Игровые поля
проект (младшая группа)

Проект "Поиграем малыши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_polya.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Поиграем»

Игровые поля как средство развития режиссерской игры детей раннего возраста

Подготовили воспитатели МБДОУ «ДСКВ № 61» МО г.Братска

Название проекта: «Поиграем» (Игровые поля как средство развития режиссерской игры детей раннего возраста)

Авторы: Исаева Татьяна Анатольевна, Панькова Наталья Расуловна.

Возраст детей: 2-3 года.

Вид проекта по продолжительности: долгосрочный (1 год).

Вид проекта по типу: информационный.

Цель: развитие навыков режиссерской игры у детей раннего возраста посредством использования игровых полей.

Задачи:

  • способствовать зарождению воображения воспитанников в процессе придумывания простейших игровых сюжетов в пространстве игрового поля с использованием игрового и неигрового материала;
  • развивать игровые навыки, связанные с замещением реальных предметов;
  • поддерживать проявление детской игровой инициативы;
  • развивать речь воспитанников на основе озвучивания действий персонажей на игровом поле.

Ресурсы: педагоги, родители.

Оборудование: ткань различного вида, бросовый материал, мелкие игрушки.

Аннотация: Развитие игровых навыков воспитанников тормозится уже в раннем детстве, когда появляется первый вид игровой деятельности – режиссерская игра. Необходимо создавать условия для развития этого вида игры. Мы предлагаем один из приемов  развития режиссерской игры и о влиянии этой деятельности на будущую сюжетно-ролевую игру. В связи с тем, что режиссерская игра в раннем возрасте индивидуальна и требует обособленного пространства, одним из средств ее развития может быть использование игровых полей.

Предполагаемые результаты:

•        сформированность предпосылок  развития воображения в процессе действия с игровым и неигровым материалом на основе разыгрывания простейшего сюжета;  

•        сформированность игровых навыков, связанных с игровым замещением реальных предметов;

•        проявление игровой инициативы, стремления к совместным игровым действиям со взрослым и самостоятельной индивидуальной игре;

•        появление фраз, состоящих из 2-4 слов, простейших диалогов, основанных на озвучивании действий персонажей на игровом поле.

Этапы:

1 этап: Ребенок - зритель

Задача: создать поля, увлечь ребенка новой для него деятельностью.

2 этап: Привлечение ребенка к активным действиям

Задача: слушать и слышать партнера, концентрировать свое внимание, держать в памяти линию сюжета.

3 этап:  Самостоятельная  режиссерская игра

Задача: поддержка детской игровой инициативы.

Ключевые мероприятия проекта: индивидуальная работа, совместная деятельность.

Литература: Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника : книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.

Проект  «Поиграем»

Игровые поля как средство развития режиссерской игры детей раннего возраста

У ребёнка есть страсть к игре,

и её надо удовлетворять.

Надо не только дать ему вовремя поиграть,

но и пропитать игрой всю его жизнь.

А. Макаренко.

Проблема. В последние годы говорят о том, что сюжетно-ролевая игра уходит из жизни детей. Педагоги отмечают бедность игровых сюжетов, скудность и однообразие ролевых действий. Проблема зачастую связана с тем, что развитие игровых навыков воспитанников тормозится уже в раннем детстве, когда появляется первый вид игровой деятельности – режиссерская игра. Если условия, необходимые для развития этого вида игры в раннем возрасте не будут созданы или будут выстроены неадекватно, время для формирования игровых навыков, связанных с придумыванием сюжета игры, использованием предметов-заместителей, формированием ролевой речи будет упущено. К целевым ориентирам раннего возраста в игровой деятельности относятся следующие показатели:

- ребенок в короткой игре воспроизводит действия взрослых, впервые осуществляя игровое замещение;

- ребенок проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях.

Таким образом,  действия педагога в развитии игровой деятельности детей раннего возраста должны быть направлены на организацию привлекательного окружения для развития режиссерской игры, предоставление детям мелкого игрового и неигрового материала, и особой роли взрослого, подающего «импульсы» для развития игры.  В связи с тем, что режиссерская игра в раннем возрасте индивидуальна и требует обособленного пространства, одним из средств ее развития может быть использование игровых полей.

Цель: развитие навыков режиссерской игры у детей раннего возраста посредством использования игровых полей.

Задачи:

  • способствовать зарождению воображения воспитанников в процессе придумывания простейших игровых сюжетов в пространстве игрового поля с использованием игрового и неигрового материала;
  • развивать игровые навыки, связанные с замещением реальных предметов;
  • поддерживать проявление детской игровой инициативы;
  • развивать речь воспитанников на основе озвучивания действий персонажей на игровом поле.

На наш взгляд они выполняют свое основное назначение – создают условия для полноценного развития режиссерской игры детей раннего возраста.

Основная идея создания игровых полей в группе раннего возраста  заключается в развитии первоначальных игровых навыков детей раннего возраста с использованием игрового поля. Данная работа базируется  на принципе поддержки самодеятельной игры воспитанников. В основе ее лежит технология развития игровой деятельности Е. Кравцовой, которая выделяет наличие особого индивидуального пространства для игры как одно из важнейших условий для развития режиссерской игры. Таким образом, игровое поле является условием и средством развития режиссерской игры.

Для формирования первоначальных навыков, связанных с:

•        придумыванием сюжета;

•        использованием предметов-заместителей;

•        формированием ролевой речи

необходимо, чтобы ребенок:

  • в короткой игре воспроизводил действия взрослых, впервые осуществляя игровое замещение;
  • ребенок проявлял самостоятельность в бытовых и игровых действиях.

Поэтому, действия педагога должны быть направлены:

•        на организацию привлекательного окружения для развития режиссерской игры,

•        на предоставление детям мелкого игрового и неигрового материала,

•        особую роль взрослого, подающего «импульсы» для развития игры.

Создавая игровые поля, педагог раскладывает игрушки, но не создает ситуативные игровые сценки, а помогает малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию.

Этапы работы:

1 этап: Ребенок - зритель

Задача: увлечь ребенка новой для него деятельностью.

2 этап: Привлечение ребенка к активным действиям

Задача: слушать и слышать партнера, концентрировать свое внимание, держать в памяти линию сюжета.

3 этап:  Самостоятельная  режиссерская игра

Задача: поддержка детской игровой инициативы.

Использование игровых полей в работе с детьми раннего возраста  предполагает индивидуальную и подгрупповую форму работы.

Организационные механизмы:

  • Индивидуальная работа педагога.
  • Поддержка самостоятельной игровой деятельности.

Индивидуальная работа педагога с воспитанником предполагает обогащение игрового опыта ребенка, стимулирование воспроизведения действий взрослых в игре, поддержку речевого сопровождения игры;

Поддержка самостоятельной игровой деятельности, основана на создании игрового пространства, обогащение мелкого игрового материала и заместителей.

Работа по созданию условий для развития режиссерской игры детей раннего возраста посредством игровых полей направлена на достижение образовательных результатов:

  • сформированность предпосылок  развития воображения в процессе действия с игровым и неигровым материалом на основе разыгрывания простейшего сюжета;  
  • сформированность игровых навыков, связанных с игровым замещением реальных предметов;
  • проявление игровой инициативы, стремления к совместным игровым действиям со взрослым и самостоятельной индивидуальной игре;
  • появление фраз, состоящих из 2-4 слов, простейших диалогов, основанных на озвучивании действий персонажей на игровом поле.

Условия  организации режиссерской игры:  

  • Наличие у ребенка индивидуального пространства для игры (картонные коробки, ширмы).
  • Наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала (кубики и коробочки, мелкие игрушки: машинки, куколки, разные зверюшки, кораблики, деревья и т. п.)
  • Позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. 

Организация игровых полей дает возможность общения и совместной деятельности детей раннего возраста и взрослых, возможность двигательной активности детей и возможность для уединения.

В нашей группе много игровых полей сделано своими руками. Основу игровых полей составляет различный материал.  Это и ковролин, и магнитная доска, и дерево, и обычные лоскуты ткани.

Игровые поля, кроме выполнения своей основной игровой  функции, способствует и  формированию сенсорных способностей у детей, а также обеспечивает ребенку продолжительный и увлекающий процесс познания и манипуляций с предметами, которые могут быть опасны в быту. При этом малыши не только действуют, но и думают. В ходе соотносящих действий совершенствуется мелкая и крупная моторика, восприятие, внимание, память и мышление ребенка. А это является одной из важнейших характеристик  развития познавательной активности детей.

Созданные нами игровые поля вызывают у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной игровой, речевой активности, познавательной  деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей раннего возраста.

Такая игровая среда позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

В ходе реализации проекта отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игровых полей, дети проявляли интерес и желание играть с ними.

Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Съёмные игровые поля поля"

В группе имеются съемные игровые поля: "Южный полюс", "Африка", "Ферма". Эти поля помогают детям в игровой форме запомнить среду обитания разных видов животных....

Педагогическая ценность макета- игрового поля в организации предметно– игровой среды ДОУ.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ...

«Использование игровых полей для развития игровой деятельности дошкольников».

           Обобщение опыта работы по теме: «Использование игровых полей для         развития игровой деятельности дош...

Игровые поля-папки, как условие развития игровых навыков детей раннего возраста

в статье говорится о развитии первого вида игры детей раннего возраста - режиссерской игре. об одном из приемов ее развития и о влиянии этой деятельности на будущую сюжетно-ролевую игру....

Игровое поле, как средство, обеспечивающее формирование и развитие игровых умений.

Игровое поле, как средство, обеспечивающее формированиеи развитие игровых умений....

Мастер класс для родителей «Изготовление маркеров игрового пространства». Конструируем игровое поле своими руками: фотографии и рекомендации.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во мн...

Внедрение игровых полей для развития самостоятельной игровой деятельности детей

Идея использования игровых полей совсем не нова, но воспитатели используют ее редко. Хотя я считаю, что именно они помогают в поиске способов и методов развития фантазии и творчества детей, во взаимод...