Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного
возраста посредством дидактических игр»
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного
познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех
видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.
Одной из важнейших особенностей развития детей этого возраста является
развитие ребёнка. Дети начинают понимать смысл высказываний взрослого.
Речь теперь является для них регулятором поведения.
С развитием речи начинает развитие мышления. Для нас это очень важно,
так как обобщённое значение приобретают слова, обозначающие сенсорные
качества предметов – цвет, форму, величину, вкус, вес.
Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они
постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Результатом
проводимых детьми экспериментов являются их первые умозаключения. Дети совершенствуются в способах выполнения заданий. Они переходят от способа «проб и ошибок» к способу «примеривания» и зрительного соотнесения.
На третьем году происходит ускоренное сенсорное развитие. Дети начинают обозначать сенсорные свойства предметов. Теперь, действуя с предметами, они учитывают их форму, величину, цвет, расположение в пространстве.
Выполняя определённые действия, дети могут следовать словесной
инструкции взрослого. Также совершенствуется координация движений руки
под контролем глаза – это открывает новые возможности при выборе
дидактического материала.
Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, дети
приобретают способность сравнивать предметы по качеству, а для этого им
необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает
восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твёрдость, форма, вес
(лёгкий – тяжёлый, температура (холодный – горячий – тёплый, особенность
поверхности (гладкий – шершавый).
Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность
правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус
мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются
познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный
словарь.
Игры с водой («Поздоровайся с водичкой», «Поймай рыбку», «Попади в
колечко», «Водичка дырочку найдёт», «Времена года», «Лёд и вода» и т. д.)
помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук,
повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что
создаёт основу для новых возможностей в формировании умений и навыков.
Пальчиковые игры («Сорока – белобока», «Семья», «Пальчики
здороваются», «Идёт коза рогатая», «На поляне дом стоит», «Замок» и т. д.)
помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне
соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».
Игры имеют развивающее значение, так как дают малышам возможность
«прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного
тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствуют
развитию не только мелкой моторики, но и речи.
Упражнения на нанизывание («Собери пирамидку (матрёшку)», «Собери
бусы», «Светит солнышко» и т. д.) с их помощью у детей развивается умение
самостоятельно чем - то себя занять и производить осмысленные действия с
предметами: собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать банки,
коробки, нанизывать кольца на стержень и др.
Игры на выкладывание (пазлы, кубики – картинки) развивают щипковый
захват указательным и большим пальцами; совершенствует движение «рука –
глаз», развивают воображение, обогащают словарный запас, совершенствуется зрительное восприятие.
В настоящее время достаточно игр на развитие мелкой моторики рук
(шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры выполняют следующие функции:
- развивают мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют
усвоению понятий: вверху, внизу, слева, справа;
- формируют навыки шнуровки;
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двиг...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
quot;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
Консультация для родителей: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
laquo;Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие детей во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот п...
Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственногопознания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всехвидов восприятия – зрительного, тактильно – двигательног...
«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательн...