КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по развитию речи для детей среднего возраста
картотека (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi.docx | 49.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
по развитию речи
для детей среднего возраста
«Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?». Дети отвечают: «Нет».
А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
«Дай определение словам»
Цели: Активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход: Я начну, а ты закончи:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой?) – веселый, долгожданный.
«Кто как разговаривает?»
Цели: Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит
Тигр (рычит)
Змея (шипит)
Комар (пищит)
Собака (лает)
Волк (воет)
Утка (крякает)
Свинья (хрюкает)
Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает:
«Кто рычит?»,
«А кто мычит?»,
«Кто лает?»,
«Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цели: Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. педагог:
- Дети, кто живёт в дупле? (Белка)
- Кто живёт в скворечнике? (Скворцы)
- Кто живёт в гнезде? (Птицы)
- Кто живёт в будке? (Собака)
- Кто живёт в улье? (Пчёлы)
- Кто живёт в норе? (Лиса)
- Кто живёт в логове? (Волк)
- Кто живёт в берлоге? (Медведь)
Вариант 2. педагог:
- Дети, где живёт медведь? (В берлоге)
- Где живёт волк? (В логове) и т.д.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Доскажи слово»
Цели: Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го.
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
«Какая, какой, какое?»
Цели: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
«Закончи предложение»
Цели: Учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
«Кто больше назовет действий?»
Цели: Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
«Подбери слово»
Цель: Учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.
Правила: подбирать наиболее точные слова.
Ход: Воспитатель приносит куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более понятен.
Марина: Я купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Я еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Я нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз был очень (вкусный).
Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано неверно, педагог поднимает желтую карточку.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Какое что бывает?»
Цели: Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход:
Педагог: Расскажите, что бывает:
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
«Игра в загадки»
Цели: Расширять запас существительных в активном словаре.
Ход: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
«Кто как передвигается?»
Цель: Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: Педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Педагог: «Дети, собака что делает?» (стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит)
- Кошка что делает?
- Мышка…? И т.д.
«Горячий – холодный»
Цель: Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. Педагог:
-Горячий (холодный)
-Хороший (плохой)
-Умный (глупый)
-Весёлый (грустный)
-Острый (тупой)
-Гладкий (шероховатый)
«Что происходит в природе?»
Цель: Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна».
Педагог:
- Дети, солнце – что делает? (Светит, греет)
- Ручьи – что делают? (Бегут, журчат)
- Снег – что делает? (Темнеет, тает)
- Птицы – что делают? (Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни)
- Капель – что делает? (Звенит, капает)
- Медведь – что делает? (Просыпается, вылезает из берлоги)
«Закончи предложение»
Цель: Развивать умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.
Ход:
Предложить детям закончить предложения:
Мама положила хлеб…куда? (В хлебницу)
Брат насыпал сахар…куда? (В сахарницу)
Бабушка сделала вкусный салат и положила его…куда? (В салатницу)
Папа принес конфеты и положил их…куда? (В конфетницу)
Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)
Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собак)
«Испорченный телефон»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание.
Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Ход: Шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка.
Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду.
«Выдели слово»
Цели: Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок)
Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.
«Кто может совершать эти действия?»
Цели: Активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Педагог:
- Идёт (человек, животное, поезд, пароход, дождь…)
- Бежит (ручей, время, животное, человек, дорога…)
- Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…)
- Плывёт (рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…)
«Из чего сделано?»
Цель: Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Педагог:
- Рукавички из меха (меховые)
- Таз из меди (медный)
- Ваза из хрусталя (хрустальная)
- Рукавички из шерсти (шерстяные)
«Кто кем был?»
Цели: Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч педагогу, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом
Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком
Шкаф – доской
Корова – телёнком
Велосипед – железом
Дуд – жёлудем
Рубашка – тканью
Рыба – икринкой
Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой
Дом – кирпичём
Лягушка – головастиком
Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
«Что бывает осенью?»
Цель: Учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: На столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.) Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цели: Подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Педагог:
-Красный (мак, огонь, флаг)
-Оранжевый (апельсин, морковь, заря)
-Жёлтый (цыплёнок, солнце, репа)
-Зелёный (огурец, трава, лес)
-Голубой (небо, лёд, незабудки)
-Синий (колокольчик, море, небо)
-Фиолетовый (слива, сирень, сумерки)
«Чья голова?»
Цель: Расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.
«Кто у кого?»
Цель: Употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
Ход:
Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У медведицы - …», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «медвежонок, медвежата».
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
«Кто что любит?»
Цель: Закрепление формы винительного падежа существительных.
Ход: Выберите животного и подберите ту картинку что любит: заяц - морковка, козел - капуста, медведь - малина, мед, рыба, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
«Чудесный мешочек»
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход: Скажем детям примерно следующее:
«К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.)
Какая морковка? (Длинная, красная.)
Кладем морковь на стол.
А это что? (Огурец.)
Какой огурец? (помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная.
Что это? (Морковь.)
Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.)
Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор)
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи.
Что осталось? (Яблоко.)
Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания.
«Четвёртый лишний»
Цели: Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.
Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. Тарелка, стакан, корова, чашка. Чашка, стакан, тарелка, кружка.
«Один – много»
Цель: Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример: Стол – столы; стул – стулья; гора – горы; лист – листья; дом – дома; носок – носки; глаз – глаза; кусок – куски; день – дни; прыжок – прыжки; сон – сны; гусёнок – гусята; лоб – лбы; тигрёнок – тигрята.
«Подбери признаки»
Цель: Активизация глагольного словаря.
Ход: Педагог задаёт вопрос: «Что умеют делать белки?». Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу.
Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Кто больше действий назовет»
Цели: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.
Материалы: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Ход: Приходит любой герой и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках.
Например:
- что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);
- что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);
- что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);
- что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);
- что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать...);
- что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);
- что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...)
Варианты: Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Животные и птицы»
«Добавь слово»
Цель: Учить находить нужное по смыслу слово (глагол).
Материалы: кукла Лена.
Ход: Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Лена. Она тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Лена, дети должны будут сейчас угадать.
Лена:
Я умею постель (заправлять, убирать).
Я умею пол ... (подметать).
Я умею пыль ... (вытирать).
Я умею посуду ... (мыть, полоскать).
Я умею постель ... (застилать).
Я умею цветы ... (поливать).
Я помогаю стол ... (накрывать).
Я помогаю тарелки ... (расставлять)
Я помогаю вилки ... (раскладывать)
Я помогаю крошки ... (сметать)
Я помогаю комнату ... (убирать)
При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Лена).
«Животные и их детёныши»
Цели: Закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цели: Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Подбери словечко»
Цель: Развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Ход:
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.
«Обобщающие понятия»
Цели: Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход:
Вариант 1. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Педагог:
- Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. Педагог:
- Огурец, помидор - овощи.
«Хорошо – плохо»
Цели: Знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: Педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: Развитие слухового внимания, остроты слуха.
Ход: Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)
«Назови ласково»
Цели: Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол-столик, ключ-ключик.
Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка.
Голова-головка, картина-картинка.
Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.
Кукла-куколка, свёкла-свёколка.
Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка.
Платье-платьице, кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: Педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример: Один стол – пять столов; Один слон – пять слонов; Один журавль – пять журавлей; Один лебедь – пять лебедей; Одна гайка – пять гаек; Одна шишка – пять шишек; Один гусёнок – пять гусят; Один цыплёнок – пять цыплят; Один заяц – пять зайцев; Одна шапка – пять шапок; Одна банка – пять банок.
«Угадай, кто позвал?»
Цель: Различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: Водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
«Оркестр»
Цель: Образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.
Материалы: Игрушки: заяц, барабан, балалайка, гармонь, волчок, дудочки, звоночки, бубны, погремушки.
Ход: Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою речь действиями с игрушками.
Зайку сделали из плюша.
У него большие уши
И особенный талант —
Этот зайка — не зазнайка,
Этот зайка — музыкант.
- Зайка привез с собой много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка. Это наша ... (балалайка)
(Тот, кто отгадал первым, получает игрушку. Этот ребенок будет играть у зайки в оркестре)
- Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах:
В руки ты ее возьмешь.
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее? (Гармонь)
Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Все на ней играете
И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду.
Да-да, да-да.
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка)
- Заяц принес музыкальный волчок. (Взрослый показывает волчок, вместе с зайцем подходит с ним к детям и запускает.)
Волчок музыкальный
Поет и жужжит.
Волчок музыкальный
По кругу бежит.
Он вертится, вертится,
Вертится ловко!
И вдруг ни с того
Ни с сего — остановка.
— Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты хочешь поиграть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, погремушки.
— Дети, звоночки что делают? (Звенят.)
— Погремушки? (Гремят)
— Барабан? (Барабанит)
— Дудочки? (Дудят)
Дети, ответившие правильно, получают игрушки.
- Оркестр получится большой. Играйте, дети, хорошо.
(Э. Мошковская «Какие бывают подарки»)
«Профессии»
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Материалы: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Ход: Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
- Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб)
- А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь)
- Кто лекарства отпускает? (Аптекарь)
- Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной)
- Кто ее продает, наконец? (Продавец)
- К нам приходит с письмом прямо в дом — кто же он? (Почтальон)
- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он ... (Солдат.)
- Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал — хорошо и честно трудиться.
«Кто больше скажет о профессии»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.)
Ход: Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».
- Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы думаете, какая профессия у Ольги Васильевны, которая нам готовит обед?
Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии?
Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?
- Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
- А что делает врач?
- Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.
- А что делает портной?
-Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.
(строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия)
«Что было бы, если...»
Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного наклонения глаголов.
Ход: Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы:
— Почему все вещи убежали от Федоры?
— Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, поломали?
— А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?
— Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало?
— Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер?
— А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?
«Летели кукушки»
Цель: Использовать глаголы в связной речи.
Ход: Из числа играющих выбирают кукушек (2—3 ребенка), которые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:
- Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились,
Головками вертели, Крыльями махали
-А куда летели. Так и не сказали! (Н. Колпакова)
Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Затем ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны сами придумать ответ. («Мы летели в другой лес»; «Мы ищем своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими вопросами: «А когда вы вернетесь?»; «Почему вы улетаете так далеко?» И т. п. Таким образом создаются условия для импровизированного диалога.
«Гуси»
Цель: Использовать в речи однокоренные слова.
Материалы: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.
Ход: Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки):
- Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.
- А это — мама... гу...сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.
Тот, кто с гусятами близко знаком.
Знает: гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним ни за что не пойдет босиком.
(В. Берестов. Гуси)
- Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».
«Вот когда я взрослым стану»
Цель: Развивать чувство юмора, речь.
Ход: Детям читают стихотворение В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения.
Вот когда я взрослым стану
И купаться захочу,
Влезу сам в большую ванну,
Оба крана откручу.
Сам потру живот и спинку
И веснушки на носу.
Заверну себя в простынку
И в кроватку отнесу!
Затем им предлагают пофантазировать — рассказать, что будут делать они, когда станут взрослыми.
«Разноцветный сундучок»
Цель: Учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материалы: Сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.
Ход: Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» и т. п.
Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.
«Дай действия словам»
Цель: Активизация словаря, развитие связной речи, внимания.
Ход: Я начну говорить, а ты закончи:
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает...
Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…
«Наоборот»
Цель: Формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Ход: Я начну, а вы продолжите:
Веселый праздник – грустный
Большой подарок – маленький
Светлое небо –...
Чистое платье –...
Хорошее настроение –...
Теплая погода -...
«С мишкой»
Цель: Учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении.
Материал: медвежонок, кровать.
Ход:
- Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.
Дети просят мишку употребляя глагол ЛЯГУ, усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой.
«Я начну, а ты закончи»
Цель: Активизировать в речи предлога У.
Ход:
-Красивое платье у кого? (У Зины)
-Синий флажок у кого? (У Саши) и т.д.
«Где мишка искала свой мяч?»
Цели: Привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.
Ход: Воспитатель спрашивает, дети отвечают:
- Что делает мишка? (спит)
- Где спит мишка? (на кровати)
- Что сейчас делает мишка? (встал)
- Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)
- Где он сидит? (на кровати)
- Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом...)
«Что за предмет?»
Цель: Учить называть предмет и его описывать.
Ход: Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»
«Угадай игрушку»
Цели: Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход: На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: Учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход: Воспитатель: «У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки».
«Назови как можно больше предметов»
Цель: Упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения). Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.
«Слова-товарищи»
Цель: Развивать речь ребенка, обогащая ее.
Ход: Предложите ребенку назвать слова, которые звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Например:
Холодный – ледяной, морозный, студёный.
Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
«Потому что…»
Цель: Учить включать в речь союзов и предлогов с целью сделать речь плавной, логичной, цельной.
Ход: Взрослый предлагает ребенку рассуждая, ответить полным ответом на вопрос.
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
«Объясни»
Цель: Развивать речь детей, учить логично рассуждать.
Ход: Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос».
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна?
«Веселые рифмы»
Цель: Развитие фантазии, связной речи и словообразования.
Ход: Играющие подбирают к словам рифмы.
Свечка -…,
Печка, трубы - …, губы,
Ракетка - … пипетка,
Сапоги - …пироги и т.д.
С подобранными рифмами можно составлять небольшие стихи, например:
Я надела сапоги
Принесла вам пироги.
«Измени слово»
Цели: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход: Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека дидактических игр по развитию речи детей среднего дошкольного возраста».
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениецентр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок» «Картотека дидактических игр по...
Картотека дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста.
НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...
Картотека дидактических игр речевого развития для детей средней группы
Картотека дидактических игр речевого развития...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста
Вторая младшая группа...
Картотека дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста
В данной картотеке собраны различные дидактические игры по развитию речи детей дошкоьного возраста: Игры по звуковой культуре речи Игры на развитие словаря Игры на формирование граммати...
Картотека дидактических и речевых игр для детей среднего возраста
речевые игры для средней группы...
Картотека дидактических игр по экологии для детей среднего возраста
Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой!...