Детское любопытство и раннее развитие ребенка
статья по психологии

Ермакова Виктория Александровна

Любопытство и желание познавать что-то новое и неизведанное заложено в каждом ребенке от самого его рождения. У детей развивается познавательный интерес, который необходим ребенку в процессе обучения в школе на протяжении всего времени. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, или, он будет подавлен взрослыми на ранних стадиях своего развития, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, в виде школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_detskoe_lyubopytstvo_i_rannee_razvitie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Детское любопытство и раннее развитие ребенка.

Любопытство и желание познавать что-то новое и неизведанное заложено в каждом ребенке от самого его рождения. Также, у детей развивается и познавательный интерес, просто необходимый ребенку в процессе обучения в школе на протяжении всего времени. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, или, он будет подавлен взрослыми на ранних стадиях своего развития, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, в виде школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру.

Для начала, рассмотрим само понятие любознательности. Что же это такое и как оно понимается? В чем заключается его важная особенность и специфика?

Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн). Данное определение можно трактовать таким образом, что для ребенка важен результат познания, а сам процесс. Ему не важно, что именно познавать, главное – находится в процессе этого познания и познавать.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимы обучение и воспитание. В.Ф. Одоевский отмечал, что любознательность является одной из форм потребностей человека, вырастающей из осознания и осмысления субъектом врожденных идей и сверки их в волевых процессах с окружающей действительностью.

В.А. Сухомлинский отмечал важность развития любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способностей. Любознательность - «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить...

Теперь, мы можем рассмотреть следующее понятие, такое как «познавательный интерес» и разобраться, для чего он так важен ребенку любого возраста.

Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). То есть, в основе познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах.

«Познавательный интерес, как полагает доктор педагогических наук Щукина Г.И. - важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности».

По мнению советского психолога Л.С. Выготского, познавательный интерес - это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах».  

Следует заметить, что развитие любознательности и познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательный интерес, как правило, воспитываются от рождения, поощряются и развиваются. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир.

Первоначально дети познают окружающий мир через эмоциональное общение с близкими взрослыми, прежде всего, плачем, который показывает, что ребенок чем-то не доволен или обеспокоен. Затем, появляется смех, улыбка и другие эмоциональные проявления. Но по-настоящему познавательная активность начинает проявляться и развиваться с года, когда ребенок умеет сидеть и начинает ходить. Малыша привлекают закрытые шкафчики с различными вещами, электрические розетки, провода, всевозможные пузырьки и флакончики, того и гляди, что-нибудь откроет, рассыплет, прольёт или попробует. Любознательность у ребёнка раннего возраста развивается через предметную деятельность, т.е. через действия с предметами. Всё поведение малыша в этом возрасте можно назвать «исследовательским». Ребенок начинает проводить свои собственные эксперименты с предметами, в попытке узнать «А что будет если…». Например, когда ребенок пытается кушать кашу не при помощи предлагаемой ему ложки, а руками или игрушки. В этот период времени, родителям необходимо запастись терпением и попытаться огородить ребенка от опасности не пресекая попыток ребенка продолжать изучать мир. На благо родителям существуют различные приспособления, чтобы ребенок не ударился током, засунув пальцы в разотку, не опрокинул на себя ящик и т.д.

Развитие любознательности и познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, при освоении ребенком речи. Именно теперь, познавательный интерес ребенка переходит на новый уровень межличностного взаимодействия с окружающими людьми, где он удовлетворяет свой познавательный интерес с помощью устной речи. Задавая множество вопросов о строении и сущности мира.

Все детские вопросы можно разделить на две большие группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребёнок задаёт, чтобы привлечь к себе внимание и установить контакт со взрослым. Коммуникативные вопросы, связаны с общением и желанием дружить. Например, такой вопрос, как: «А как тебя зовут». Познавательные вопросы дети задают в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся приобрести новые знания или уточнить уже имеющуюся информацию. Источником таких вопросов служит разнообразный опыт ребёнка. Пример таких вопросов: «Почему идет снег?», «Почему этот цвет желтый?»…

Любознательность и познавательные интересы ребёнка складываются практически во всей его повседневной жизни. Оно также отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности. На этом этапе развития, ребенку необходимо рисовать, лепить и слушать сказки, для того, чтобы расширять кругозор ребенка. Поэтому нельзя упускать из вида даже малейшие мелочи. Категорически запрещается пичкать ребенка телевизионными программами, вместо совместных творческих работ, а также изучение окружающей среды в процессе прогулки на свежем воздухе. Необходимо увлекать и завлекать ребенка совместным времяпровождением, где он узнает что-то новое и интересное.

Однако, если у родителей не хватает времени в силу возможностей обстоятельств, и ребенка сажают перед телевизором, необходимо, для начала узнать, какой информационный материал он получит.

Для того, чтобы ребенок успешно развился и в бедующим был успешным человеком, родителям необходимо следовать некоторым рекомендациям педагогов-психологов:

  1. Верьте в ребенка, в его успехи и достижения, гордитесь им и всячески поощряйте, не упуская случая похвалить и сказать ему, какой он хороший и замечательный;
  2. Развивайте его, покупайте развивающие игрушки с учетом его возраста, приобретайте энциклопедии, книжки с красочными и реалистичными иллюстрациями, читайте их вместе, ведите беседы.
  3. Всегда помните о важности художественного и эстетического развития! Детям всех возрастов необходимо рисовать. Если вы беспокоитесь о красивых обоях в комнате, аккуратно спрячьте их за прикрепленными на них листья ватмана (или чего-то еще), на чем ребенок, имея такое желание, будет рисовать;
  4.  Сажая ребенка перед телевизором, тщательно отбирайте мультфильмы, ищите те, которые помогут ему узнать что-то новое, и помните про обсуждение того, что он увидел. Если не закрепить полученные знания диалогом, можно не добиться положительного эффекта;
  5. Наказывая ребенка, говорите о его действиях, а не о его личности. Вам следует показать ребенку, что это не он «плохой», а его поступки. Скажите ему, как его действие тревожит и расстраивает Вас. А такие слова и выражения в адрес ребенка, как: «Ты тупой», «Ты неудачник», «Ты лентяй», «Ты свинья» и т.д., должны стать табу для всех родителей! Ребенку необходимо быть уверенным в том, что он «самый лучший» у своих родителей, даже, несмотря на то, что иногда, его поведение может быть и не таким, как хотят взрослые.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как подготовить ребенка к детскому саду (школе раннего развития)?

Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду. В тексте даютя понятные и полезные советы, для того,чтобы ребенок был заранее подготовлен к дошкольному учреждению, чтобы период адаптации...

Раннее развитие ребенка

Методики раннего развития детей - методика Марии Монтессори.Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.Методика Монтессори основан...

Раннее развитие ребенка дошкольного возраста

Все детские психологи в один голос твердят: самое важное для развития ребенка младшего дошкольного возраста – это ролевая игра. Особенность ролевой игры в этом возрасте заключается в том, что дети оче...

Направления абилитации как основы раннего развития ребенка с умственной отсталостью

Направления абилитации ребенка с умственной отсталостью...

Служба ранней помощи семье. «Раннее развитие ребенка»

Курс "Раннее развитие ребенка" помогает мамам и папам улучшить способность ребенка к самостоятельному функционированию в повседневной жизни, познакомиться с основами педагогической работы по...

Служба ранней помощи семье. «Раннее развитие ребенка»

Одной из важных проблем дошкольного воспитания чвляется процесс благополучной адаптации ребенка к условиям дошкольной организации и к социуму. Малыши, привыкшие к узкому семейному кругу общения, чувст...