Педагогическая игра "Трудовое воспитание дошкольников"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Наталья Викторовна Мосенкова

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

               Управление народного образования Администрации Кетовского района

                             Муниципальное казённое образовательное учреждение

                                Садовская средняя общеобразовательная школа»

                                                     (дошкольное образование)

 

Мастер-класс

                     Тема:

      «Трудовое воспитание дошкольников»

                   Подготовила: Мосенкова Н.В.

 

 

         Педагогическая игра

            «Трудовое воспитание дошкольников»

 Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков. Выявление инициативы и творческого подхода у педагогов к созданию условий для трудового воспитания дошкольников. Создать благоприятную атмосферу для совместной работы педагогов.

 Уважаемые педагоги. Я рада видеть вас на своем мастер-классе. Тема моего самообразования «Формирование элементарных трудовых навыков детей дошкольного возраста».  Сегодня нас, педагогов, конечно же, больше всего интересует вопрос: как привить детям навыки трудиться. Почувствовать поддержку родителей, увидеть желание детей трудится, да и самим получить радость от успехов в этой работе.

Об этом говорил известный советский педагог Антон Семенович Макаренко. Труд основа человеческой жизни. Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.    Известно, что в младшем дошкольном возрасте труд как самостоятельная деятельность еще не сформировался ни в сознании, ни в поведении детей. Например, когда ребенка двух или трех лет спрашивают: «Ты любишь трудиться? » — он, как правило, отвечает утвердительно. На вопрос: «Какую работу ты любишь выполнять? » — дети обычно отвечают: «Люблю кубики возить, домик строить, машинки катать». Лишь в редких случаях малыши называют некоторые трудовые процессы, действия, имеющие отношение к труду: «Люблю ложки раздавать, дежурить, цветочки поливать, стирать куклам». Активно принимая поставленную взрослым задачу, малыши не могут еще действовать целенаправленно.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость, доставлять счастье.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие  общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

А сейчас я хотела бы перейти к практической деятельности. Предлагаю вам поиграть в педагогическую игру. Для этого нужно разделиться на две команды. Названия командам придумывают сами участники.

 

 

  1. тур «Поехали»

Командам, поочерёдно надо ответить на вопросы по теории и методики трудового воспитания.

Вопросы для первой команды.

  1. Назовите формы организации труда? (поручения, дежурство, коллективный труд)
  2. С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе? (с первой младшей группы).
  3. Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (ручной труд)
  4. Какую часть работы, по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребенок сам? (Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы, пособия (как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол, после окончания занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок, лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.)

Вопросы для второй команды

  1. Назовите основные виды труда с детьми разновозрастной группы. (самообслуживание;  -хозяйственно-бытовой труд,  - труд в природе, -ручной труд.)    

2. Назовите действия дежурных в уголке природы? (растения поливать и мыть, обрезать у них сухие ветки и листья, рыхлить)

     3.В какой группе вводятся дежурства по уголку природе? (старшая группа)

 4. Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка?(хозяйственно- бытовой)

5.Назовите метод стимулирования детского труда. (поощрение, похвала)

 6. Перечислите формы ознакомления детей с трудом взрослых .    а) наблюдение;  б )экскурсии;  в) использование картин, фотоматериалов,  иллюстраций;  г )беседы, рассказы воспитателя;  д) чтение художественной литературы-  е )организация совместной деятельности детей и взрослых    

Молодцы! Все справились с заданием. Приступаем ко второму туру.

  1. тур «Продолжи пословицу о труде»

Каждой команде нужно вспомнить  пословицы о труде.

Кончил дело - гуляй смело.

Без труда не вытащищь и рыбку из пруда.

Ноги носят, а руки кормят.

Воля и труд дивные всходы дают.

Без дела жить - только небо коптить.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

На ловца и зверь бежит.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Дело толком красно.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Покой пьет воду, а беспокойство мед.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Кто в деле, тот и в ответе.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Муравей не велик, а горы копает.

Чем труднее дело, тем выше честь.

Как сказано, так и сделано.

Работа с зубами, а лень с языком.

Кто рано встает, тому бог дает.

Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.

Не спеши языком, спеши делом.

В страду одна забота - не стояла бы работа.

Отлично! Продолжаем!

3 тур «Вопрос – ответ»

Вы        читали        много        стихотворений, сказок о        труде        и        трудолюбии,        о        безделье        и работоспособности, давайте сейчас вспомним эти произведения.

1команда. Какая девушка за своё трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка) 

2 команда. О какой профессии идет речь в книжке Маршака, если там есть строчки: В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам всё разнёс по адресам. (Почтальон)

1 команда: На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную по лбу?(Повар, конюх, плотник)

2команда.        О        какой        сказке        идет        речь: «А        коровушка ей в ответ:

– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.» (Крошечка- Хаврошечка)

1  команда  В какой сказке лень  и  неряшливость,  лишили  персонажа  имущества? (Федорино- горе)

2 команда. Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)

4 тур «Из опыта работы»

1 команда Ситуация 1. Вы – воспитатель старшей группы. Наблюдая за игрой девочки, вы замечаете, что она, одевая куклу, раздраженно разговаривает с ней: «Ну что так медленно одеваешься! Трудно, что ли, колготки натянуть?.. А почему платье наизнанку повесила, когда снимала его?..» – и резко надевает его на куклу. Объясните возможные причины такого поведения ребенка. Какие выводы вы сделали для себя?

2 команда Ситуация 2. Вы – воспитатель средней группы. Наблюдая за действиями некоторых детей- дежурных, вы отмечаете небрежность в их работе, дети часто отвлекаются. О чем могут свидетельствовать такие недостатки? Какие выводы сделаете для себя? Какие методы окажут положительное влияние на детей?

1команда Ситуация 3. Поливая растения, ребенок действовал неосторожно, торопливо – пролил воду, намочил одежду, обувь. Воспитатель раздраженно замечает: «Ну сколько налил воды вокруг! Да и сам весь мокрый. Никогда больше не разрешу тебе поливать растения!» В чем ошибка воспитателя? Как бы поступили вы?

2 команда Ситуация 4. Вы организуете коллективный труд детей в средней группе. По окончании работы к вам подходит ребенок и жалуется на сверстника, который совсем ничего не делал, не трудился вместе с детьми. Как вы отнесетесь к его жалобе? Какие выводы сделаете для себя?

5 тур «Заключительный»

Заключительный этап нашего методического объединения – слово- эстафета требует от каждого краткости, как говорил Чехов, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, т.е.  один человек от команды должен продолжить такое предложение:

«Дети будут трудиться если я...».( буду их мотивировать, буду их поощрять, внимателен к деятельности ребенка и т.д.)

Вот и закончилась наша педагогическая игра. Спасибо, что все приняли в ней активное участие. Хотелось бы закончить изречением В. А. Сухомлинского, что «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Воспитание дошкольника – гражданина Отечества»

Данный прект поможет воспитателям, а также руководителям ДОУ спланировать свой творческий прокт в своем детском саду....

Педагогический проект «Воспитание дошкольника – гражданина Отечества»

Данный прект поможет воспитателям, а также руководителям ДОУ спланировать свой творческий прокт в своем детском саду....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через построения целостного педагогического процесса"

Справка ( выступление на педагогическом совете) "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания через постр...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Инновационный педагогический опыт «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Труд должен радостно войти в жизнь ребенка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатна...