ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.Семинар
консультация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознаётся, что не все дети имеющие нарушения в развитии могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Но индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушением развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе .
ЦЕЛЬ : Формирование у педагогов детского сада навыков работы с гиперактивными детьми. ЗАДАЧИ : 1. Предоставить педагогам теоретическую информацию об особенностях психического и физического развития гиперактивных детей; 2 . Рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения и обучения ; 3. Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и анализировать свои установки при восприятии различных детей. 4 . Научиться применять комплексные меры коррекции и профилактики .
« Гиперактивность и причины ее возникновения»? Синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ – клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность , нарушение внимания и импульсивность. Таких детей часто называют детьми «без тормозов». Признаки гиперактивности : дефицит внимания; импульсивность; повышенная двигательная активность. « Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях». Для определения импульсивности можно воспользоваться анкетой «(Приложение 1).
Особенности работы нервной системы ребенка при СДВГ В основе гиперактивности , как правило, лежит ММД . Слабые повреждения мозга – часть клеток не функцианирует . Поражены структуры, обеспечивающие процесс торможения – у ребенка трудности с концентрацией произвольным вниманием и регулированием своей активности. Процесс восстановления – здоровые клетки берут на себя эти функции .
Причины синдрома гиперактивности и дефицита внимания Наследственность Повреждение ЦНС во время беременности и родов Токсикозы; угроза прерывания беременности; анемия; хронические соматические заболевания; действие токсических факторов. Роды: преждевременные, запоздалые, быстрые; слабость родовой деятельности; применение акушерских пособий; кесарево сечение; асфиксия; родовая травма; недоношенность; переношенность . Специалисты утверждают. Что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности », обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для их включения необходимы определенные условия. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке без излишних интеллектуальных нагрузок, с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере.
«Как выявить гиперактивного ребенка» Диагноз «синдром гиперактивности » ставит невропатолог. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности , тогда взрослые проводят дополнительные целенаправленные наблюдения за ним. Для этого разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка . Данные критерии оформлены в виде тестов ( Приложение 2). По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к медицинским специалистам. Если родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет». В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку сложно и необходима помощь специалиста.
«Как помочь гиперактивному ребенку» В работе с гиперактивными детьми используются три основных направления: Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль); Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками; При необходимости должна осуществляться работа с гневом. Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Рассмотрим подробно каждое направление . Развитие дифицитарных функций Необходимо руководствоваться принципом: поэтапность развития функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок в любой развивающей деятельности вел себя спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности. Когда в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты. Можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.
Схема отработки функций 1.Внимание ; 2.Мышечный контроль; 3.Импульсивность ; 4.Внимание + мышечный контроль; 5.Внимание + импульсивность; 6.Мышечный контроль + импульсивность; 7.Внимание + мышечный контроль + импульсивность.
Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками 1. Первый этап - Индивидуальная работа 1.На этом этапе можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого, проговаривать их вслух,. Необходимо помнить., что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими краткими (не более 10 слов ). 2.Формулировать систему правил поведения в общении и в процессе выполнения конкретного задания. Заранее обговорите правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Ребенка надо чаще поощрять , например , каждые 15 – 20 минут выдавать жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре . 3.Зачастую эти дети склонны к манипулированию родителями и педагогами. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие. 4.Т.к . большое количество людей ребенка возбуждает, старайтесь сажать такого ребенка за первый стол, в первый ряд, чтобы он не видел перед собой большого количества людей.
2. Второй этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности. 1.Сначала включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2 – 4 человека ) и только после этого можно приглашать его участвовать в общих групповых играх и занятиях . В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудиться , что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефицит активного внимания . 2.При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками помните: Если ребенок в чем-то неправ, родителям и педагогам не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний . Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми . 3.Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком , что он «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходить к следующему .
«Как работать с родителями гиперактивного ребенка Трудностей при взаимодействии сгиперактивными детьми. 1. Бороться с «непослушанием» жесткими мерами: увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок , вводят непреклонную систему запретов. 2. Стараются не обращать внимания на его поведение, предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых . 3. Винят себя, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которые в свою очередь негативно влияют на чувствительного ребенка). Многие из проблем гиперактивного ребенка происходят из-за неосведомленности родителей.
Содержание Пути преодоления 1. Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом. Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам». 2. Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением. Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны контролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). 3. Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. Использование приемлемых способов выражения гнева. Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка Многим родителям необходима разъяснительная работа - информация в уголке психолога,
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Взаимодействие с гиперактивным ребенком"
Рекомендации для родителей по воспитанию гиперактивного ребенка...
Взаимодействие с гиперактивными детьми
Педагогический семинар ...
Взаимодействие с гиперактивными детьми
Рекомендации для педагогов...
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком».
Особенности гиперактивных детей. Принципы взаимодействия с гиперактивным ребенком. Памятка «Как реагировать на сложные ситуации возникающие с гиперактивным ребенком»....
Работа с гиперактивными детьми. Семинар для педагогов.
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. В данном семинаре описываются особенности детей с СДВГ, даны рекомендации педагога...
Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.
Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден....
Практические рекомендации педагогам «Взаимодействие с гиперактивным ребенком», «Взаимодействие с агрессивными детьми».
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»Консультация для педагогов: «Взаимодействие с агрессивными детьми»...