Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Негматулина Эмилия Наильевна

Рабочая программа

художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-6 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_horeografii_negmatulina.doc405.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Принято

на заседании педагогического совета

Детского сада «Солнышко»

Протокол №   от «__» __________ 20   г.

«Утверждаю»

Заведующая

Детским садом «Солнышко»

_____________________ О.Е. Чечикова          

от «___» _____________ 20   г.  

 Приказ №   _____

Рабочая программа

художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-6 лет

срок реализации программы 1 год

Музыкальный руководитель

Негматулина Эмилия Наильевна  

Яр-Сале

Содержание

  1. Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

3

2.

Актуальность

4

3.

Цель, задачи

4

4.

Принципы и педагогические подходы в реализации программы

5

5.

Возрастные особенности детей группы

6

6.

Планируемые результаты (целевые ориентиры)

6

7.

Модель образовательного процесса.

7

    II.       Содержательный раздел

1.

Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 6 лет

7

2.

Учебно-тематический план

10

3.

Формы подведения итогов

11

    III.     Организационный раздел

 

1.

Материально-техническое обеспечение

11

2.

Методическое обеспечение

12

               Приложение

1.

Календарно-тематическое планирование

13

2.

Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой И А.И. Бурениной).

18

  1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

 Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец можно назвать ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного. Занятие танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического   развития ребёнка, формируется личность ребёнка.

В период от четырёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов необходимо чередовать разные виды музыкально- ритмической деятельности: использовать музыкально- ритмические игры, этюды, пальчиковую гимнастику. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. Особое место в программе уделяется подбору музыкально-ритмического репертуара, который выполняется ежегодно в связи с современными требованиями. При этом он отвечает требованиям высокой художественности, воспитывает вкус ребёнка и обогащает его разнообразными музыкальными впечатлениями, вызывая моторную реакцию, а также удобен для двигательных упражнений. Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.  Хореография не только даёт выход повышенной   двигательной   энергии ребёнка, но и   способствует   развитию у него многих полезных качеств. Красивые   движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и интересом   будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького   человека и его родных доставляют его   показательные выступления на    праздничном   концерте и на открытых занятиях!

     В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному   ритму и с радостью   реагируют   на   него.

2. Актуальность. Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.

Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развития чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.   Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки – от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательным стандартом, в соответствии с основной образовательной программой Детского сада «Солнышко». Рабочая программа реализуется посредством основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/, дополнительной программой «Ритмическая мозаика» Бурениной А. И.

3. Цель программы — формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи: 

образовательные: научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного, историко-бытового танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой.

развивающие: развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству.

воспитательные: воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.

4. Принципы и педагогические подходы в реализации программы

Основные принципы построения программы:

  • Принцип сознательности и активности — обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную и двигательную активность.
  • Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение навыков и умений в определенном порядке, системе;
  • Принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки и движений;
  • Принцип наглядности — икт включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкально-двигательной деятельности, их органическую взаимосвязь.

Обучение детей по данной программе, предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению уровня общего образования и культуры детей.

Целесообразность данной программы состоит в том, что необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.

Занимаясь по программе, дети имеют возможность попробовать овладеть различными направлениями танцевальной культуры.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, их запросы и интересы, занятия хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований программы.

В процессе прохождения программы дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.

Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:

  • соответствие возрасту;
  • художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
  • разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.

На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар. Репертуар к программе подбирается для каждого возраста детей.

5. Возрастные особенности детей 5 – 6 лет

Образовательная программа учитывает психолого-возрастные особенности детей дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Основой впечатлений этого возраста остаются эмоции, происходит развитие интеллектуальных способностей, смена установок психики с двигательно-зрительной на зрительно-двигательную. Содержание данной программы способствует увеличению познавательной и двигательной активности, закладывает фундамент правильного поведения, возможности для художественно- эстетического развития. На занятиях хореографией память развивается многократным выполнением движений независимо от смены музыкального сопровождения. Внимание ребенка - явление произвольное, но оно может быть полностью организовано самим обучающимся. Педагог держит внимание обучающегося под контролем, следит за колебаниями внимания, обусловленными индивидуальными психологическими особенностями (повышенная возбудимость или утомляемость, а также снижение интереса к обучению).

Для разрядки чрезмерной возбудимости детей на занятиях хореографией, даются задания под музыку в жанре польки, исполняются движения - бег, подскоки, галоп, прыжки, игры в танцевальной форме, хореографический марафон и др.

6. Планируемые результаты (целевые ориентиры)

К концу первого года обучения дети должны знать правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции ног. Должны уметь пройти правильно в такт музыки, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, чувствовать характер музыки и передавать его танцевальными движениями, правильно исполнять программные танцы.

В последующие годы обучения дети должны закрепить знания и навыки, полученные в первый год обучения и перейти к изучению более сложных элементов. Дети должны уметь исполнять движения в характере музыки, сохраняя осанку, позиции ног, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию, правильно исполнять этюды и танцевальные композиции.

7. Модель образовательного процесса. Программа рассчитана на один года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 6 лет. Рабочая программа предлагает проведение занятий 1 раз в неделю.

Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий танцевального кружка 36 ч.

Занятия длятся в старшей группе 20 мин.

Группа

Продолжительность

Количество в неделю

Количество в год

Старшая группа

20 мин.

1

36

 

Структура занятия

        Занятие состоит из подготовительной (вводной), основной и заключительной частей и начинается с поклона.

        Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, в которой реализуются задачи этапов обучения. Третья часть занятия — музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.

        Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.

  1. Содержательный раздел

1. Содержание работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 5 – 6 лет

       В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;
  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;
  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3 частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также вариации, рондо;
  • развитие способности различать жанр произведения – плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

Развитие двигательных качеств и умений

 Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

  • ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением замедлением;
  • бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
  • прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;

общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды – «в воде», «в воздухе» и т.д.); плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

Развитие умений ориентироваться в пространстве:

самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

Развитие творческих способностей:

  • Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развитие и тренировка психических процессов:

-тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам;

-развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.;

-развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и свободно резвятся в воде».

Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Показатели уровня развития детей:

  • выразительность исполнения движений под музыку;
  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.

2. Учебно-тематический план

Старшая группа

Общее количество часов – 36

Количество в неделю – 1

Месяц

Тема занятий

Сентябрь

1

2

3

4

Подготовительная ступень

Подготовительная ступень

«Осенние листья»

«Мячик»

Октябрь

1

2

3

4

«Маленький танец»

«Карлики и великаны»

«Мартышки»

«Потанцуй со мной, дружок»

Ноябрь

1

2

3

4

«Поздороваемся»

«Матрёшки на полке»

«Петрушки»

«Карусельные лошадки»

Декабрь

1

2

3

4

«Здравствуй, зимушка – зима»

«В гости к Снегурочке»

«Зимняя фантазия»

«Дискотека»

Январь

1

2

3

4

«Снежная баба»

«Танец снеговиков»

«Большая прогулка»

«Козочки и Волк»

Февраль

1

2

3

4

«Попрыгунчики»

«Метелица»

«Гномики»

«Танец с платками»

Март

1

2

3

4

«Встреча весны»

«Заводные игрушки»

«Заушина избушка»

«Приходи сказка»

Апрель

1

2

3

4

«Воробушки»

«Круговой галоп»

«Танец в шляпках»

«Карлики и великаны»

Май

1

2

3

4

«Марш»

«На лошадке»

«Сладкоежки»

«В мире музыки и танца»

Всего

36 занятий

3. Формы подведения итогов.

        В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.

По окончании дети знают:

  • выразительно исполняют движения под музыку;
  • умеют самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
  • знает большой объем разнообразных композиций и отдельных видов движений;
  • умеют передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
  • умеют импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
  • точно и правильно исполняют движения в танцевальных и гимнастических композициях.

Качество приобретенных знаний проверяется в течение года. Для этой цели проводится два раза в год мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях различного уровня, в концертах, фестивалях, конкурсах.

III Организационный раздел

1. Материально-техническое обеспечение

К организации предметно-пространственной среды относятся условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников музыкально-ритмических и танцевально-творческих навыков:

- музыкальный зал, специально оборудованный танцевальный зал с зеркалами и хореографической стойкой;

-наличие музыкальной аппаратуры, музыкальный центр, компьютер, мультимедиа плеер;

-наличие музыкально-дидактических игр, пособий и атрибутов к танцам;

-костюмерная с достаточным количеством костюмов для танцевального творчества дошкольников, выступлений;

-музыкальный инструмент (фортепиано).

