ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
Многие опытные воспитатели пересматривают свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка. Перестройка системы дошкольного образования, проявление тенденции к обновлению и обогащению воспитательно-образовательной работы, внедрении инновационных технологий в практику работы детских садов в дошкольном учреждении и послужило идеей для написания данной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Требования к молодым педагогам | 33.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чанчикова А.А.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого Автономного Округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
г.Муравленко
«Современному ребенку - современного воспитателя!»
Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической, социально-культурной сферах нашего общества требуют высокого уровня качества подготовки молодых специалистов, нового понимания задач профессионального образования.
В системе дошкольного образования данные изменения ощущаются, прежде всего, принципиальным обновлением системы образования, высокими требованиями к педагогом дошкольных учреждений, перестройкой педагогической науки, запросами современного общества.
Многие опытные воспитатели пересматривают свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка. Перестройка системы дошкольного образования, проявление тенденции к обновлению и обогащению воспитательно-образовательной работы, внедрении инновационных технологий в практику работы детских садов в дошкольном учреждении и послужило идеей для написания данной статьи.
Перестройка системы образования на прямую влияет на уровень профессиональной подготовки как воспитателей, так и молодых специалистов. Изменения в образовательных стандартах влекут за собой изменения требований работодателей к уровню качества подготовки воспитателей. Поэтому основной целью стоящих перед образовательными учреждениями дошкольного образования является качественная подготовка высококвалифицированных, творчески мыслящих специалистов в широком диапазоне предметных областей, способных осваивать и применять в работе современные технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста, владеющих системным подходом к решению разнообразных информационно-технических, психолого-педагогических, социально-экономических, гуманитарных задач, позволяющим выпускникам не только гибко адаптироваться к меняющимся потребностям внешней среды, но и активно ее преобразовывать, создавая новые возможности.
Новый авторский продукт Е.Ямбурга «Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание)», содержит требования к трудовым функциям педагога: обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Стандарт возник по мнению автора, как ответ на угрозы и вызовы времени. Авторы документа, вместе с тем, считают, что российская школа к работе по стандарту не готова и указывают на целый ряд проблем, которые так же могут учитываться при оценивании молодого специалиста:
- в связи с введением ФГОС дошкольного образования, очевиден тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и детальная работа в этом направлении.
- Проблема переобучения воспитателей, так как в век технологизации современным детям нужен другой образовательный подход.
- Изменились дети. Воспитатель должен уметь работать с одаренными детьми, и с детьми с особыми образовательными потребностями, и с детьми различных национальностей.
- Содержание самого образования. Подчеркивают необходимость создания и внедрения первоочередных, соответствующих стандартам условий.
Согласно этому проекту педагог дошкольного образования должен знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС дошкольного образования, знать этапы развития ребенка и становления (ведущий) деятельности на разных возрастах, так же педагог должен уметь организовывать коллективную и индивидуальную деятельность дошкольника, владеть теорией и педагогическими методиками воспитания детей, участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, уметь устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника для решения образовательных задач, владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Для определения профессиональных качеств молодых специалистов нами было взято за основу исследование кандидата педагогических наук Полетаевой О.В., посвященное теме: «Развития аутокомпетентности педагогов на стадии профессионального обучения и стадии адаптации к образовательной организации», данное исследование проводилось на базе Муравленковского многопрофильного колледжа (ЯНАО) на протяжении 6 лет, которое может помочь сделать вывод о сформированных компетенциях будущих специалистов и заострить внимания на отстающих позициях.
Известный ученый Зеер Э.Ф. считает аутокомпетентность одной из основных компонентов профессиональной компетентности специалиста. Под аутокомпетентность мы понимает совокупность знаний человека о себе, а также умений и навыков, приводящих к повышению уровня самопознания, саморегуляции и самореализации как внутреннего резерва саморазвития; способность личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов.
Исследование показало, что не у многих специалистов данные компетентности развиты. Так например: рефлексия практических занятий в исследовании, в части коммуникативной компетентности показала «низкий уровень эмпатийности будущих педагогов (специальность «Дошкольное образование») на старте исследования фиксировался у 67% участников. Результаты диагностики индивидуального профиля аудитора показывали, что лишь 25% (в отдельных группах 33%) студентов имели высокие показатели «умения слушать». Имея низкий уровень коммуникативных качеств мы получаем полный комплект неблагоприятных качеств для будущей деятельности педагога, это выражется в неумении слушать, не умении проявлять эмоции, отсутствием эмпатийности.
В качестве средств самодиагностики студентам на разных этапах обучения в колледже предлагались методики оценки психических познавательных процессов. «Серьезные нарушения фиксировались у участников по результатам диагностики с использованием методики «Корректурные пробы»: объем, распределение, концентрация внимания соотносятся с высоким уровнем лишь у 7% участников, низкий уровень показали 42% участника исследования, из их числа 22% участников по результатам наблюдения характеризуются отсутствием произвольности в поведении – критический показатель для представителей профессий и специальностей социономического типа.»
В исследовании в части индивидуально-типологических особенностей с использованием метода диагностики акцентуаций характера (по К. Леонгарду) выявилось, что акцентуации, избравших профессию воспитателя часто сочетались, давая наихудших прогноз в плане сохранности психического здоровья в условиях работы с воспитанниками в дошкольных образовательных учреждениях.
Исходя из некоторых данных исследования можем сделать вывод о слабо развитых позициях бедующих педагогов, это: низкий уровень коммуникативной компетентности, отсутствие произвольности в поведении, не умение взять на себя обязанности старшего и нести за это ответственность, не уверенность в себе и своих силах, характерный индивидуализм и эгоцентризм, и это не смотря на высокий уровень подготовки специалистов.
И тогда, помимо получения профессиональных знаний, компетенций, в образовательном учреждении, бедующий педагог в процессе обучения должен быть мотивирован на соответствие глобальным вызовам стоящим перед образованием, то есть быть готовым к саморазвитию, реализовывать идеи и принципы опережающего образования, развивать информационную культуру, ведь современное общество нуждается в личности, которая демонстрирует в себе аутентичность: уверенность, отзывчивость, правильную реакцию на критику, сочетание в себе таких качеств как лидерство, способность принимать решения и нести за них ответственность.
Таким образом, примерный перечень качеств требуемый работодателем от молодого специалиста может выглядеть примерно так:
- исследовательский интерес и стремление к новаторству
- социальная мобильность
- способность к постоянному обучению и переобучению
- лидерские качества
- креативное, творческое мышление
- соблюдение здорового образа жизни
- коммуникативная компетентность
- профессиональная ответственность
- адекватная самооценка
В заключении хотелось бы вспомнить слова А. С. Макаренко «Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог. И каждый из педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора». То есть в становлении профессиональных качеств очень велика роль самовоспитания малодого педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бим-Бад Б. М. О проекте профессионального стандарта педагога
http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1967&binn_rubrik_pl_articles=176
2. Деркач А.А. [Развитие ценностной сферы профессионала.- М.: РАГС, 2001, -483с.]
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций.- М.:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 240с.
4. Полетаева О.В. [Развитие педагогической аутокомпетентности стредствами самодиагностики// Вестник волжского университета имени В.Н.Татищева. -2014. – С. 157-159]
5. Скворцов Е. [Профессиональный стандарт педагога что должен уметь учитель ХХI века//Вестник образования. 2014.- №19.-С. 4-8.]
6. Ямбург Е.А. «Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание)
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"
Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...
Консультация для молодых специалистов дошкольного образования.
Виды дидактических игр для всестороннего развития ребенка....
дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохран...
Семинар-практикум для молодых педагогов дошкольного образования «Конструирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС»
Обучающий семинар-практикум разработан педагогом-наставником муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №15" Константиновой Т.В. Семинар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по организации наставничества с молодым специалистом дошкольного учреждения
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. П...
Рабочая программа По организации наставничества с молодым специалистом дошкольного учреждения «Путь к успеху»
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию...