Оглавление ООП ДО на основе ФГОС ДО
консультация

Воробьева Алена Викторовна

Материал для студентов педагогических ВУЗов и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oglavlenie_oop_do_na_osnove_fgos.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление ООП ДОО на основе ФГОС ДО

ООП ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО должна включать три основных раздела: целевой, содержательный, организационный.

Каждый из основных разделов должен включать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражаются специфика Организации и приоритетные направления работы.

Кроме того, ООП ДОО может быть снабжена введением, в котором представлены основные направления, условные обозначения, сокращения и пр.

В ФГОС ДО обозначены разделы, которые должны присутствовать в структуре программы (см. пункт 2.11: Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений»). Однако в ФГОС ДО нет жестких требований к порядку следования разделов.

Итак, в соответствии с ФГОС ДО структура ООП ДОО должна включать следующие структурные элементы.

  1. Целевой раздел;
  • Пояснительная записка;
  • Планируемые результаты освоения ООП ДО.
  1. Содержательный раздел;
  • Содержание образования по пяти образовательным областям;
  • Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО;
  • Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.
  1. Организационный раздел;
  2. Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел).

Каждая из трех основных разделов ООП ДО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, которые дополняют друг друга и прописываются как целостный документ, представляющий образовательную деятельность ДОО.

Особенности написания разделов программы ДО:

  1. Пояснительная записка;
  2. Целевой раздел.

В пояснительной записке раскрываются:

  • цели и задачи реализации ООП ДО;
  • принципы и подходы к формированию ООП ДО;
  • значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.

Подраздел «Цели и задачи» в образовательной части ООП ДО соответствует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации наличием приоритетных, направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.

В подразделе «Значимые для разработки реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации и возрастных группах Организации, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информации о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Эта часть ООП ДО составляется на основе соответствующего раздела примерной программы и дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и пр.).

Содержательный раздел.

Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть ООП ДО соответствует разделу «психолого-педагогические условия реализации программы».

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены;

  • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • Способы и направления поддержки детской инициативы;
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями и воспитанниками;
  • Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов.

Содержание-психолого педагогической работы.

Содержание психолого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образовательным областям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и /или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной области.

В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
  • сложившиеся традиции Организации или Группы.

Коррекционная работа и /или инклюзивное образование.

В данном разделе должно быть представлено содержание образовательной деятельности и профессиональной коррекции нарушений развития детей.

Организационный раздел.

Организационный раздел готовится коллективом дошкольной образовательной организации с опорой на материалы примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.

Организационный раздел дает преставления о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В данном разделе должны быть представлены:

  • распорядок и/или режим дня;
  • традиционные для дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия;
  • особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
  • требования к материальным техническим условиям реализации ООП ДО (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).

Краткая презентация (дополнительный раздел)

Краткая презентация ООП ДО является дополнительным разделам ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей и доступна для ознакомления (размещена на сайте Организации). В соответствии с ФГОС ДО, в краткой презентации должны быть указаны:

  • возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
  • используемые примерные программы;
  • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьей и детьми.

Исходя из всего вышесказанного, оглавление ООП ДОО на основе ФГОС ДО выглядит следующим образом:

  1. Целевой раздел
  1.  Пояснительная записка
  1. Обязательная часть Программы
  1. Цели и задачи реализации Программы
  2. Принципы и подходы к формированию Программы
  3. Характеристики, значимые для разработки и реализации Обязательной части Программы
  1. Характеристики особенностей развития детей
  1. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений

1.1.2.1.        Характеристики, значимые для разработки и реализации части Программы

  1.  Планируемые результаты освоения программы
  1. Требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части
  2. Требования Стандарта к целевым ориентирам в части, формируемой участниками образовательных отношений.
  1. Содержательный раздел
  1. Описание образовательной деятельности
  1. Обязательная часть Программы
  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»;
  2. Образовательная область «Познавательное развитие»;
  3. Образовательная область «Речевое развитие»;
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;
  5. Образовательная область «Физическое развитие»;
  1. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
  1. Образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов
  1. * Коррекционная работа нарушений развития детей;
  1. Особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей;
  2. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  1. Механизмы адаптации Программы
  2. Специальные образовательные программы и методы
  3. Специальные методические пособия и дидактические материалы,
  4. Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
  5. Осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
  1. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  1.  Организационный раздел
  1. Материально-техническое обеспечение Программы,
  1. Обязательная часть Программы
  2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
  1.  Методически материалы и средства обучения и воспитания;
  1. Обязательная часть Программы
  2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
  1.  Распорядок дня;
  2.  Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
  3.  Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  1. Обязательная часть Программы
  2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
  1. Дополнительный раздел
  1. Текст краткой презентации Программы

4.1.1. возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья*;

4.1.2. используемые Примерные программы;

4.1.3. характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

* если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативное, материально- техническое и психологическое обеспечение образовательной программы ДОУ на основе ФГОС

В данной презентации  даются нормативные определения ФГОС, рассказывается о финансовом, мат.-тех. обеспечении, приводятся основные понятия ФГОС, анализируются социально-психологические факт...

Технологическая карта (конструкт) интегрированной НОД «Дымковская игрушка» на основе ФГОС ДО

Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой. Конструкт НОД на основе ФГОС ДО...

"Концептуальные основы ФГОС ДОУ"

Что  является  концептуальной  основой  ФГОС  ДОУ...

статья "Дидактические игры на основе ФГОС ДО

                                                      ...

Конструкт интегрированной НОД «Путешествие в весенний лес» на основе ФГОС ДО во 2 младшей группе

Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с окружающим миром....

Статья "О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО"

В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема - преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования....