«Создание условий для поддержки детской инициативы»
консультация
Консультация для воспитателей «Создание условий для поддержки детской инициативы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.64 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
Варианты создания условий для поддержки детской инициативы,
методическое обеспечение, формы и принципы работы.
Инициатива - это частный случай самостоятельности, рассматривается как волевая характеристика поведения человека.
Инициатива - (от французского initiative и от латинского initium - начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить, как почин «первый шаг».
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях п.3 утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность - это активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка, особенно творческой. Инициативный ребёнок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию. Он может включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребёнка отличает содержательность интересов.
Основные сферы детской инициативы.
Творческая инициатива - предполагает включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление.
Инициатива как волевое усилие - предполагает включенность ребёнка в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку,
конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
Коммуникативная инициатива - предполагает включенность ребёнка во взаимодействие ребёнка со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи.
Познавательная инициатива - предполагает любознательность,
включенность в экспериментирование, простую познавательную деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовые отношения.
Условия.
1. Говоря об условиях нельзя не учитывать человеческий фактор.
Мы все разные, но мы все вместе. Необходимо в первую очередь учитывать особенности характера всей группы и каждого ребёнка в отдельности.
Есть выражение феминные дети: они не лидеры, они ведомые, они осторожны, не проявляют инициативы и самостоятельности. Это дети, которые сознательно ограничивают своё исследовательское пространство. Они нуждаются в поддержке, веру в свои силы и возможности. Часто избегают контактов с мускульными детьми - это лидеры, они за всё берутся, всё хотят и умеют,
2. В каждом возрасте свои приоритеты:
3-4 года - приоритетна сфера инициативы - продуктивная деятельность.
4-5 лет - приоритетна сфера инициативы - познание окружающего мира.
5-6 лет - приоритетна сфера инициативы - внеситуативно-личностное общение.
6-7 лет - приоритетна сфера инициативы - научение.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Способы поддержания и развития детской инициативы
1 Поддержка спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
2. Поддержка самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Для поддержания детской инициативы необходимо:
Создание развивающей пространственно-предметной среды - центры развития.
-Центр литературного чтения
-музыкальный
-творчества
-сенсомоторный
-математический
-окружающий мир
-физкультурный
-центр уединения
-экспериментирования
-природный и т. д.
Принципы организации предметно - пространственной среды.
> Трансформируемость пространства, позволяющая по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
> Полифункциональность.
> Доступность - свободный доступ к организованному игровому пространству.
> Безопасность - материалы и оборудование должны иметь
сертификаты, отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям.
Формы работы.
Инициатива ребёнка состоит из трёх составляющих.
1. Побуждающий мотив к новой деятельности.
2. Руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях.
3. Принятие ребёнком самостоятельности решений.
Отметим две основные формы работы в данном направлении.
> Накопление опыта познавательной и коммуникативной деятельности.
> Развитие познавательных интересов, и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
Необходимо отметить, то для развития инициативности важно участвовать родителям в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребёнка помочь маме помыть посуду или папе - закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребёнок «лезет помочь». И во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребёнок в чём- то ошибается.
Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребёнка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребёнку самовыражаться и инициировать творческие порыва.
Что нужно знать родителям о развитии инициативы у детей.
> Пишите и планируйте для ребёнка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование - основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти.
> Хвалите ребёнка за проявленную инициативу, за необычный способ выполнения дела.
> Вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребёнка.
> «Капля камень точит» - ненавязчиво подсказывайте ребёнку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько
> вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите его за инициативность.
Итак, инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребёнка, а также определённой смелости и рискованности, её развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициатива должна быть разумной и нравственно оправданной.
Литература для изучения:
1. «Открытые возможности, поддержка детской инициативы»
Т.Н. Гусева, М.М. Цапенко, Н.Ю. Симонова, К.Ю.Белая.
2. «Способы и направления поддержки детской инициативы»
О.А. Скоролупова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....
Консультация для педагогов "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Консультация для педагогов...
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....
Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."
Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...
Презентация "Создание условий для поддержки детской инициативы "
Консультация для педагогов ДОУ...
«Создание условий для поддержки детской инициативы»
консультация для педагогов «Создание условий для поддержки детской инициативы»...