2. Методическое обеспечение

  • Арсеневская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения: методическое пособие / О. Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2011.
  • Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000.
  • Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. –М.: Скрипторий, 2003, 2006.
  • Горшкова, Е. А. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7- лет: пособие для музыкальных руководителей ДОУ/ Е. А. Горшкова. – Москва.: Гном и Д, 2004.
  • Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  • Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005.
  • Каплунова, И. М. Топ-топ, каблучок. Часть 1-я: пособие для музыкальных руководителей ДОУ/ И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2000.
  • Каплунова, И. М. Топ-топ, каблучок. Часть 2-я: пособие для музыкальных руководителей ДОУ/ И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева. – СПб.: Композитор, 2005.
  • Меличева, М. Целительная сила кругооборота года – ритмические игры для здоровья детей: Методическое пособие. СПБ.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена, 2015.
  • Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду,- М.: Линка-пресс, 2006.
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006.
  • Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006.
  • Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
  • Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

с детьми 5 - 6 лет

Месяц

Тема

Программные задачи

Репертуар

сентябрь

1.Подготовительная ступень

1.Подготовительная ступень

2. «Осенние листья»

3.«Маленький танец»

4. «Мячик»

Приветствие. Поклон для мальчиков. Реверанс для девочек. Что такое танец.

Основные правила поведения в танцевальном зале. Постановка корпуса. Положение рук на талии, свободная позиция ног.

Танцевальный шаг с носка.

Развивать чувство ритма.

«Топ- топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

(«Экзерсис»)

Полька «Попрыгунчики» («Топ-топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева)

«Большая прогулка» («Марш»)

«Облака» (муз. В. Шаинского)

октябрь

1.«Маленький танец»

2. «Карлики и великаны»

3. «Мартышки»

4. «Потанцуй со мной, дружок»

Поклон для мальчиков. Реверанс для девочек.

Формирование осанки.

Ходьба и шаги на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши. Добиваться ритмичности (разные ритмические сочетания), бодрого шага.

Выполнять движения под музыку ритмично.

Развивать умение выражать содержание музыки в движении.

Учить выполнять жест «приглашение». Обратить внимание на партнера в танце. Учить детей определять сильные доли хлопками. Закреплять топающий шаг.

«Топ-топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

(«Экзерсис»)

«Карлики и великаны» «Круг, колона, шеренга»

«Лошадки бьют копытом» «Соседи»

«Мартышки»

«Топ-топ, каблучок» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

«Часики», «Автомобили» «Ветер» «Паровоз»

«Паучок» «Чашка»

«Зарядка» «День рождения». «Са-Фи – Дансе» уроки №7-8/94

Жест «Приглашение на танец»

Этюд «Взгляд прямой на партнера» «Са-Фи – Дансе» уроки №7/157

«Музыкальное эхо»

«Поезд» «Са-Фи – Дансе» уроки №1-2/90

А.И.Буренина «Коммуникативные танцы»

ноябрь

1. «Поздороваемся»

2. «Матрешки на полке»

3. «Петрушки»

4. «Карусельные лошадки»

Танцевальные позиции ног (подготовительная позиция, 1 позиция)

Учить сохранять правильное положение корпуса. Учить переносить вес тела с одной ноги на другую, не отрывая носков от пола. Развивать чувство ритма. Хлопки на сильную долю (размер 4/4). Хлопки и притопы на сильную и слабую доли такта. Сочетание ходьбы на каждый счет с хлопками, подъемом рук. Координация движений рук и ног. Упражнять в умении выполнять танцевальные движения.

Добиваться четкости при выполнении движений.

Выполнять движения легко, свободно.

Учить детей в прыжке выставлять поочередно ногу.

Добиваться четкости при выполнении движений. Формировать выразительность телодвижений, пластичность. Уметь выполнять упражнения (повороты, выставление ног на носок). Развивать умение детей изображать музыкальный образ.

