Программа дополнительного образования "Наш друг Светофор" по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
рабочая программа (подготовительная группа)
Актуализировать знания детей о правилах дорожного движения, используя разные виды деятельности: игра, лепка, аппликация, работа с перфокартами, настольно - печатные игры, сюжетно-ролевые игры. Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pdd.docx | 257.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Пояснительная записка
- Направленность
- Актуальность
- Цель
- Задачи
2. Образовательные области.
3.Принципы реализации программы
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
- Принцип возрастной безопасности.
- Принцип социальной безопасности.
- Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания.
4.Кружковой вид деятельности
- Основные направления деятельности
- Ресурсное обеспечение
5.Этапы реализации
- Работа с детьми
- Методы, способы деятельности педагога
- Форма контроля
6.Организация образовательного процесса
7.Режим кружковой деятельности
8. Тематический план работы кружка
- Задачи
- Показатели развития
10.Заключение
11.Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и около дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственного дома подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: около дома, на улице, по дороге в детский сад. Детям все время приходится следить за движением автомобиля на проезжей части. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Зачастую родители перевозят своих малышей на автомобиле, автобусе. В этих случаях ребёнок выступает в роли пассажира и должен знать основные правила поведения в автомобиле, автобусе и т. д.
Таким образом, проблема «ребёнок на улице города» или «ребёнок и автомобиль» приобретает всё большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.
Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Веселый светофорчик» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Программа «Основы безопасного детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования.
Цель программы — формирование навыков безопасного движения с самого раннего детства.
Задачи:
- создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Методологическая основа:
Образовательные области.
Познание:
- Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными).
- Продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Социализация:
- Развивать игровую деятельность детей.
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
- Безопасность
- Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Коммуникация
- Развивать свободное общение взрослых и детей.
Художественная литература
- Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, загадки.
- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Художественное творчество
- Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, аппликацию).
- Развивать детское творчество.
Принципы реализации программы
«Основы безопасности детей дошкольного возраста»
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плановое, систематически, постоянно.
Реализация данной программы рассчитана на 1 года обучения с детьми подготовительной к школе группы. Она позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Кружковая деятельность состоит из различных видов деятельности:
- Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- Самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий);
- Практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетно-ролевые, с правилам, дидактические и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Кружок проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Основные направления деятельности:
Создание условий; работа с детьми;
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении
2. Наглядный материал:
- Транспорт различного функционального назначения;
- Настольно-печатные игры;
- Дидактические игры по ПДД;
- Плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- Атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- Дорожные знаки.
3. Методический инструментарий.
Этапы реализации
Работа с детьми
При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:
- В обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);
- Наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- Словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видео метод – ИКТ (просмотр, обучение).
- В воспитании - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);
- Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Формы работы:
Занятия в кружке по ПДД.
Беседы-диалоги.
Целевые прогулки.
Чтение литературы.
Игровые тренинги.
Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах.
Игровые викторины.
Автогородок
Дидактические игры по ПДД.
Кружок проводится 1 раз в неделю, по 30 минут, итого 30 занятий. В подготовительных группах 4 и 6 .
Месяц | Неделя | Тема | Форма | Цели | Содержание | Оборудование |
Сентябрь Октябрь
Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
| 1. | Вводное занятие | Беседа | Выявить у детей знания о транспорте, о правилах дорожного движения, о дорожных знаках; правилах поведения пешеходов и пассажиров. | Рассматривание дорожных знаков, сюжетных картин, с дорожными ситуациями. | Сюжетные картины, с дорожными ситуациями, дорожные знаки «Остановка», «Пешеходный переход», «Осторожно дети», « Переход пешеходов запрещен» |
