НОД в рамках обучения грамоты по системе работы Е.Е.Шулешко "Слова и предложения"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Формирование представлений о слове и предложении в ходе взаимодействия детей друг с другом и педагогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_i_predlozheniya.docx | 19.16 КБ |
slova_i_predlozheniya.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова и предложения»
Воспитатель первой квалификационной категории Агеева Ю.А.
МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейска
Цель: Формирование представлений о слове и предложении в ходе взаимодействия детей друг с другом и педагогом.
Задачи:
- Организовать и поддерживать познавательно-исследовательскую и поисковую активность детей;
- создавать условия для детского взаимодействия;
- организовать работу с понятиями: «слово», «предложение»;
- создавать ситуации для оценки и самооценки;
- инициировать создание совместных творческих продуктов на основе имеющегося опыта (представлений).
Этап занятия, продолжительность | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Вводно-организационный. | Создание условий для переключения внимания, эмоциональная поддержка детей. |
| Переключение внимания детей с игры да другую деятельность | Участие в беседе. | Психологическая готовность, эмоциональный и деловой настрой на деятельность. |
Организация направленного внимания, игровая мотивация деятельности. | игра «Распространи предложение» (что вас радует зимой?) Диалог Беседа Играющий взрослый Выясняющие вопросы . | Включает детей в игру. Педагог участвует в игре. Педагог предлагает добавить к слову определение, затем добавить к получившемуся словосочетанию действие | Участвуют в дидактической игре, составляют свое предложение. | Дети направлены друг на друга и на деятельность | |
Мотивационно- побудительный Организация детского исследования | Активизировать опыт и знания детей, инициировать поиск способов, создать условия и поддержать выдвижение детских гипотез и предположений, простейших умозаключений, организовать объединение в команды, поддерживать эмоциональные проявления детей. | Создание проблемной ситуации на основе возникшего противоречия «как зафиксировать предложение, если мы не умеем писать?» Диалог Выясняющие и уточняющие вопросы Объединение в команды Введение ограничений Смена видов деятельности | Инициирует выдвижение гипотез, фиксирует их на доске. Предлагает выбрать и проверить гипотезы в командах (не более 5 человек) | Включаются в диалог, Выдвигают гипотезы, выбирают способы проверки, проверяют | Внутренняя мотивация на дальнейшую практическую деятельность. осознание противоречия, Активизированы представления о способах «записи предложения». |
Актуализация детских представлений и впечатлений в ходе продуктивной деятельности | Работа с понятиями: слово-предложение и их информационная составляющая (из чего состоит предложение и о чем предложение) Отражение информации, содержащейся в предложении, в творческих продуктах | диалог, выясняющие и уточняющие вопросы, направленность детей друг на друга, введение ограничений, постановка творческих задач, исследование творческих продуктов, организация детских коммуникаций |
|
|
|
Рефлексивно (корригирующий) | Включить детей в оценку и самооценку своей деятельности и творческих продуктов | организация содержательной оценки и самооценки: рассматривание, беседа, вопросы, | Организует детское отношение к деятельности и творческим продуктам: предлагает рассмотреть, выразить свое отношение, | Включаются в диалог и обсуждение | формируется навык оценки и самооценки, формируются предпосылки рефлексии, |
Сценарный план занятия
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
1. Психологический настрой 2-3 мин. | Игра «волшебная палочка»- что вас радует зимой? |
2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап 2-3 мин. | -что вы сейчас произнесли? (слова) Вы запомнили свое слово?(мое слово «зима») -предлагаю добавить к своему слову определение,т.е добавляете слово, которое отвечает на вопрос какой? (зима какая?- снежная); -теперь добавьте к своим словам действие, т.е слова, которые отвечают на вопрос «что делает?»(снежная зима что делает?-пришла); -мы с вами составили что? - предложения?, сколько слов в каждом предложении? -а мое предложение из скольких слов состоит?( зима снежная пришла); -а мы сможем записать предложение на листе бумаги? Вы умеете это делать? (Что нужно знать и уметь, чтобы записать предл.?) -как мы сможем зафиксировать предложение на листе или на доске? Ваши предложения? (записываю на доске предложенные варианты записи: 1)рисунок; 2)схема; 3)символ; 4)буквы;); |