«Топ- топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

(«Экзерсис»)

«Зверята в клетке»

«Гуси и гусеницы»

«Матрешки на полке»

«Слоны»

«У каждого своего дома»

«Поменяемся местами»

«Поздороваемся»

«Корзинки»

 «Полька с хлопками»

И. Дунаевский

«Петрушки» «Куклы»

«Камушки»

«Кочки»

«Улитка»

«Бревнышко»

«Бабочки»

 «Полька с куклами» («Топ – топ, каблучок» 2) И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

 «Топ, каблучок» ч. 1, №9

«Карусельные лошадки» муз. Б. Савельева

 «Са-Фи-дансе»

урок №13-14/103

«Песня короля» (муз. Ю. Энтина)

 «Ванечка-пастух» (муз. Ю. Мориц)

Жест «Раскачивание под ветром»

«Са-Фи-Дансе» урок №19/173

декабрь

1. «Здравствуй, зимушка – зима»

2. «В гости к Снегурочке»

3. «Зимняя фантазия»

4. «Дискотека»

Перевод рук из 1-й позиции в 3-ю, затем во

2-ю и плавно вниз в подготовительную

Закрепить позиции рук.

Увеличение круга (усиление звука) и уменьшение круга (уменьшение звука). Формировать умение выполнять танцевальный комплекс упражнений с султанчиками.

Учить танцевальным движениям.

Формировать умение выполнять образно-танцевальные упражнения.

Продолжать учить бегать легко и ритмично, не зажимать руки.

Уметь прямо держать корпус тела.

Развивать двигательные умения детей, координацию движений.

Продолжать развивать умение выполнять русские народные движения в кругу. Совершенствовать выполнение разученных танцевальных движений, способствовать развитию гибкости.

«Топ- топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

(«Экзерсис»)

«Танец в кругу» евр.нар.мелодия

(«Потанцуй со мной, дружок»)

Упражнения «Султанчики» «Танец с султанчиками» З.Роот

«Воробьиная дискотека» «Сверчок»

М.Пляцковского

Жест «Хорошее настроение»

«Зимняя фантазия»

«Русский хоровод» («Русский лирический»)

Диск классической музыки «Шедевры инструментальной музыки» часть 1-я.

- «Музыкальные стулья»

- «Снежная баба»

 «Са-фи-дансе» урок №25-26/114

«Са-фи-дансе» урок №30/185

январь

1. «Снежная баба»

2. «Танец снеговиков»

3. «Большая прогулка»

Позиции для рук: 3-я.

Позиция для ног: 2-3-я.

Учить принимать новые позиции рук и ног. Прыжки из 1-й позиции во 2-ю. Бег небольшими прыжками по кругу с ноги на ногу («по кочкам»).

Начинать движение после вступления, отмечать движением метроритмическую пульсацию. Закреплять навык пружинящего движения. Поскоки по кругу. Учить легко прыгать. Формировать умения двигаться парами, выполнять танцевальные движения: приставной шаг в стороны, притопы.

Продолжать развивать умение выполнять движения с предметами.

Закреплять знакомые танцевальные движения в парах. Развивать умение изображать сказочные образы в движении. Повторить разученные упражнения танцев. Закрепить перестроение в круг. Содействовать развитию навыков культуры движений.

Закрепить выполнение танцевально-ритмической гимнастики.

«Топ- топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

(«Экзерсис»)

Полька «Попрыгунчики» («Топ-топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева)

«Большая прогулка» («Марш»)

«Облака» (муз. В. Шаинского)

 «Са-Фи-дансе» урок №35/121

«Танец снеговиков»

Авторские разработки

«Два Мороза»

«Гномик веселый, грустный»

 «Са-Фи-дансе» урок №35/121

«Са-Фи-дансе» урок №34/120

«Са-Фи-дансе» урок №38/193

февраль

1. «Попрыгунчики»

2. «Метелица»

3. «Гномики»

4. «Танец с платками»

Позиции для ног 1-4-я. Перевод из одной позиции в другую.

Закреплять знания позиций, сохранять равновесие. Ходьба с увеличением темпа, переход на бег и обратно.

Прыжки: «метелочка», поочередно на каждой ноге. Хлопковые упражнения в ходьбе и беге по звуковому сигналу.

Продолжать учить

выполнять движения в разном темпе. Закреплять умение прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

Развивать ритмичность, слуховое внимание. Русский хороводный шаг.

Приставной шаг с притопом. Выпад с хлопками. Формировать осанку, умение выполнять танцевальные шаги в кругу. Учить на каждом шаге четко приставлять ногу к ноге. Корпус держать прямо, поворачивая в сторону движения. Содействовать развитию выразительности в движениях, танцевальности. Развивать музыкальный слух.

«Тарантелла»

(диск «Музыкальная палитра» №45)

«Са-Фи-дансе» уроки №44-52

Полька «Попрыгунчики» («Топ-топ, каблучок» 2)

Горшкова Е.В./95.

Танец «Метелица» («Топ – топ, каблучок» 1)

«Расскажи Снегурочка» (муз. Ю.Энтина)

«Бег по кругу» (полька «Кремена»)

Жест «Поклон»

Направление взгляда «Сверху вниз».

Диск «Топ-топ, каблучок 2» «Танец с платками» («Прялица») р.н.м.

«Тустеп»

«Усни-трава»

 «Са-Фи-дансе» урок №41/127

«Мальчики пляшут, девочки танцуют»

«Са-Фи-дансе» урок №43/201

«Са-Фи-дансе» урок №44/202

март

1. «Встреча весны»

2. «Заводные игрушки»

3. «Заюшкина избушка»

4. «Приходи сказка»

Поклон и реверанс.

Закреплять знакомый комплекс упражнений.

Хлопки и удары ногой на сильную и слабую доли такта. Закреплять умение выполнять простейшие движения руками в различном темпе.

Развивать чувство ритма. Шаг с притопом. Учить новому танцевальному движению в парах.

Продолжать учить приставной шаг, приставляя пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Формировать умение выполнять танцевально-образные движения в низких положениях.

Учить акцентировать внимание. Способствовать развитию двигательной раскрепощенности в танцевальных движениях. Совершенствовать выполнение изученных танцевальных композиций.

«Топ- топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

(«Экзерсис»)

Вальс «Встреча весны» З.Роот

«Деревца качаются»

«Заводные игрушки» («Потанцуй со мной, дружок»)

«Трик, трик, трик» 

«Приходи сказка»

«Са-Фи-дансе» урок №49/208

Полька «Не шали!»

«Са-Фи-дансе» урок №51/213

«Птица без гнезда»

«Воробушки»

«Са-Фи-дансе» урок №50/134

«Са-Фи-дансе» урок №54/215

апрель

1. «Воробушки»

2. «Круговой галоп»

3. «Танец в шляпках»

4. «Карлики и великаны»

Танцевальная разминка по кругу (Ходьба, бег, прыжки, ритмические хлопки). Правильно координировать движения ног и рук. Боковой галоп.  Развивать умение выполнять боковой галоп, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Передавать в движении характер. Упражнение «Закрытые стопы». Жест «Пожимать плечами».

Продолжать учить выполнять движения с предметами. Развивать умение имитировать движения кота («поточить когти, погладить шерсть»).

Обогащать двигательный опыт разнообразными движениями. Формировать звуковысотный слух. Закрепить знакомые танцевальные движения. Способствовать развитию выразительности и двигательной раскрепощенности в изученных танцевальных композициях.

Альбом «Шедевры классической музыки» «Круговой галоп» (альбом «Потанцуй со мной, дружок») «Упражнение с платочком»

«Мурляндия»

(Г.Гладкова)

«Са-Фи-дансе» уроки №57-58/139

«Карлики и великаны»

«Са-Фи-дансе» уроки №62/144 «Музыкальные змейки»

«Са-Фи-дансе» уроки №61/222

«Са-Фи-дансе» уроки №61/141

Май

1. «Марш»

2. «На лошадке»

3. «Сладкоежки»

4. «В мире музыки и танца»

Соединение изученных упражнений в законченную композицию.

Закрепление изученного материала.

Танцевальная разминка по кругу (ходьба, бег, прыжки, ритмические хлопки). Движения руками в разном темпе.

Закреплять умение координировать движения ног и рук.

Боковой галоп, повернувшись лицом к центру круга.

Передавать в движении стремительный характер. Продолжать учить боковой галоп, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа.

