методическая разработка современное учебное занятие. Образовательная прогулка « Осенний городской парк».
методическая разработка (старшая группа)

Ольга Олеговна Рожкова

Данная методическая разработка современного внеурочного занятия уникальна своей практической значимостью и доступностью к реализации, как другим педагогам, так и родителям. Она способствует развитию, воспитанию и образованию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, так как включает в себя разнообразные формы и виды деятельности: информационно-познавательная, практическая деятельность (игровая, познавательная, поисково-исследовательская, экспериментальная, продуктивная); работа в рабочих листах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 Направление -  современное учебное занятие

Образовательная прогулка

 «Осенний городской парк».

IMG_1742.JPG

               

                                                                   Составила и провела

                                                                   Рожкова О.О.                                                                  

 

г. Москва, г.о.Троицк

Цель:

Формировать представления у детей старшего дошкольного возраста о красоте родного города.

Задачи:

Развивающие:

  1. развивать память, внимание, воображение, логическое мышление;
  2. вызывать у детей радость от созданного ими изображения.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей любовь к природе;
  2. приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, как в повседневной жизни, так и в коллективной работе.

Обучающие:

  1. учить детей доводить начатое до конца;
  2. закрепить умения детей выкладывать изображение в зависимости от формы листа.

Предварительная работа:

1. Подготовить маршрутную карту с остановками и заданиями.

2. Определить остановки, на которые мы обратим больше внимания.

3. Подготовить рабочие листы.

Оборудование:

  1. Ватман с заготовкой - нарисованный ствол дерева.
  2. Маршрутная карта.
  3. Цветные карандаши.
  4. Лупа.
  5. Рабочие листы.
  6. Клей.
  7. Белая ткань (салфетки).
  8. Сочные зеленые листочки.

Вводная часть:

Перед прогулкой необходимо провести предварительную работу с родителями, рассказать о том, как можно провести выходной день с пользой для ребенка.

Перед тем как идти на образовательную прогулку узнайте больше о том месте, куда вы пойдете. Это необходимо для того чтобы правильно и интересно составить маршрут своей прогулки.

Также необходимо подготовить рабочие листы, на которых ребенок может выполнять задания.

Не забывайте, что это все равно остается прогулкой и игрой. Не нагружайте ребенка историей и научными данными. Дайте ребенку минимум информации, и больше обратите внимание на создание условий для игровой, двигательной, познавательной, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях парка или выбранного маршрута.

Основная часть:

  1. Остановка и информационно-познавательный блок

На этой остановке мы расскажем детям о красоте осени  и особенностях осенней природы. Почему желтеют листья. Как себя нужно вести в парке.

 Вопросы:

Какие вы знаете признаки осени?

Что делает человек осенью?
Как, приспосабливаются животные  к жизни осенью?

А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

 

Давайте рассмотрим наши листочки. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Рассмотрим  сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Практическая деятельность:

- Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе эксперимента? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

  1. Остановка

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как опадают листья»

Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному?

Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).        

  1. Остановка

Найдите дерево, которое первое готовится к осени (осина, береза). 

Игра «От какого дерева листочек».

 Исследуем через лупу листья, кору, хвойные деревья.

-Какие плоды у хвойных деревьев?

Ответы детей.

        

  1. Остановка

 Совместная аппликация из природных материалов. В данной прогулке использована заготовка (нарисованный ствол дерева) задача детей сделать композицию кроны дерева с помощью настоящих листьев.  

  1. Остановка

 Работа в рабочих листах. После того, как дети произвели определенные действия на объекте, можно предложить им некоторые творческие работы, связанные с выполнением действий в заранее подготовленных рабочих листах.

  На листе бумаги изображены  силуэты разных листьев.

Задание:

  • На листике клена сделать прожилки,
  • раскрасить дубовый листочек,  
  • обвести листик березы,
  • найти пару одинаковым листикам.

В конце прогулки обсуждаем, что мы увидели и сделали. Предлагаем детям продолжить прогулку с родителями.

Выводы и рекомендации:

Предлагая детям различные задания, вопросы, побуждения к действиям старайтесь избегать авторитарные и стандартные формулировки и указания, например:

- Сделай то-то; ответь на вопрос; подойди туда; повтори, что я рассказал и т.д.

Ниже привожу  альтернативные варианты обращения к детям (фрагменты ключевых фраз):

  • как вы думаете, если внимательно посмотрим на объект, что необычного заметим…
  • рассмотрев картинку (или предмет) можно увидеть, что-то удивительное, постарайтесь рассказать…
  • предлагаю рассмотреть объект (дерево, памятник, здание и др.) со всех сторон и попробовать найти…
  • у кого есть интересное решение  вопроса…
  • я рассказал вам интересную историю, может быть есть какие-то вопросы или что-то не понятно…
  • есть ли у вас интересная история или факт, о том месте, где мы находимся…
  • обойдя и внимательно рассмотрев здание можно понять что…
  • если внимательно пройтись по дорожке, она приведет нас...
  • попытайтесь выполнить действие, которое поможет вам понять…
  • что интересного запомнилось из нашей беседы…
  • проведя эксперимент, мы поймем…
  • у меня есть необычные картинки (предметы), сможете ли вы отыскать среди своих картинок (предметов)…
  • постарайтесь нарисовать  (отметить) путь...
  • в рисунке спрятана отгадка, сможете ли вы ее отыскать…

При проведении данной прогулки взрослый дает возможность детям действовать самостоятельно – выполнять зарисовки, сбор проб, искать ответы на вопросы, совершать движения вокруг объектов и т.д. То есть ребенок после получения первоначальной информации становится как бы независимым от действий ведущего (педагога, родителя).