3.Практический этап | -Предлагаю объединиться в 4 команды так, чтобы вас было поровну. Дети объединяются в команды._ - Договоритесь в командах, кто каким способом будет "записывать предложения" -1), 2), 3),или 4) , все записи надо будет сделать на одном листе;( «записывают» предложение); Команды, поменяйтесь местами, посмотрите, как ваши друзья "записали " предложение; -О чем вам сказало предложение? -Что вы представляете, когда вам говорят «зима снежная пришла»? -Вы можете по этому предложению нарисовать картину? Договоритесь в командах, кто что будет рисовать про зиму, но так, чтобы получилась одна общая картина; |
4. рефлексия 4-5 мин. | Давайте вспомним, чем мы сейчас занимались: собирали из кусочков цифры, разгадывали шифровки, составляли из букв слова, искали слова в книжках. Давайте подумаем и выберем, чем вам понравилось заниматься больше всего. Берем смайлики и помещаем их там, что вам больше всего понравилось делать. -собирать разрезанные цифры -положите свой смайлик на цифры; -находить буквы в "Аквариуме" положите свой смайлик в конверт на "Аквариуме"; -составлять слова- положите свой смайлик на буквы; -находить слова в книжках -положите свой смайлик на книжки; |
заключительный – переход к другой деятельности | -Я увидела, что некоторым (многим) понравилось искать слова в книжках, А вы помните, о чем ваши сказки? Что в них происходит? Какие там есть герои, что они делают, какие у них характеры??? Проговаривают….. -Давайте представим, что из книжек пропали все картинки, сможем мы с вами нарисовать сказку сами? давайте попробуем Договоритесь в команде, что вы будете рисовать вместе… |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова и предложения»
Воспитатель первой квалификационной категории Агеева Ю.А.
МАДОУ № 16 «Тополек» г. Енисейска
Цель: Формирование представлений о слове и предложении в ходе взаимодействия детей друг с другом и педагогом.
Задачи:
- Организовать и поддерживать познавательно-исследовательскую и поисковую активность детей;
- создавать условия для детского взаимодействия;
- организовать работу с понятиями: «слово», «предложение»;
- создавать ситуации для оценки и самооценки;
- инициировать создание совместных творческих продуктов на основе имеющегося опыта (представлений).
Этап занятия, продолжительность | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Вводно-организационный. | Создание условий для переключения внимания, эмоциональная поддержка детей. |
| Переключение внимания детей с игры да другую деятельность | Участие в беседе. | Психологическая готовность, эмоциональный и деловой настрой на деятельность. |
Организация направленного внимания, игровая мотивация деятельности. | игра «Распространи предложение» (что вас радует зимой?) Диалог Беседа Играющий взрослый Выясняющие вопросы . | Включает детей в игру. Педагог участвует в игре. Педагог предлагает добавить к слову определение, затем добавить к получившемуся словосочетанию действие | Участвуют в дидактической игре, составляют свое предложение. | Дети направлены друг на друга и на деятельность | |
Мотивационно- побудительный Организация детского исследования | Активизировать опыт и знания детей, инициировать поиск способов, создать условия и поддержать выдвижение детских гипотез и предположений, простейших умозаключений, организовать объединение в команды, поддерживать эмоциональные проявления детей. | Создание проблемной ситуации на основе возникшего противоречия «как зафиксировать предложение, если мы не умеем писать?» Диалог Выясняющие и уточняющие вопросы Объединение в команды Введение ограничений Смена видов деятельности | Инициирует выдвижение гипотез, фиксирует их на доске. Предлагает выбрать и проверить гипотезы в командах (не более 5 человек) | Включаются в диалог, Выдвигают гипотезы, выбирают способы проверки, проверяют | Внутренняя мотивация на дальнейшую практическую деятельность. осознание противоречия, Активизированы представления о способах «записи предложения». |
Актуализация детских представлений и впечатлений в ходе продуктивной деятельности | Работа с понятиями: слово-предложение и их информационная составляющая (из чего состоит предложение и о чем предложение) Отражение информации, содержащейся в предложении, в творческих продуктах | диалог, выясняющие и уточняющие вопросы, направленность детей друг на друга, введение ограничений, постановка творческих задач, исследование творческих продуктов, организация детских коммуникаций |