Закрепление знакомого материала. Обогащать двигательный опыт разнообразными движениями. Способствовать развитию творческих способностей при использовании знакомых движений. Закрепить умение ритмично и выразительно двигаться в танце.

«Топ-топ, каблучок 2» И.М.Каплунова

И.А.Новоскольцева

(«Экзерсис»)

Полька «Сладкоежки» «Круговой галоп» (альбом «Потанцуй со мной, дружок»)

Этюд «На лошадке».

Комплекс упражнений:

«Часики», «Карусельные лошадки», «Зарядка», «Воробьиная дискотека», «Упражнения с платочком».

«Сапожки»

«Са-Фи-дансе» уроки №62/144

«Са-Фи-дансе» уроки №68/147

Приложение 2

Методика выявления уровня развития чувства ритма (разработана на основе методик А.Н. Зиминой И А.И. Бурениной). 

          Цель: выявление уровня развития чувства ритма. Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.

         Старший дошкольный возраст. Критерии уровня развития чувства ритма:

1. Движение.

1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения (3-х частная форма):

высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;

средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.

2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:

высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;

средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;

низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.

3) соответствие ритма движений ритму музыки:

высокий – чёткое выполнение движений;

средний – выполнение движений с ошибками;

низкий – движение выполняется не ритмично.

4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими жестами»):

высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;

средний – допускает 1-2 ошибки;

низкий – не справляется с заданием.

2. Воспроизведение ритма.

1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни; средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

 2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте: высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии; средний – воспроизводит ритм песни с ошибками; низкий – неверно воспроизводит ритм песни.

3) воспроизведение ритма песни шагами: высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу; средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте; низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.

4) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах («ритмическое эхо»): высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; средний – допускает 2-3 ошибки; низкий – не верно воспроизводит ритмический рисунок.

 3. Творчество.

 1) сочинение ритмических рисунков: высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки; средний – использует стандартные ритмические рисунки; низкий – не справляется с заданием.

2) танцевальное: высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке

 Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка

 - Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений. Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1.

Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот. Упражнение 2. 

Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3.

Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла - правильное одновременное выполнение движений. 2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа. 1 балл - неверное выполнение движений. - Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».

Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству.

Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

3 балл - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пластический образ.

2 балл - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.

1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;

 Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.

Упражнение «Отодвинь кубик дальше» (проверка гибкости тела вперед). Детям предлагается сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами. 3см и меньше – низкий уровень (1 балл). 4-7см – средний уровень (2 балла) 8-11см – высокий уровень (3 балла).

Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лёжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки. 3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад. 2 балл – средняя подвижность позвоночника. 1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения. - Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Упражнение «Кто из лесу вышел?» После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).

Упражнение «Заведи мотор». Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

Упражнение «Страусы». Под тихую музыку дети двигаются, как «страусы». Под громкую музыку «прячут голову в песок» (отражение в движении динамических оттенков).

 3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

        Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э-3).

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».

         Развитие чувства ритма. Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Упражнения с ладошками. Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки. Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.

1. 4 раза по коленям обеими руками (повторить 2 раза).

2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).

3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. 2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком. 3 балла – точно передает ритмический рисунок.

Уровни развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности.

Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

 Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаёт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.

Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста

Это рабочая программа по хореографии для детей от 4 до 7 лет...

Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста

Данная программа составлена для неспециализированных ДОУ. Она включает в себя ритмику с элементами народного танца, дает представление о каждом из них, а самое главное она не усложнена....

Рабочая программа художественно-эстетической направленности по хореографии для детей 4-7 лет " Сударушка"

Рабочая программа художественно-эстетической направленности для детей 4-7 лет "Сударушка"...

Рабочая программа для обучения хореографии для детей с (РАС)

Рабочая программа "Золушка" для детей с (РАС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеразвивающей направленности (одновозрастная) для детей младшей группы (3-4лет).

Данная Рабочая программа (далее - Программа) предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы (3-4лет).Программа в полном объеме реализуется в группе. Основу примерно...

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-8 лет

Рабочая программа художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей 5-8 лет...

Аннотация и рабочая программа по направлению дополнительного образования детей 6-7 лет «Предшкола нового поколения»

Данная программа направлена на выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности. Рабочая программа для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в с...