В результате такой деятельности у ребенка возникает желание больше узнать об объекте, посетить достопримечательность повторно, узнать, что из себя представляет удивительный мир природы. Потому что именно независимость в образовательном процессе дает возможность познать мир более тщательно.

Но здесь обязательно нужно учесть, что маленький ребенок не владеет тем потенциалом информации, знаниями, умениями, навыками, которые есть у взрослого. Поэтому роль взрослого в такой образовательной прогулке также имеет большое значение. Значение это должно заключаться, прежде всего, в том, чтобы направить ребенка в нужное русло – заинтересовать его окружающим миром!

Для этого также существуют некоторые методические приемы. Одним из таких эффективных приемов является совместное действие ребенка и взрослого на начальном этапе. Далее ребенку уже самостоятельно предлагается продолжать проводить наблюдения, исследования, эксперименты, зарисовывать (записывать) результаты.

Данная методическая разработка современного внеурочного занятия уникальна своей практической значимостью и доступностью к реализации, как другим педагогам, так и родителям. Она способствует развитию, воспитанию и образованию воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, так как включает в себя разнообразные формы и виды деятельности: информационно-познавательная, практическая деятельность (игровая, познавательная, поисково-исследовательская, экспериментальная, продуктивная); работа в рабочих листах.

Уникальность такой разработки определяется так же ее лабильностью: в зависимости от педагогических задач и меняющихся условий можно видоизменять способы методы и приемы в течение прогулки, менять тематику. Важное условие в таких прогулках чтобы информационно познавательный блок не был длительным (не более 5-7 минут), главный критерий успеха - творчески продуманная практическая деятельность детей. 

Творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рожкова Ольга Олеговна Образовательная прогулка «Исследуем городской парк»

Слайд 2

Цель проекта: Показать коллегам, родителям как можно провести прогулку с пользой для ребенка. Приобщать родителей к образовательной деятельности детей. Рассказать родителям, что прогулка должна быть не только как игра, но и на прогулке можно учиться.

Слайд 3

Задачи проекта: Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных. Развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.

Слайд 4

Участники Г руппа детского сада Семья

Слайд 5

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА МАРШРУТ Методическая подготовка родителей ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ ПРИЕМАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ (при необходимости) РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Слайд 6

Маршрутная карта

Слайд 7

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА МАРШРУТ ПОДГОТОВКА ИГРОВОГО, МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ Дидактический материал (на каждого ребенка) Демонстрационный материал (для ведущего) Рабочие листы Материал для выполнения познавательных действий

Слайд 8

информационно – познавательный блок

Слайд 9

Практическая деятельность

Слайд 10

Продуктивная деятельность

Слайд 11

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОГУЛКИ

Слайд 13

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

Слайд 15

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИМЕРНОЕ СОЗДАНИЕ ОРИГИНАЛА ДОПОЛНЕНИЕ ОРИГИНАЛА СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОЙ КОНСТРУКЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Слайд 16

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НАРИСОВАТЬ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФРАГМЕНТ ПОДОБРАТЬ ЦВЕТОВУЮ ГАММУ ИЗОБРАЗИТЬ ФОРМУ НАРИСОВАТЬ ЗАГАДКУ

Слайд 17

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

Слайд 18

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

Слайд 19

Работа в рабочих листах

Слайд 20

активное участие в коллективных играх исследует, экспериментирует, отмечает результаты

Слайд 21

Образовательная прогулка Информационно познавательная деятельность Игры Эксперименты Поисково-исследовательская деятельность Продуктивная деятельность Работа в Рабочих листах

Слайд 22

Спасибо За внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия "Прогулки по паркам и скверам"

Нравственно– патриотического  воспитания детей подготовительной группы (6-7 лет) через любовь к родному  городу Кронштадту .В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: ...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Путешествие в городской парк в гости к птичкам» ( младший дошкольный возраст)

Методическая разработка «сюжетно-ролевая игра «Путешествие в городской парк в гости к птичкам»Содержит: - теоретические основы сюжетно-ролевой игры. -разработанные ав...

Занятие по рисованию в смешанной технике «Осенний городской парк» (старшая группа)

Занятие в технике смешанного рисования (акварель+ восковые мелки) "Осенний городской парк"...

Интегрированное занятие по физической культуре "Прогулка в городской парк"

Интегрированное занятие по физической культуре "Прогулка в городской парк"...