|
|
|
Рефлексивно (корригирующий) | Включить детей в оценку и самооценку своей деятельности и творческих продуктов | организация содержательной оценки и самооценки: рассматривание, беседа, вопросы, | Организует детское отношение к деятельности и творческим продуктам: предлагает рассмотреть, выразить свое отношение, | Включаются в диалог и обсуждение | формируется навык оценки и самооценки, формируются предпосылки рефлексии, |
Сценарный план занятия
Ход занятия в соответствии с этапами | Действия воспитателя и детей |
1. Психологический настрой 2-3 мин. | Игра «волшебная палочка»- что вас радует зимой? |
2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап 2-3 мин. | -что вы сейчас произнесли? (слова) Вы запомнили свое слово?(мое слово «зима») -предлагаю добавить к своему слову определение,т.е добавляете слово, которое отвечает на вопрос какой? (зима какая?- снежная); -теперь добавьте к своим словам действие, т.е слова, которые отвечают на вопрос «что делает?»(снежная зима что делает?-пришла); -мы с вами составили что? - предложения?, сколько слов в каждом предложении? -а мое предложение из скольких слов состоит?( зима снежная пришла); -а мы сможем записать предложение на листе бумаги? Вы умеете это делать? (Что нужно знать и уметь, чтобы записать предл.?) -как мы сможем зафиксировать предложение на листе или на доске? Ваши предложения? (записываю на доске предложенные варианты записи: 1)рисунок; 2)схема; 3)символ; 4)буквы;); |
3.Практический этап | -Предлагаю объединиться в 4 команды так, чтобы вас было поровну. Дети объединяются в команды._ - Договоритесь в командах, кто каким способом будет "записывать предложения" -1), 2), 3),или 4) , все записи надо будет сделать на одном листе;( «записывают» предложение); Команды, поменяйтесь местами, посмотрите, как ваши друзья "записали " предложение; -О чем вам сказало предложение? -Что вы представляете, когда вам говорят «зима снежная пришла»? -Вы можете по этому предложению нарисовать картину? Договоритесь в командах, кто что будет рисовать про зиму, но так, чтобы получилась одна общая картина; |
4. рефлексия 4-5 мин. | Давайте вспомним, чем мы сейчас занимались: собирали из кусочков цифры, разгадывали шифровки, составляли из букв слова, искали слова в книжках. Давайте подумаем и выберем, чем вам понравилось заниматься больше всего. Берем смайлики и помещаем их там, что вам больше всего понравилось делать. -собирать разрезанные цифры -положите свой смайлик на цифры; -находить буквы в "Аквариуме" положите свой смайлик в конверт на "Аквариуме"; -составлять слова- положите свой смайлик на буквы; -находить слова в книжках -положите свой смайлик на книжки; |
заключительный – переход к другой деятельности | -Я увидела, что некоторым (многим) понравилось искать слова в книжках, А вы помните, о чем ваши сказки? Что в них происходит? Какие там есть герои, что они делают, какие у них характеры??? Проговаривают….. -Давайте представим, что из книжек пропали все картинки, сможем мы с вами нарисовать сказку сами? давайте попробуем Договоритесь в команде, что вы будете рисовать вместе… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте дошкольников в работе по развитию речи в ДОУ по методу М.Монтессори
Консультация для родителей...
Дидактические игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте( из опыта работы)
Важное место в работе с детьми в подготовительной к школе группе принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о язык...
НОД в рамках обучения грамоты по системе работы Е.Е.Шулешко
Формирование у детей образа буквы и образа слова, приобщение к деловым отношениям....
Формирование навыков самоконтроля у старших дошкольников с ТНР при обучении грамоте (из опыта работы).
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Недостаточная сформированность самоконтроля речевой деятельности у дошкольник...
Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи
Семинар для воспитателей ДОО на тему Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи...
Презентация к семинару по подготовке к обучению грамоте в системе работы ДОО
Презентация к семинару для воспитателей на тему "Подготовка к обучению грамоте в системе работы ДОО по развитию речи"...
«Подготовка к обучению грамоте» (из опыта работы)
Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т...