«Создание условий для поддержки детской инициативы»
консультация

Якубова Зелиха Фетулаховна

Консультация для воспитателей  «Создание условий для поддержки детской инициативы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

Варианты создания условий для поддержки детской инициативы,

методическое обеспечение, формы и принципы работы.

Инициатива - это частный случай самостоятельности, рассматривается как волевая характеристика поведения человека.

Инициатива - (от французского initiative и от латинского initium - начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить, как почин «первый шаг».

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях п.3 утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициативность - это активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов.

Основные сферы детской инициативы.

Творческая инициатива - предполагает включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление.

Инициатива как волевое усилие - предполагает включенность ребёнка в разные виды продуктивной деятельности        - рисование, лепку,

конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.

Коммуникативная инициатива - предполагает включенность ребёнка во взаимодействие ребёнка со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.

Познавательная инициатива        -        предполагает любознательность,

включенность в экспериментирование, простую познавательную деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовые отношения.

Условия.

1.        Говоря об условиях нельзя не учитывать человеческий фактор.

Мы все разные, но мы все вместе. Необходимо в первую очередь учитывать особенности характера всей группы и каждого ребёнка в отдельности.

Есть выражение феминные дети: они не лидеры, они ведомые, они осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности. Это дети, которые сознательно ограничивают своё исследовательское пространство. Они нуждаются в поддержке, веру в свои силы и возможности. Часто избегают контактов с мускульными детьми - это лидеры, они за всё берутся, всё хотят и умеют,

2.        В каждом возрасте свои приоритеты:

3-4 года - приоритетна сфера инициативы - продуктивная деятельность.

4-5 лет - приоритетна сфера инициативы - познание окружающего мира.

5-6 лет - приоритетна сфера инициативы - внеситуативно-личностное общение.

6-7 лет - приоритетна сфера инициативы - научение.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

Способы поддержания и развития детской инициативы 

1 Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

2. Поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Для поддержания детской инициативы необходимо:

Создание развивающей пространственно-предметной среды - центры развития.

-Центр литературного чтения

-музыкальный

-творчества

-сенсомоторный

-математический

-окружающий мир

-физкультурный

-центр уединения

-экспериментирования

-природный и т. д.

Принципы организации предметно - пространственной среды.

>        Трансформируемость пространства, позволяющая по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

>        Полифункциональность.

>        Доступность - свободный доступ к организованному игровому пространству.

>        Безопасность - материалы и оборудование должны иметь

сертификаты, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.

Формы работы.

Инициатива ребёнка состоит из трёх составляющих.

1.        Побуждающий мотив к новой деятельности.

2.        Руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях.

3.        Принятие ребёнком самостоятельности решений.

Отметим две основные формы работы в данном направлении.

>        Накопление опыта познавательной и коммуникативной деятельности.

>        Развитие познавательных интересов, и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.

Необходимо отметить, то для развития инициативности важно участвовать родителям в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребёнка помочь маме помыть посуду или папе - закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребёнок «лезет помочь». И во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребёнок в чём- то ошибается.

Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребёнка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребёнку самовыражаться и инициировать творческие порыва.

Что нужно знать родителям о развитии инициативы у детей.

>        Пишите и планируйте для ребёнка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование - основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти.

>        Хвалите ребёнка за проявленную инициативу, за необычный способ выполнения дела.

>        Вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребёнка.

>        «Капля камень точит» - ненавязчиво подсказывайте ребёнку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько

>        вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите его за инициативность.

Итак, инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребёнка, а также определённой смелости и рискованности, её развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициатива должна быть разумной и нравственно оправданной.

Литература для изучения:

1. «Открытые возможности, поддержка детской инициативы»

Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю.Белая.

2. «Способы и направления поддержки детской инициативы»

О.А. Скоролупова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"

Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....

Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."

Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

консультация для педагогов «Создание условий для поддержки детской инициативы»...