( Памятка № 3)
«Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается)?»Информация для воспитателей...
Памятка № 3 «Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается) ?»
информация с сайта ИРО...
Как быть, если ребенок делает все назло?
Памятка дя родителей...
Памятка «Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается) ?»
Памятка для педагогов по совместной деятельности с детьми...
Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается)?
laquo;Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается)?»...
Если у ребенка кризис 3-х лет. Рекомендации для родителей.
Кризис 3-х лет. Рекомендации для родителей. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22010251","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Воспит...