Комплекс №6 Гудок парохода Прогудел наш пароход, В море всех он нас зовет. И.п. – о.с. 1 – через нос с шумом набрать воздух; 2 – задержать дыхание на 1-2 сек; 3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен). Носик Мы немного помычим И по носу постучим. И.п. – о.с. 1 – сделать вдох через нос; 2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами. Курносик Очень любим мы свой нос. А за что? Вот в чем вопрос! И.п. – о.с. 1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох); 2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами. | Дыхательная гимнастика К-1: Часики. Трубач. Петух. Каша кипит. Паровозик На турнике. К-2: Шагом марш! Летят мячи. Жук. Шину прокололи. Насос. Регулировщик. К-3: Вырасти большой. Лыжник. Маятник. Гуси летят. Семафор. Аист. К-4: Великан и карлик. Задуй упрямую свечу. Пастушок. Кто громче.
| К-5: Пилка дров. Сбор урожая. Дровосек. Мельница. Конькобежец. К-6: Шарик. Каша. Ворона. Покатай карандаш. Комарик. Веселая пчелка. К-7: Сердитый ежик. Лягушонок. В лесу. Охота. Сыграем на гармошке.
|
|
Дыхательная гимнастика Комплекс №1: Часики. Петушок. Насос. Семафор. Комплекс №2: Гуси летят. Ежик. Регулировщик. Комплекс №3: Крылья. Поднимемся на носочки. Покачивание. Поворот. Комплекс №4: Ушки. Задувание свечи. Губы трубкой. Комплекс №5: Удивимся. Плечи. Поворот. Покачаемся. Комплекс №6: Гудок парохода. Носик. Курносик.
| Карточка №1 «Рыбки» В голубой водице Плывет рыбок вереница. Чешуей златой сверкая, Кружится, играет стая. Тишина их манит вниз Рыбки, рыбки спать ложись. Карточка №2 «Космос» Мы друзей хороших В садике нашли Пригласили в космос их и летим… Мы парим, как соколы, В вышине. Звездами любуемся в тишине. Ветерок – проказник Вскоре пролетел. Опустив на землю нас, Нежно песню спел: «Вы спокойно отдыхали, В космосе все побывали… Хорошо вам отдыхать! Но пора уже вставать»
|
Карточка №3 «Мишка бурый лег в берлоге» Обошел медведь весь лес И в берлогу спать залез, Лапу в пасть засунул он И увидел сладкий сон. Дети на спину легли И, как мишка, видят сны. Тише, тише, не шуршите, Наших деток не будите! (музыкальное сопровождение: пение птиц) Птички станут щебетать, Будет глазки открывать, Просыпаться и вставать. Карточка №4 «Ленивый барсук» Хоть и жарко, хоть и зной, Занят весь народ лесной. Лишь барсук – лентяй изрядный – Сладко спит в норе прохладной. Лежебока видит сон, Будто делом занят он! На заре и на закате – Все не слезть ему с кровати! | Карточка №5 «Волшебный сон» Дети ложатся на спину и выполняют все в соответствии с текстом. Педагог дает детям установку: внимательно меня слушайте и мысленно, про себя повторяйте за мной все, что я буду вам говорить. Напряженье улетело… И расслаблено все тело… Будто мы лежим на травке, На зеленой, мягкой травке… Греет солнышко сейчас… Руки теплые у нас… Дышится легко… Ровно… Глубоко… Губы теплые и вялые… И нисколько не усталые… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется… И послушный наш язык Быть расслабленным привык… Нам понятно, что такое Состояние покоя… |
Карточка №6 «Снежная баба» Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
| Карточка №7 «Птички» Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке. |
Карточка №8 «Бубенчик» Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика. Карточка №9 «Летний денек» Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки: Я на солнышке лежу, Но на солнце не гляжу. Глазки закрываем, глазки отдыхают. Солнце гладит наши лица, Пусть нам сон хороший снится. Вдруг мы слышим: бом-бом-бом! Прогуляться вышел гром. Гремит гром, как барабан. | Карточка №10 «Осанка» (Дети ложатся на спину и выполняют все в соответствии с текстом) Хватит спинушку тянуть, надо лечь и отдохнуть. Ну-ка правильно лежим, мы на это поглядим! Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки. Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая! Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать! Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Все присели, потянулись, потянулись, улыбнулись!
|
Карточка №11 «Океан» Я слышу океана шум и шум волны, И шелест пены на песке прибрежном. Волна беседует со мной. Она нам говорит: Расслабьтесь , успокойтесь , отдохните… Услышьте шум прибоя ровный. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут, Вдохните чистый воздух океана. Расслабьте тело, ноги и услышьте, Как тепло и свет вливаются в вас, Уносят огорчения, болезни… Свет чистый, белый чистит душу, тело. | Релаксация 1. Рыбки. 2. Космос. 3. Мишка бурый лег в берлоге. 4. Ленивый барсук. 5. Волшебный сон. 6. Снежная баба. 7. Птичка. 8. Бубенчик. 9. Летний денек. 10. Осанка. 11. Океан. |
Карточка №1 «Детский сад» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любой предмет имеющий отношение к детскому саду (воспитатель, кукла, мяч и т.д.). Карточка №2 «Назови дерево» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любое дерево (тополь, яблоня, береза и т.д.). Карточка №3 «Найди и промолчи» Инструктор показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем отвернуться, а сам прячет игрушку и, предупреждая детей о том, что тот, кто первым найдет игрушку не должен показывать на нее пальцем и говорить вслух, где она спрятана. По команде инструктора: «Ищем!» дети встают, спокойно ходят и ищут ее. Кто нашел первым – подходит к инструктору и говорит так, чтобы остальные не услышали (или тихонько садится на скамейку). Игра продолжается до тех пор, пока большинство детей ее не найдут. Карточка №4 «Назови ягоду» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любую ягоду (малина, земляника, смородина и т.д.).
| Карточка №5 «Съедобные – несъедобные» Дети стоят (сидят) в кругу. Инструктор по очереди бросает (катит) им мяч и если говорит «съедобный», то ребенок должен назвать съедобный гриб, и бросить мяч обратно. А если «несъедобный», то ребенок должен назвать несъедобный гриб. Например: Съедобный – подберезовик; Несъедобный – мухомор. Вариант: наоборот, инструктор называет гриб, а ребенок - съедобный или несъедобный. Карточка №6 «Назови гриб (ягоду)». Дети образуют круг. В центре круга становится педагог с мячом. Педагог произносит текст: Ну – ка, Лена, не зевай! Гриб скорее называй! Или: Ягод много есть в лесу, Ты назови всего одну. Затем педагог кидает мяч любому ребенку, ребенок ловит его, возвращает педагогу, называя гриб или ягоду. Игра продолжается. Карточка №7
«Назови фрукт» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любой фрукт (яблоко, апельсин, банан и т.д.). |
Карточка №8 «Овощи и фрукты» Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга или перед шеренгой стоит инструктор с большим мячом в руках. Водящий бросает мяч, называя овощ или фрукт. Например: Водящий: морковь Ребенок: овощ(ловит мяч и бросает обратно). Водящий: фрукт Ребенок: банан(ловит мяч и бросает обратно). Карточка №9 «Цапля – лягушка» Дети идут по кругу. Инструктор говорит «цапля или лягушка». Если говорит «цапля» - дети принимают положение – стоя на одной ноге, друга согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов; если «лягушка» - принимают положение - упор присев. Говорить слова вразброс, с разным интервалом. Карточка №10 «Не потеряй мяч» Дети встают в круг. Инструктор дает им мяч, который они передают по кругу. Затем добавляют еще один мяч, еще и еще (на усмотрение инструктора). Нужно четко передать мяч, принять и не уронить. Кто потерял мяч, тот выходит из игры. Можно менять направление. Карточка №11 «Назови овощ» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любой овощ (помидор, огурец, баклажан и т.д.). | Карточка №12 «Найди игрушку» Инструктор показывает детям какую-нибудь игрушку, дети запоминают ее. Инструктор предлагает всем отвернуться, а сам прячет игрушку. По команде инструктора: «Ищем!» дети спокойно ходят и ищут ее. Выигрывает тот, кто первым найдет игрушку. Карточка №13 «Карлики и великаны» Дети идут по кругу. Инструктор говорит «карлики» или «великаны». Если говорит «великаны» - дети поднимают руки вверх; если «карлики» - принимают положение - упор присев. Говорить слова вразброс, с разным интервалом. Карточка №14 «Назови ласково» Дети стоят (сидят) в кругу. Инструктор по очереди бросает (катит) мяч и называет слово. Ребенок должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме, бросив мяч обратно. Слова можно называть любые, либо по определенной теме. Например: Машина – машинка, собака – собачка, солнце – солнышко и т.д. Карточка №15 «Затейники» Выбирается водящий – «затейник», который становится в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят слова: Ровным кругом друг за другом мы идет за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе сделаем вот так… Дети останавливаются, опускают руки, а «затейник» показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Кто выполнить движение лучше, тот становится «затейником». |
Карточка №16 «Узнай по голосу» «Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты,…(имя), отгадай, Кто позвал тебя, узнай». Ход игры:, закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих. Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовет позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.
Карточка №17 «Назови головной убор, обувь, одежду» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя по просьбе инструктора либо головной убор (шапка, кепка), либо обувь (сапоги, тапки), либо одежду (платье, пальто). Карточка №18 «Горы и реки» Дети идут по кругу. Инструктор говорит «горы или реки». Если говорит «горы» - дети поднимают руки вверх; если «реки» - принимают положение - упор присев. Говорить слова вразброс, с разным интервалом.
| Карточка №19 «Ушки» Дети встают парами и, играя в ладушки, приговаривают: Мама била, била, била и все папе доложила. Папа бил, бил, бил и все бабе доложил. Баба била, била, била и все деду доложила. Дед бил, бил, бил и все сестрам доложил. Сестры били, били, били и все братьям доложили. Братья били, били, били и в кадушку закатили. А в кадушке две лягушки – закрывай скорее ушки! При последних словах дети быстро ладошками закрывают свои уши. Кто из играющих сделал быстрее, тот победил. Карточка №20 «Назови предмет» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любое слово, относящееся к данной теме. Например «мебель» - стол, стул, кровать и т.д. Карточка №21 «Летает, не летает» Дети идут по залу. Инструктор начинает называть одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Дети должны поднять руки в стороны, если назван летающий предмет. Например: стрекоза, самолет и т.д. |
Карточка №22 «Съедобное - несъедобное» Дети стоят по кругу или в шеренге. В центре круга стоит инструктор с большим мячом в руках. Водящий бросает мяч, называя съедобное или несъедобное. Если съедобное (макароны, торт), то ребенок ловит мяч и бросает обратно. Если называет несъедобное, то ребенок не ловит мяч. Карточка №23 «Дед Мороз» Дети становятся в круг, руки согнуты в локтях, ладонями вверх (показывают ладошки Морозу); в центре круга – Мороз, который старается заморозить (коснуться) детские ладошки. Дети должны успеть спрятать руки за спину. Карточка №24 «Змея» Дети стоят по кругу. Воспитатель произносит слова: «Я – змея без хвоста». Подходит к кому-либо из детей и спрашивает: «Саша, хочешь быть моим хвостом?». Если ребенок отвечает утвердительно, воспитатель приглашает проползти на четвереньках между его ног и встать сзади него, широко расставив ноги. Воспитатель держит его за руки. И так далее повторяет каждый ребенок. Дети кладут руки на плечи предыдущего ребенка. Затем воспитатель с длинным «хвостом» идет по залу – это ползет «змея». Карточка №25 «Зимующие птицы» Дети стоят (сидят) в кругу. Инструктор по очереди бросает (катит) мяч и называет птицу. Ребенок должен ответить зимующая это птица или нет. Например: воробей – зимующая, ласточка – не зимующая. | Карточка №26 «Летает, плывет, едет» Дети идут по кругу, заранее обговорив следующие действия: «летает» - руки в стороны; «плывет» - имитация работы рук, плывя «брассом»; «едет» - изображая, что в руках руль. Инструктор вразброс называет транспорт, а дети выполняют соответствующее движение. Например: самолет – летает, корабль – плывет, машина – едет. Карточка №27 «Назови профессии» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, называя любую профессию (парикмахер, повар, врач и т.д.). Карточка №28 «Тишина» Тишина у пруда, Не колышется вода, Не шумят камыши, Засыпайте малыши. Ход игры: дети идут в колонне по одному. После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны. Карточка №29 «Строим дом» Дети становятся в круг. По сигналу ребенок передает кубик по цепочке, пока он не дойдет до инструктора, который ставит их в виде домика. Таким образом, гора кубиков перестраивается в дом (например, для собачки). |
Карточка №30 «Какая у тебя мама?» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, и говорят какая у них мама (добрая, хорошая, красивая и т.д.). Карточка №31 «Одень кукле шапочку» На стульчиках сидят куклы (5-6). На противоположной стороне зала стоят дети с шапочками в руках. По команде они подходят к куклам, одевают им шапочки и возвращаются обратно. Затем надевают шапочки другие дети. Карточка №32 «Воздушный шар» Раздувайся наш шар, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!" Ход игры: Дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг. По сигналу воспитателя: "шарик лопнул!", дети приседают или медленно идут к центру круга и произносят: "ш - ш - ш - ш "
| Карточка №33 «Мы шагаем на парад» Ходьба по залу «парадным шагом» - уверенным, четким с высоким подниманием колен. Карточка №34 «Что бы ты хотел подарить маме на праздник?» Стоя (сидя) в кругу, дети, держа в руках массажный мячик, по очереди передают его друг другу, и говорят, что бы они хотели подарить маме на праздник (цветы, открытку, конфеты и т.д.). Карточка №35 «Разведчики, парад, засада» Для игры надо выучить три вида действий: парадный шаг – уверенный, четкий, с высоким подниманием колен; осторожный, тихий, на цыпочках – как идут разведчики; засада – присесть на корточки, словно разведчик. (Показать движения). Инструктор называет вразброс все эти три слова, а дети должны без ошибки выполнить нужное действие.
|
Малоподвижные игры. 1.«Детский сад» 2.«Назови дерево» 3.«Найди и промолчи» 4.«Назови ягоду» 5.«Съедобные – несъедобные» 6.«Назови гриб (ягоду)» 7. «Назови фрукт» 8.«Овощи и фрукты» 9.«Цапля – лягушка» 10.«Не потеряй мяч» 11.«Назови овощ» 12.«Найди игрушку» 13«Карлики и великаны» 14.«Назови ласково» 15.«Затейники» 16.«Узнай по голосу» 17.«Назови головной убор, обувь, одежду» 18.«Горы и реки» 19.«Ушки» 20.«Назови предмет» 21.«Летает, не летает» 22.«Съедобное - несъедобное» 23.«Дед Мороз» 24.«Змея» 25.«Зимующие птицы» 26.«Летает, плывет, едет» 27.«Назови профессии» 28.«Тишина» 29.«Строим дом» 30«Какая у тебя мама?» 31.«Одень кукле шапочку» 32.«Воздушный шар» 33.«Мы шагаем на парад» 34.«Что бы ты хотел подарить маме на праздник?» 35.«Разведчики, парад, засада» | Карточка №1 «Осенние листья» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал | Раскачивая руками перед собой. | Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, Вот последний лист осинки | Загибаем указательным пальцем правой руки пальцы левой. | Ветер бросил на тропинку. | Плавное опускание рук на колени. |
Карточка №2 «Пальчик – мальчик, где ты был?» Пальчик – мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, вот и вся моя семья. Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди ... Встали пальчики: «Ура! В садик нам идти пора!» |
Карточка №3 «Сорока – ворона» Сорока – ворона кашу варила Деток кормила 4 пальчика загибаем (этому) – дала, 5 – (этому) – не дала. Он воды – не носил, Дров – не рубил, Кашу – не варил, Деток – не кормил. Карточка №4 «Белка» Сидит белка на тележке, Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
| Карточка №5 «Ну-ка, братцы, за работу!» Hу-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту. Большому - дрова рубить. Печи все - тебе топить. А тебе - воду носить. А тебе - обед варить. А малышке - песни петь. Песни петь, да плясать, Родных братьев забавлять. Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы. Карточка №6 «Мыло» Чище чтоб ладошки были, Нужно их побольше мылить, Три, ладошечки, давай, Их от грязи оттирай. Карточка №7 «Ладушки» Раз, два, три, четыре, пять, Будем в ладушки играть, А теперь, давай-ка, бей, С каждым разом все быстрей. |
Карточка №8 «Друзья» Пальчик к пальчику приходит, Друга он себе находит, Будут пальчики дружить, В гости часто приходить Карточка №9 «Барашки» Пальцы тянутся вперед, Кто из них сильней нажмет? А потом они согнулись, Как барашки лбом столкнулись. Карточка №10 «Венок» Пальцы, как венок, сплетем, Руки вытянем потом, Пальцы выгнутся чуть-чуть, Их расслабить не забудь.
| Пальчиковая гимнастика. 1.«Осенние листья» 2.«Пальчик – мальчик, где ты был?» 3.«Сорока – ворона» 4.«Белка» 5.«Ну-ка, братцы, за работу!» 6.«Мыло» 7.«Ладушки» 8.«Друзья» 9.«Барашки» 10.«Венок»
|