2. | Правила поведения пешеходов. | Беседа Игровое упражнение « Зебра» | Расширять знания о правилах поведения пешеходов на дороге; воспитывать ответственность. | Педагог задает вопросы: Кто такой пешеход? Где идут пешеходы? Какой стороны нужно придерживаться? Почему? Как нужно вести себя на улице? Кто на иллюстрациях ведет себя не правильно? Как бы вы повели себя в данной ситуации? | Рассматривание иллюстраций – сюжетных картинок с пешеходами. | |
3. | Дорожная азбука | Экскурсия Знаки: предупреждающие, указывающие, запрещающие, говорящие. | Познакомить детей с дорожными знаками: «Осторожно, дети», « Телефон », « Пункт питания», «Пешеходный переход», « Пункт медицинской помощи». | Прогулка по одной из улиц города; рассматривание знаков, дети назовут знакомые для них знаки; Научится с детьми разделять знаки на соответствующие категории. | 2 красных флажка. Иллюстрации знаков. | |
4. | Дорожный знак | Рисование | Повторение знаний с прошлого занятия о разных категориях знаков; закрепить знания о дорожных знаках и их предназначениях. | Дети по выбору рисуют знак. Потом отвечают на вопросы: Какой это знак ( указывающий, предупреждающий , запрещающий) Что он обозначает? | Примеры дорожных знаков, листы, цветные карандаши. | |
1. | Школа пешеходов | Беседа Игра « Угадай транспорт», П\И « Мы водители» | Познакомить детей с пешеходным светофором, развивать внимание, воспитывать грамотного пешехода. | Рассказ о пешеходном светофоре, о его особенностях. | Два макета светофоров: пешеходный и транспортный. | |
2. | Три сигнала светофора | Инсценировка | Закрепить знания о сигнальных светофорах; развивать выразительность речи. | Дети огоньки, инсценируют стихотворение «Три чудесных света» | Светофор (макет), цветные круги (красный, желтый, зеленый) | |
3. | Дорожные нарушения | Беседа + просмотр презентации. Игра «Играй, да смекай» | Закрепить знания сигналов светофора, учить ориентироваться детей в создавшихся ситуациях. | Рассматривание иллюстраций, составление рассказа по опорным картинкам и вопросам. | Просмотр презентации. | |
4. | Мы идем через дорогу | Практическая работа | Закрепление знаний детей ПДД | Раскрась кружок в красный цвет, где дети не правильно переходят через дорогу, в зеленой - возле тех, кто поступает правильно. Положи фишку там, где дети выбрали правильное место для игры. | Перфокарты « Мы идем через дорогу», « Это должен знать каждый» | |
1. | «Станция технического обслуживания» | Д/И | Познакомить детей со знаком «Станция технического обслуживания», развивать умение складывать целое из частей. | По команде дети группой составляют картинку из 6 частей. | Разрезные картинки; знак станция технического обслуживания. | |
2. | Машины специального назначения | Рассказ педагога | Дать детям представление о машинах специально назначения, объяснить для чего они нужны. | Рассказ педагога, рассматривание игрушек. | Игрушечные машины спец.назначения. | |
3. | Игра - викторина | Занятие игра | Закрепление знаний дорожных знаков, правил дорожного движения. | Игры с макетом дороги; Д\И « Какой знак» | Макет дороги, дорожные знаки, машины. | |
4. | Машины на нашей улице | Беседа Коллективная аппликация | Расширять представление детей о пассажирском транспорте, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. | Знакомство детей с правилами поведения в общественном транспорте. Где ожидаем транспорт? Как найти остановку? Что общего между автобусом и троллейбусом? Чем трамвай отличается от автобуса и троллейбуса? | Рассматривание пассажирского транспорта. | |
1. | Мы идем через дорогу | Практическая работа | Закрепить правила перехода через дорогу ( как обходить автобус, трамвай, троллейбус) | Предложить детям указать зеленой стрелкой как безопасно перейти через дорогу мальчику. | Перфокарты «Мы идем через дорогу» | |
2. | Водители, на старт! | Игра - соревнование | Развивать ловкость, смекалку, быстроту реакции; закрепление правил дорожного движения пешеход и автомобилистов. | Ситуативная игра « Случай на дороге»; «Зебра» | Игрушечные рули, макет «зебры» | |
3. | Здравствуй улица! П/И «Перекресток» | Виртуальная экскурсия ( просмотр презентации) | Дать представление детям о перекрестке; развивать зрительное внимание; воспитывать чувство ответственности. | Объяснить понятие «перекресток», рассказать и объяснить о том, что перекресток самое опасное место. | ||
4. | Умные машины. Закончи предложение. | Игра | Расширять у детей знания о воздушном, водном, наземном транспорте; развивать речь, фонематический слух. | Дети выбирают свою группу транспорта, к конце игры объясняют их выбор. | Разрезные картинки с различными видами транспорта. | |
1. | Мой дом – моя улица. | Рисование | Закрепить у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления | Рассматривание иллюстрации «Моя улица», по выбору детей рисуют сюжет. | Раздаточный материал для рисования. | |
2. | Это должен каждый знать обязательно на «пять»! | Викторина «Что?» «Где?» «Когда?» | Закрепить знания ПДД и умение соблюдать их в жизни; развивать мышление, речь, память. | См.приложение, стр.117 | Медали награждения. | |
3. | Набери правильный номер | Д/И + словесная игра «Найди ошибку» | Закрепить знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, полиция. Развивать мышление, речь, память. | Предложить детям по алгоритму набирать номер пожарной, скорой, медицинской помощи, составь рассказ о машинах специального назначения. | Игрушечный телефон, иллюстрации спец.машин. | |
