Картотека дидактических игр в старшей группе ДОУ.
картотека (подготовительная группа)

Кадырева Анна Федоровна

Игра является для дошкольников   школой развития познавательных и коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

Старшая группа №9

Познание - коммуникация

Познание – окружающий мир, ознакомление с природой

Познание - математика

Познание – художественно - эстетическое воспитание

«Большие и маленькие»

Цель: учить называть животных и их детёнышей; подбирать к взрослому животному одного или несколько детёнышей; правильно называть в единственном или множественном числе.

Ход игры:  (от 3 до 7 лет)

Детям раздаются карточки с изображением взрослых животных. Затем поочередно показывают карточки с изображением детенышей. Обращать внимание на то, правильно ли ребенок называет детенышей в единственном и множественном числе.

«Противоположности»

Цель: учить детей называть предметы, противоположные по значению; развивать речь, внимание, образную и смысловую память, логическое мышление.

Ход игры:  (от 3 до 7 лет)

Игра 1

В игре участвуют от 2 до 6 человек и ведущий. Карточки с красной рамкой перемешиваются.  Карточки с зеленой рамкой раздаются поровну участникам.  Ведущий берет одну из карточек с красной рамкой, читает слово и показывает картинку участникам игры. Тот из игроков, который считает, что эта карточка подходит к его карточке, называет противоположное слово.

Игра 2

Играют 2-6 человек и ведущий.

Карточки с зелеными и красными рамками выкладываются в два столбика. Задача игроков подобрать карточки, противоположные им по значению. Эта игра командная, победителей и побежденных нет.

«Герои русских сказок»

Цель: научить описывать животных по внешним признакам; закрепить умение ориентироваться во времени (раньше – позже, сначала - потом), закрепить понятие величины (больше – меньше, длиннее - короче); повторить содержание сказок, научиться их пересказывать.

Ход игры: (от 3 до 7 лет)

Игра построена по принципу — подбери соответствие. Игровое поле — карточка с центральной картинкой, обозначающей сказку. Ребенок должен отгадать сказку, вспомнить ее суть и подобрать из множества картинок только те, которые подходят к этой сказке. Для старших детей игру можно устраивать на время. Игра развивает память, мышление, речь, учит пересказу.

«Любимые сказки»

Цель: учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память.

Ход игры:  (от 3 до 7 лет)

Лото «Лето в деревне»

Цель: учить детей называть обобщающие понятия, различать, классифицировать. Формирование интеллекта, развитие мелкой моторики рук, логики, воображения.

Ход игры:  (от 3 лет)

 Игрокам раздаются большие карточки. Затем ведущий по одной достает фишки, а игроки накрывают ими совпавшие картинки на своих карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет фишками все картинки на своей карточке. 

«Нужные вещи»

Цель: учить детей обобщать, классифицировать, подбирать по одному признаку предметы домашнего обихода.

Ход игры: (от 3 лет)

Игрокам раздаются большие карточки. Затем ведущий по одной достает фишки, а игроки накрывают ими совпавшие картинки на своих карточках. Выигрывает тот, кто первым закроет фишками все картинки на своей карточке. 

«Четвёртый лишний»

Цель: учить детей обобщать, сравнивать предметы. Пополнять словарь детей. Классифицировать по одному признаку.

Ход игры: (от 3 лет)

Покажите ребенку карточку. Попросите его найти «лишний» предмет, то есть тот, который не сочетается с другими по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает.

«Животные и их детёныши»

Цель: познакомить детей с дикими и домашними животными, расширять словарный запас, память.

Ход игры:

«Кто где живёт и что ест»

Цель: развитие речи детей, пополнение словарного запаса. Учить детей называть жилища животных, места их обитания и то, что они едят.

Ход игры:

Лото «Дары природы»

Цель: учить детей обобщать, называть, классифицировать по одинаковым признакам овощи, фрукты, грибы, цветы, ягоды.

Ход игры: (от 3 лет)

 В центре игрового поля - сюжетная картинка, на карточках - предметы, изображенные на ней. Задача игроков - правильно подобрать карточки для своих полей.
Игра поможет узнать, какие грибы можно найти в лесу, какие цветы растут в поле и в саду, какие растения относятся к лекарственным. Для каждого поля - свой набор карточек.

«Ассоциации»

Цель: учить детей анализировать, сравнивать, объединять предметы и объекты в группу по общему признаку.

Ход игры: (от 3 лет)

Составить пары из предметов, относящихся друг к другу по характерным признакам.

«Свойства»

Цель: учить детей находить предметы, обладающие одинаковыми свойствами.

Ход игры: (0т 3 до 6 лет)

Правильно собрать каждый блок, определив общее свойство для нарисованных на круглой карточке предметов или героев и присоединив к ней 4 карточки объектов, обладающих тем же признаком. Когда дети научатся правильно собирать все блоки, карточки набора можно использовать для групповой игры в дидактическое лото.

Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий

«Части и целое»

Цель: учить детей воспринимать предметы как совокупность отдельных функциональных деталей, а свойства объекта в целом как совокупность свойств компонентов.

Ход игры: (от 3 до 6 лет)

Правильно собрать каждый блок, определив общее свойство и присоединив 4 карточки объектов, обладающих тем же признаком. Когда дети научатся правильно собирать все блоки, карточки набора можно использовать для групповой игры в дидактическое лото.

Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий. В обучающую игру «Часть и целое» одновременно могут играть от 1 до 10 детей. Если игроков много, важное значение будет иметь элемент соревновательности.

«Что из чего сделано»

Цель: познакомить детей с материалами и изделиями из них.

Ход игры: (от 3 до 6 лет)

Правильно собрать каждый блок, определив общее свойство для нарисованных на круглой карточке предметов или героев и присоединив к ней 4 карточки объектов, обладающих тем же признаком. Когда дети научатся правильно собирать все блоки, карточки набора можно использовать для групповой игры в дидактическое лото.

Рекомендуется начинать с одного задания за один раз, и постепенно увеличивать количество заданий

Лото «Парочки»

Цель: познакомить детей с разными видами насекомых, назвать их.

Ход игры: (от 3 лет до 6)

Карточки нужно перемешать и выложить на стол изображением вниз. Игроки по очереди поднимают по две картинки. Если картинки оказались одинаковыми игрок забирает их себе. Если картинки разные - игрок кладет их на место, но он должен запомнить их. Зная расположение картинок. Он сможет поднимать одинаковые и забирать их себе. Выигрывает тот, кто собрал больше парочек. Может играть и один человек. Тогда он должен собрать все парочки за минимальное время.

Лото «Веселые зверята»

Цель: игра развивает интеллект ребёнка, мелкую моторику, воображение и логику.

Ход игры: (от 3 лет)

Все фишки высыпаются в мешок, а карточки раздаются игрокам.
Ведущий по одной достаёт фишки из мешочка, а участники игры накрывают ими картинки на своих карточках.
Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своей карточке.

Лото «Профессии»

Цель: развитие логического мышления, интеллекта, воображения. Знакомство детей с профессиями и предметами для них.

Ход игры:

Все фишки высыпаются в мешок, а карточки раздаются игрокам.
Ведущий по одной достаёт фишки из мешочка, а участники игры накрывают ими картинки на своих карточках.
Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на своей карточке.

 «Сложи картинку. Времена года»

Цель: учить детей определять последовательность времён года, развивать произвольное внимание, зрительную память, фонематический слух и цветовое восприятие.

Ход игры:

«Сложи картинку. Части суток»

Цель: учить детей распознавать времена суток. Развивать произвольное внимание, зрительную память.

Ход игры:

«Рукавички»

Цель: развитие у детей зрительное восприятие, внимание, мышление, память.

Ход игры:

«Развиваем воображение. Половинки»

Цель: учить детей составлять животное из двух половинок, находить их части от целого.

Ход игры:

«Времена года» (№1)

Цель: развитие внимания, мышления, логики, речи. Закрепить у детей чередование времён года и характерные признаки.

Ход игры:

«Первые открытия»

Цель: развивать логическое мышление, учить составлять предметы, учить детей находить и называть из чего появились (сделаны) те или иные предметы.

Ход игры:

«Времена года» (№2)

Цель: познакомить  детей с особенностями каждого из четырёх времён года, а также с названиями месяцев. Развивать память, наблюдательность, формировать интерес к окружающему миру.

Ход игры:

«Подбери цвет»

Цель: учить детей различать и называть цвет; подбирать по одному, двум и трём признакам; развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры:

«Цифры»

Цель: учить детей соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Развивать внимание, мышление, память.

Ход игры:

«Я читаю – я считаю»

Цель: учить детей называть цифры, выставлять по порядку, находить место цифр, называть «соседей».

Ход игры:

«Мои первые цифры»

Цель: учить детей соотносить цифру и количество предметов. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры:

«Геометрические формы»

Цель: учить детей соотносить знакомые геометрические формы с предметами из ближайшего окружения. Правильно называть геометрические формы.

Ход игры:

«Подбери по форме»

Цель: развивать внимание, память, зрительное восприятие, ассоциативное мышление. Закрепить понятие формы и соотносить её с предметом.

Ход игры:

Лото «Сравни и подбери»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление. Учить сравнивать предметы по величине, цвету и геометрической форме. Расширять словарный запас.

Ход игры:

«Формы»

Цель: учить детей находить и называть знакомые геометрические формы, находить их вокруг.

Ход игры:

«Разноцветные узоры»

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.

Ход игры:

«Народные промыслы»

Цель: познакомить детей с культурными традициями родной страны. Развитие эстетического восприятия. Учить детей находить предметы, относящиеся к той или иной росписи.

Ход игры:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр в старшей группе

Картотека дидактических игр в старшей группе...

картотека дидактических игр для старшей группы

Подборка дидактических игр для старшей группы в виде карточек...

Картотека дидактических игр для старшей группы

Когда это бывает? Цель: Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления.«Составь предложение».  Цель: научить составлять предложения с задан...

картотека дидактических игр в старшей группе

картотека дидактических игр в старшей группе...

Картотека дидактических игр в старшей группе

Данная картотека дает педагогу возможность, быстро и продуктивно провести речевое занятие, которое будет интересным и увликательным....

картотека дидактических игр в старшой группе

подбор материалов в виде карточек...

Картотека дидактических игр в старшей группе

Полная картотека дидактическихх игр для детей старшей группы по развитию речи....