Долгосрочный проект по экспериментированию «Хочу всё знать» Для детей старшего возраста
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект по экспериментированию
«Хочу всё знать»
Воспитатель: первый квалификационной категории Ситникова Н.В.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
I Пояснительная записка
- Тип проекта: информационно – познавательный, исследовательский, экспериментальный.
- Продолжительность проекта: долгосрочный.
- Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Актуальность проекта: недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении неживой природы – воздухе, воде и воздухе, его свойствах.
Ребенок – приpодный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активнoсть – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н.Н. Поддъякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельноcти в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.ffs
Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь. Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это хорошо видно на всех этапах эксперимента – при формировании цели во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. А пополнение знаний способствует развитию речи.
Также экспериментирование связано с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет выполнена практическая работа (зарисовка результата эксперимента).
Цель проекта: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
Основные Задачи:
- Расширять знания детей о неживой природе и её свойствах (вода, воздух, огонь).
- Экспериментаторской деятельностью помочь дошкольнику найти ответы на интересующие их вопросы.
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- Включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.
- Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- привлечение родителей к совместной деятельности;
Методы обучения:
- словесные,
- практические,
- наглядные.
- игровой
Основные формы реализации проекта:
1.Формы образовательной работы с детьми:
- Беседы;
- опыты, эксперименты;
- экспериментирование на прогулке;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная экспериментальная деятельность;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций, мультфильмов.
2.Формы работы с родителями:
• Консультация интернет-ресурсы zoom, Viber
- Конференции
• Буклеты, памятки
• Беседы
• Ручной труд
• Развивающая среда.
Предполагаемый результат:
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
• Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• Самостоятельноo планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
• Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
• В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Перспективы:
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
II. План – график мероприятий.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проведенной работыhar
• Провести анализ полученных результатов.
• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей
• Составление проектной папки
Место проведения: МБДОУ № 57 «Белочка»
Продолжительность проекта: долгосрочный январь 2020г. – май 2012г.
Проблема: В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Практический Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);
Программное содержание:
- «Царица – водица» - январь – февраль.
Задачи:
- Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- развивать речь, мышление, любознательность;
- развивать умение делать выводы, умозаключения;
- воспитывать аккуратность при работе.
Содержание работы
Презентации
- «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.
- «Свойства воды».
- «Вода – наше богатство».
- «Природные явления».
- «Берегите воду».
- Конструирование: «Круговорот воды».
- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода?», «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».
- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
- Опытно-экспериментальная деятельность
- «Вода прозрачная»,
- «У воды нет вкуса, цвета, запаха»,
- «Разноцветная водичка»,
- «Тонет – не - тонет»,
- «Вода - жидкая»,
- «Что растворяется в воде»,
- «Вода не имеет формы»,
- «Салют в банке»,
- "Дружба красок".
- Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды.
- Опыт «Изменение объёма жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании. «Лед легче воды»,rhjk
- Опыт «Фильтрование воды» Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
- Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.
- Викторина «Что я знаю о воде?»
- «Воздух вокруг нас». Февраль – март.
Цель: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.
Задачи
- Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
- Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
- Что такое воздух?
- Какой он?
- Зачем он нужен людям, животным и растениям?
- Как можно увидеть воздух?
- Как можно услышать воздух?
- Как можно почувствовать воздух?
- Имеет ли воздух силу и вес?
- Почему нам бывает жарко и холодно?
- Где живет теплый воздух, где - холодный?
Содержание работы:
Презентации:
- «Невидимка воздух»
- «Где можно найти воздух» (ознакомление с окружающим + опытническая работа).
- «Значение ветра в природе”
- «Ветер наш враг или друг?»
- Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер
- - Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»
- - Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».
- - Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе
- - Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта
- - Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо...»
- - Рассматривание сказочных иллюстраций
- - Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»
- Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)
- - Произведения художественной литературы:
С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».ghy
- Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:
- -Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
- -Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);
- -Определение силы ветра по деревьям
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
- Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
- Опыт №3. «Воздух - невидимка»
- Опыт №4. «Движение воздуха»
- Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
- Опыт№6. «Опыт с апельсином»
- Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»
- Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.
- Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух?», «Из чего состоит воздух?», «Что такое воздух?», Смешарики «Воздух для вдохновения».
- «Огонь – друг, огонь – враг». Март – май.
Основные задачи:
- обобщить, закрепить и расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.
- Совершенствовать учебно-исследовательскую деятельность дошкольников.
- Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных чрезвычайных ситуациях.
- Выработать систему образовательной работы по пожарной безопасности, разнообразить формы и методы обучения по этому направлению.
- Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, окружающему миру.
Содержание работы.
Презентации:
- «Стихия - огонь»,
- «Огонь – друг»,
- «Огонь – враг»,
- «Профессия – пожарный»,
- Рисование: «Вечерний свет в окошках», «Огонь» (монотипия),
- Аппликация: дизайн-проект «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование),
- Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор), «Красивые подсвечники» (тесто + бросовый материал).
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
- Стихи, загадки, пословицы об огне.
- Физминутка: «Пламя костра»
- Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию"
- "Разложи по порядку", "Собери картинку", «Огнеопасные предметы», «Подумаем вместе», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»,
- Слушание: звуки огня, Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер,
- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»
Чтение художественной литературы:
А. Гайдар «Горячий камень», Житков Б., интересные странички: как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., "Пожар в море", Житков Б., "Дым" и др.hju
- Оформление брошюры с фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе), «Огонь – друг, огонь –враг»
Опытно-экспериментальная деятельность
- Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой,
- Опыт №2. «Огонь дышит».
- Опыт №3. «Чем можно потушить огонь».
- Опыт 4. «Почему огонь погас?».
Перспективный план работы с родителями
- Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.
- Беседа: «Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
- Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
- Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой и оборудованием.
- Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать дляewq поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
- Активизировать работу с родителями детей по изучению и закреплению правил пожарной безопасности с помощью различных приёмов и методов.
III. этап – Заключительный
Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей
• Составление проектной папки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
- Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006..
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 124 с.
- Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М.: ТЦ Сфера,
- Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель,
- Все обо всем на свете. Развивающие игры, скороговорки, загадки/авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест,
- Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
- Шорыгина Т.А., «Беседы о правилах пожарной безопасности» — М.:Сфера, 2008г.
- Широкова С.Г., «Занятия — опыты. //Управление ДОУ», 2003г. № 2.
- Шорыгина Т.А., «Основы безопасности для детей 5-8 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2007г.
- Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» — М.: ТЦ Сфера, 2006г.
- Шаталин А.А. «Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные соблюдайте!!!» После уроков 2002г.
- http://schoo//essons.narod.ru
- http://www.movdpo.ru
- http://ucheba.com
- http://festival.iseptember.ru
- http://vlikor.com
- http://scenario.direktor.ru
- http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=sima
- https://portal2011.com/ogon-drug-ogon-vrag/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план реализации долгосрочного логопедического проекта «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» в старшей логопедической группе
Этапы проектаСодержание деятельностиПрактические материалы...
Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста...
Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"
Долгосрочный практико-ориентировочный проект по валеологическму воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Сохранить здоровье чтоб"...
Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Моя малая Родина"
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, крае стране, особенностях русских традиций.Основное направление проекта : формирование глубоких чувств к родному краю,...
Социально-значимый долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста
Социально-значимыйдолгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста...
Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.
Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...