4. | О чем разговаривает улица. | Беседа + заучивание считалки | Углубить знания детей о дорожных знаках; развивать мышление, речь, внимание, умение оказывать помощь друг другу. | Разделить знаки на 4 группы. | Макеты дорожных знаков. | |
1. | Световые сигналы автомобиля | Просмотр видео | Дать представление детям о световых сигналах автомобилей, воспитывать безопасное поведение на дорогах. | Световые сигналы автомобиля предупреждают других водителей и пешеходов о своих дальнейших действиях (поворот, обгон, остановка). | ||
2. | Грузовая машина | аппликация | Развивать умение у детей правильно располагать заготовки грузовика, рассказывать о последовательности. | Рассматривание игрушки – грузовик, вслух выделяют основные детали, их форму, вырезают части из цветной бумаги. В анализе дети рассказывают о своей работе. | Цветная бумага, ножницы, клей, клеенки. | |
3. | Работа сотрудника ГИБДД | Беседа | Познакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать умение понимать сигналы регулировщика. | Кого регулирует сотрудник ГИБДД? Что он держит в руке? | Два красных флажка | |
4. | Твой приятель светофор | КВН | Закрепление знаний ПДД. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода. | |||
1. | Сигналы регулирования дорожного движения | Практическая работа | Закрепить знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты; развивать внимание, память. | «Раскрась сигналы светофора, которые соответствуют позам регулировщика. | Перфокарта « Сигналы регулирования дорожного движения» | |
2. | Автомобиль | Чтение + угадай ребус (Игра) | Познакомить с произведение Н.Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. | Рассматривание иллюстраций по прочитанной книге, беседа по прочитанному. | Книга Н.В Носова «Автомобиль» иллюстрации к рассказу. | |
3. | История транспорта | Беседа + просмотр презентации | Расширять знания о истории транспорта; развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. | Просмотр презентации о старинном транспорте, в сравнении с настоящим. | Презентация | |
4. | Итоговое занятие Кто больше знает? | Викторина | Развивать внимательность, мышление, сообразительность. | За каждый правильный ответ ребенок получает – фишку. В конце игры педагог подводит итог, называет победителя. | Фишки, поощрительные медали. | |
1. | Дорожные ловушки | беседы | Обучать соблюдать детей ПДД; учить ориентироваться в создавшейся ситуации. | Дети разрешают проблемные ситуации: « Как бы ты повел себя на их месте? Почему?» | Перфокарты, плакаты. | |
2. | Путешествие в страну дорожных знаков | Праздник | Создавать положительный настрой у детей; вызывать желание знать и соблюдать ПДД | Дорожные знаки попали в беду, дети их выручают с помощью отгадывания загадок, пения, исполнения танцев, стихов. | ||
3. | Найди ошибку Улица (конструирование) | Словесная игра | Развивать умение находить ошибки и исправлять ее; развитие воображение, мышления. | Пример игры «Забибикала малина- у меня спустила шина»! | Книга М. Дружинина « Моя улица» | |
4. | Мы пешеходы. Мы- водители! | Игра | Закрепить знания ПДД и умение соблюдать их в игре. | |||
1. | Автогородок | игры | Закреплять правила перехода через дорогу, развивать внимательность, умение ориентироваться на дороге. | Выбираем среди детей регулировщика, который с помощью жезла регулирует движение на дороге. | Макеты дорожных знаков, велосипеды, самокаты. | |
2. | Правила движения, достойны уважения. | Коллаж | Закреплять правила ПДД, умение их применять в окружающей жизни. | Знаки дорожные. | ||
3. | Сигналы регулирования дорожного движения. | Практическая работа | Закреплять знания детей о сигналах регулировщика. | С помощью сигналов светофора определить, какой соответствует сигналу регулировщика. | ||
4. | Итоговое | Праздник итоговый | Уточнить объем знаний и навыков полученных за год обучения. | Встреча со сказочным героем, дети помогают ему разобраться в правилах ПДД. | Картинки с дорожными ситуациями, плакаты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с правилами дорожного движения.
Формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизм,примерная тематика целевых прогулок.Обучение основам безопасного поведения во всех возрастных группах....
Статья "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"
Именно на этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации....
План работы ДОУ по профилактике дорожно –транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Основные задачи. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении. ...
Программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Школа маленького пешехода»
Программа нацелена на решение значимой проблемы современного общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной среды....
Программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма "Зеленый огонек"
АктуальностьПрограмма «Зеленый огонек», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах села и города.Статистические данны...
Авторская рабочая программа дополнительного образования ДОУ в сфере профилактики дорожно-транспортного травматизма «Юный пешеход» на 2022-2026
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...