Конспект родительского собрания «Я-семья-род-народ»
статья

Конспект родительского собрания «Я-семья-род-народ»

 

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Осмыслить основные нравственные ценности;
  • Расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников;
  • Вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка;
  • Способствовать получения опыта содержательного и конструктивного мышления;
  • Увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_ya_semya_rod_narod.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания «Я-семья-род-народ»

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Осмыслить основные нравственные ценности;
  • Расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников;
  • Вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка;
  • Способствовать получения опыта содержательного и конструктивного мышления;
  • Увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

Время проведения:

Форма проведения: посиделки.

Место проведения: музыкальный зал.

Материал: магнитофон, аудиозапись, фломастеры, листы бумаги, ватман, костюмы для персонажей.

Предварительная работа: оформление материалов к выставке по теме собрания; разработка сценария; оформление текстовых и наглядных материалов к собранию; разработка проекта решения; индивидуальные беседы с родителями.

План проведения:

  1.  Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели, задачи родительского собрания).
  2. «Посиделки»
  3. Принятие решения.

Ход собрания:

Звучит музыка «Доброта».

Ведущий: Добрый вечер уважаемые родители! Мы сегодня собрались для того, чтобы поговорить о нравственном воспитании наших детей. Тема нашего собрания «Я–семья–род–народ».

       Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия.  Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.

       Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья.

       Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Для наших детей детский сад – это второй дом. Мы «сроднились» и живем общими заботами и радостями. А чтобы в семье был лад, надо, чтобы в семье были: Доброта, Улыбка, Счастье.

       Предлагаю распределиться на три группы: Доброта, Улыбка, Счастье. Итак, как говорится «Сядем рядком и поговорим ладком»

Посиделки.

Ведущий: Народная мудрость гласит «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

       Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

       Предлагаю поговорить о нравственности, морали, доброте и других нравственных понятиях словами великих людей.

       Мудрые мысли будем читать по очереди.

(На каждом столе лежат листочки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей на тему родительского собрания)

  1.  Мудрые мысли:
  • Воспитание – лучший припас к старости. (Аристотель)
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Лев Николаевич Толстой)
  • Высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. (Александр Владимирович Запорожец)
  • Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. (Эмиль Золя)
  • Лучшие воспитание - это воспитание в детях добра, на основе искренних человеческих отношений. (Владимир Михайлович Бехтерев)
  • Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)
  • На первом месте должны быть Родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники. (Цицерон)
  • От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их! (Леонардо да Винчи)
  • Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе. (Филипп Дормер Честерфилд)
  • Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. (Василий Александрович Сухомлинский)
  • Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье. (Людвиг ванн Бетховен)
  • Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому. (Себастьян Брант)
  •  Семья начинается с детей. (Александр Иванович Герцен)
  • У домов, как и у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность. (Александр Дюма – отец)
  • Человек достигает совершенства через добрые дела, но сделанные не под принуждением. (Владимир Михайлович Бехтерев)
  • Кто людям добро желает, тот сам его добывает. (пословица)
  • Не привыкай к безделью, учись рукоделию.
  • Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь.
  • Нет друга ищи, нашёл – береги.
  • Своя земля и в кулачке родная.
  • Уважай отца и мать – будет в жизни благодать.
  • Уважай себя сам, будут уважать и тебя люди.

Ведущий: Вот сколько мудрых мыслей великих людей мы услышали.

  1.  Фамилии.

Ведущий: У каждой семьи есть своя фамилия. В древности у человека было только имя. Потом от имени отца стали появляться отчества, а уже из отчества и образа жизни берут свое начало фамилии. История фамилии русских народов не так велика, но от этого она не становится менее интересной. История фамилии наших предков поможет вам окунуться в мир прошлого, узнать быт и пристрастия ваших сородичей, расскажет вам о их подвигах и неудачах, поможет больше понять о самом себе и своих близких. Ведь смысл и история фамилии тесно взаимосвязаны друг с другом. И сейчас мы с вами услышим историю фамилии нескольких семей.

(2-3 семьи рассказывают о происхождении своей фамилии)

  1.  Ласковые слова.

Ведущий: Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из употребления. Вспомните, как А. С. Пушкин описывал любимую героиню из сказки «А, как-речь-то говорит, словно реченька журчит…» чем больше будет звучать в нашем доме теплых, ласковых, вежливых слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья.

       Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения. Для группы «Доброта» – слова о маме, группе «Улыбка» - о папе, группе «Счастье» - о старшем поколении. Время на подготовку 1 минута.

(Группы записывают слова, а затем один из представителей группы их зачитывает).

Ведущий: Сколько мудрости, добра и света в названных вами словах! Согревайте свой семейный очаг теплом. Не скупитесь на Добро.

       Слов прекрасных вы знаете много, но всегда ли при детях говорите их? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не скрывайте от детских глаз и ушей свое искренне восхищение, благодарность, заботу, любовь к любому члену вашей семьи. Пусть подобные слова будут главными словами ваших детей.

  1. Игра «Вопросы и ответы».

Ведущий: Сейчас поиграем в игру «Вопросы и ответы». Для каждой группы будут заданы по два вопроса.

Группа «Доброта»:

  • Качества необходимые вашему ребенку, как человеку… (толерантный, отзывчивый, добрый, внимательный, ласковый, общительный…)
  • Нельзя прожить без… (любви, сложности, взаимопонимания, забот…)

Группа «Улыбка»:

  • Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал каким…
  • Если бы вы нашли клад, то…

Группа «Счастье»:

  • В хорошей семье всегда… (любовь, внимание, взаимопонимание, веселье, радость…)
  • Если бы я все мог, то…

Ведущий: Все группы справились с заданием. Я рада, что в ваших семьях царит толерантность, доброта, любовь и внимание.

  1.  Правила поведения.

Ведущий: Установлено, что нравственность ребенка зависит от того, как его воспитывали в годы раннего детства, что заложили в его душу с рождения.

       Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье. Родители для ребенка – камертон: как он прозвучит, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.

       Древняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца и потащил на съедение крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем?» - спросил его отец, «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя» - ответил сын».

       В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она – лишь внешнее проявление культуры. Речь идет о нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень виден на детях.

       Глядя на шестилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».

  • Начинайте утро с улыбки;
  • Не думайте о ребенке с тревогой;
  • Умейте «читать» ребенка;
  • Не сравнивайте детей друг с другом;
  • Хвалите часто и души;
  • Отделяйте поведение ребенка от его сущности;
  • Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности.

Ведущий: Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил». Совместная деятельность – источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребенку понять, осознать свою значимость.

       В старину детей с трехлетнего возраста вводили в мастерство. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства.

       Труд для детей был посильным, но настоящим. Отец несет мешок, сын – мешочек, у мамы веретено, у дочки – веретенце.

       Труд всегда занимал важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами и делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.

       На сегодняшних посиделках всем членам нашей «большой семьи» - свой «урок». Вы будете складывать из бумаги «Птицу», «Цветок», «Сердце».

  1.  Складывание оригами.

Группа «Доброта» - «Птица»

Группа «Улыбка» - «Цветок»

Группа «Счастье» - «Сердце»

Ведущий: В дружной семье любое дело ладиться! Потрудились вы на славу! «Делу время, а потехе час» давайте, немножко отдохнем и поиграем в игру «Закончи пословицу. Поговорку».

  1. Игра «Закончи поговорку, пословицу».

Ведущий: Я начну, а вы продолжите…

  • В гостях хорошо, а … (дома лучше)
  • Не красна изба углами, а … (красна пирогами)
  • Каково на дому, таково и … (самому)
  • Дети не в тягость, а … (в радость)
  • Когда семья вместе, и … (сердце (душа) на месте)
  • Всякой матери свое … (дитя мило)
  • На свете все найдешь, кроме … (отца и матери)
  • Мать кормит детей, как … (земля людей)
  • Нет для человека добрее… (отца с матерью)
  • Семья это … (семь я)

Ведущий: большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений.

       Я предлагаю посмотреть инсценировку рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка», которую подготовили наши родители.

  1.  Инсценировка рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка»

Исполнители: ведущий, бабушка, внучка, девушка Любовь, волшебник.

Бабушка: Внучка, хочу тебе рассказать одну сказку. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на белом свете без подружки. Вот она и обратилась к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет.

Бабушка: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса. Пришла и видит: стоят у сосны пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот, выбирай: одну зовут Радость, другую – Удача, третью -  Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать.

Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой всю жизнь.

Бабушка: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой, как изумруд – зеленые, у третьей, как яхоит – серые, у четвертой, как темный бархат – черные, у пятой, как незабудки – голубые.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

       Вои и вся сказка. Ну, а ты, внученька, кого бы выбрала себе в подружки?

Внученька: Да, пожалуй, Доброты нам часто не хватает.

Бабушка: Правильно, внученька. Людям всегда нужна доброта!

Роли исполняли:

Ведущий: В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький и он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию. Предлагаю обсудить несколько педагогических ситуаций и найти выход из них.

  1.  Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1.

       Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю: «Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с дочкой по улице, я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль.» а она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они умеют терпеть.» откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской, вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее являться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой.» В чем причина?

Ответ: Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать также. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремление к подражанию.

       Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они, взрослые, не требуют ответного внимания к себе.

Ситуация 2.

       Отец м бабушка в День рождения мамы шестилетней Тани дарят подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки. Приносят ей сувениры, как они называют, утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенных ей, не перешли во владение дочери.

«Коробка с конфетами – это Танечке. Сувенир-самовар – то же ей, пригодится в кукольном хозяйстве. А вот из ткани, предназначенной мне на блузку, сошью Тане платье», - говорит мама. «Ты довольна, доченька?» -  обращается она к дочери.

Ответ: Важно, чтобы наши дети не были потребителями радостей. Умение разделять радость другого надо учить ребенка. Маленький ребенок еще не всегда способен проникать радостью другого, быть счастливым от того, что другому хорошо.

Ситуация 3.

     Пятилетняя Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.

- Мама, посмотри, что я принесла! – торопиться поделиться девочка своей радостью, - И у Нины, и у Лени тоже есть веточки!

- Откуда взяли? Наверное, наломали сами? Как вас только в полицию не забрали!

       Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму, что веточки лежали на земле, а небыли сломаны с дерева.

- Лучше не обманывай, все равно проверю.

       Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрение: «Опять соберёшься с Олей домой вместо того, чтобы побегать на воздухе? Смотри, проверю!»

Ответ: Маленькие дети по своей природе открыты и простодушны. От взрослых требуется контроль за поступками тех детей, которые склонны к действиям из подтишка. Однако такую проверку можно делать очень деликатно. Ребенок не должен ощущать на себе довлеющего контроля. Если он то и дело слышит: «Смотри, проверю», «Все равно узнаю» и т.д., то вряд ли можно научить его умению поступать открыто, быть правдивым из внутренних побуждений. Он станет поступать правильно тогда, когда знает, что его не проверят.

     

Ведущий: Я надеюсь, что вы всегда найдете выход из ситуации и детский сад к вам всегда придет на помощь.

10.Подведение итогов собрания.

Ведущий: Ну, что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что они не прошли для вас даром. Будьте добрее друг к другу, берегите своих близких. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Пусть каждая ваша семья станет надежным звеном в цепочке: Я – Семья – Род – Народ!

       Предлагаю ответить на вопрос, что полезного для себя вы узнали на собрании в виде рисунка: вам нужно зарисовать свое мнение в виде общего от группы рисунка и подписать одной фразой.

11.Зарисовка мнения собрания.

       

Ведущий: Предлагаю послушать проект решения собрания.

Решение:

  • Помогать детям, осмысливать нравственные ценности, показывая их не только словами, но и поступками.
  • Оказывать посильную помощь в создании условий в ДОУ и дома для воспитания у детей нравственный ценностей.

       Большое всем спасибо! И наше собрание хочу закончить стихотворением Ольги Высотской «Берегите друг друга»

Берегите друг друга,

Добротой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.

 

 

       

   

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Я –семья –род –народ!»

Описание материала: конспект родительского собрания предназначен для воспитателей средней группы, собрание проводится  первое в учебном году для знакомства с родителями и их сплочения. Применяютс...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ. Тема: «Я – семья – род – народ».

Разговор и рекомендации о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника....

Родительское собрание "Я-семья-род-народ" в старшей группе

Родительское собрание "Я-семья-род-народ" в старшей группе...

Тематическое родительское собрание "Я - семья - род - народ!"

Материал поможет организовать интерестно  собрание для родителей....

Родительское собрание "Я-семья-род-народ"

демонстрация  родителям необходимости обсуждения нравственных и патриотических тем в семье;формирование  нравственной культуры семьи;увлечение родителей разнообразными во время коллективных ...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...