Консультация для педагогов на тему: «Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи».
консультация

Ботякова Татьяна Александровна

В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок ФГОС ДО  является организация условий социальной ситуации развития дошкольников.  Предложенный материал поможет воспитателям  грамотно  организовать партнерское взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников  по формированию  позитивной социализации детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Социально-личностное развитие дошкольников в процессе взаимодействия ДОУ и семьи».

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений –

одна из важных задач воспитания личности

 ребенка дошкольного возраста.

Детей надо приучать жить среди людей,

 формируя у них определенные психологические

качества (внимание, волю, эмоции

) и навыки общения».

В.А.Сухомлинский.

На сегодняшний день социально – личностное развитие детей дошкольного возраста является одним из важных направлений развития в дошкольном образовании. Однако, как показывает теория и практика, в семье вопросу социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно.

Во всех случая необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

В социально – личностном развитии детей семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

В общем понимании социально – личностное развитие – это процесс усвоения социального опыта, вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с дальнейшим развитием трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, а так же социальных качеств личности, как способности преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.

В настоящее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок ФГОС ДО является организация условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

В настоящий период наше общество испытываем нарушение преемственности поколений, дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания. И наша общая задача педагогов и родителей – правильно и умело помочь ребенку приобрести социальные навыки.

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога – формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

      Уже на третьем году жизни отношения между детьми приобретают избирательный характер: с определенными детьми младшие дошкольники чаще играют, разговаривают, делятся игрушками, хотя еще не могут объяснить свое тяготение к тому или иному ребенку, не предъявляют никаких требований к личным качествам сверстников. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется. Однако этот период дружбы важен и необходим, т.к. именно из него в среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) вырастают вполне осознанные дружеские привязанности.

       В возрасте детей 4–5 лет можно наблюдать парную дружбу, отличающуюся глубиной симпатии. Обогащается содержание дружеских взаимоотношений, изменяются и их мотивы. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений на протяжении всего дошкольного возраста является игра, где ребенок познает нормы и правила поведения, учится взаимодействовать с другими детьми так, чтобы дольше сохранялись их взаимоотношения по поводу игры и сама игра. Наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга. Правда, дети отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства.

    На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах.

     Исследованиями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое). Девочки больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

       Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т.е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого. Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ. Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т.е. у них есть знания норм поведения.

       Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, то есть овладение своеобразной «азбукой чувств». В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Необходимо отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстрацию, конкуренцию, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками. Именно по - этому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкуренции.

       Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок видит претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание детей на сверстников.

      Еще одним поводом для ссор и конфликтов является словесная агрессия (всевозможные дразнилки, обзывалки и пр.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.п.), то самым обычным и простым способом проявление отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и т.д.).

      Поэтому работа педагога, направленная на развитие нравственных чувств, должны свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и т.д. Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

       Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Основные формы работы  для формирования

 межличностных отношений:

  1. Проблемные игровые ситуации. При решении этих ситуаций у воспитанников лучше усваиваются социокультурные ценности, основные направления социальных отношений и моделируется стратегия поведения в мире людей.
  2. Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Всегда проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости дошкольников.
  3. Сюжетно-ролевые игры. Данные игры создают все условия для развития межличностных отношений. У детей формируются различные умения по организации совместной деятельности: вместе намечают тему игры, распределяют роли и игрушки, самостоятельно разрешают возникающие конфликты.
  4. Игры-тренинги. Игровой тренинг решает практические задачи. Моделируется конкретная ситуация, затрагивающая разные стороны общения.
  5. Этюды-импровизации. Развивают умение творчески передавать определенное состояние с помощью мимики и жестов, а также логику поведения. Это - маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях.
  6. Подвижные игры. Создают эффективные условия для развития межличностных отношений ребенка-дошкольника. Эти игры создают атмосферу радости, вызывают положительные эмоции.
  7. Квест-игры. Суть этих приключенческих игр в том, что есть некая цель, дойти до которой можно только в том случае, если дети будут сообща и последовательно разгадывать загадки, решать проблемы, выполнять какие-то упражнения или действия.
  8. Этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи товарища», «Что значит настоящий друг?», «Учусь прощать» и т.д. Данные беседы направлены на формирование, толератности, гуманного отношения к сверстникам, развитие нравственных качеств детей.
  9. Чтение художественных произведений. Формируют личностные качества: учат детей доброте, отзывчивости, быть смелыми, справедливыми, учат дружить и сопереживать, заботиться о других, защищать маленьких и слабых. Анализ произведения позволяет детям научиться давать оценочную характеристику поступкам героев.

И, конечно в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями.

Структура взаимодействия педагога с родителями

1-й этап - «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что – то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех».

2-й этап – «Трансляция родителям знаний  ребенка, которых они не могли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях  общения с другими детьми, результатах социометрии и др. При этом соблюдается принцип «Ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют как исключительную, даже если им самим так не кажется.

3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителю.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности  ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может осторожно начинать давать советы родителям.

 

Модель взаимодействия с родителями по социально - личностному

развитию дошкольников.

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Формы работы с родителями по данной теме:

Анкетирование родителей. (анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения).

Изготовление памяток, плакатов с советами на тему собрания. (содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом).

Конкурсы и выставки.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей, «Дни открытых дверей», презентации дошкольного учреждения по данной теме.

 Клубы для родителей. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.

Исследовательско -проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Тренинги (тренинговые  игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины).

Недели добрых дел (дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе)

Педагогические беседы с родителями (оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи).

Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон».

Фотовыставки:  «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья».

Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математическое развитие дошкольников в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях реализации ФГОС ДО.

В «Законе об образовании Российской федерации» (статья 44) отмечается, что образовательные организации должны оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей несовершеннолетних,...

Консультация для педагогов на тему: «Гендерное воспитание детей дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семье.»

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Консультация для воспитателей на тему: «Социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста» 2018

Социальное развитие дошкольников  -  это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребёнок учится учит...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития дошкольников 5-6 лет»

Консультация для педагогов на тему:  «Особенности речевого развития дошкольников 5-6 лет»...

Консультация для педагогов на тему: «Нормы речевого развития дошкольника»

Показатели и темпы речевого развития каждого ребенка зависят от индивидуальных, психологических, соматических особенностей детского организма. Однако, существуют общепринятые нормы развития речи, кото...