Театральная импровизация по сказке "Снегурочка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по синтезу искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_sintezu_iskusstv.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
ПО СКАЗКЕ «СНЕГУРОЧКА»
Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Матюшина С. В.
Цель: учить определять настроение в произведениях различных видов искусства
Задачи:
- Познакомить детей с картиной В.М. Васнецова «Снегурочка», учить анализировать художественный образ.
- Развивать умение выражать в речи свои впечатление, высказывать суждения, развивать эстетические чувства.
- Показать возможности передачи настроения в живописи, музыкальных произведениях, театральных формах.
- Разыграть изображение картины, передавая мимикой и позой созвучное эмоциональное настроение.
- Развивать диалогическую речь, упражнять в подборе прилагательных и синонимов.
- Закрепить символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.
- Продолжить знакомить с народными традициями, воспитывать интерес к народной культуре, чувство патриотизма.
- Воспитывать уважение к труду.
Материалы: репродукция картины В.М.Васнецова «Снегурочка», филимоновские свистульки (нерасписанные) по количеству детей, гуашь, кисти; костюмы Снегурочки, Весны, месяцев; музыкальный материал:
Ход.
Педагог: | Ребята, какое у вас сегодня настроение? Почему? Да, у человека может быть самое разное настроение. С помощью чего человек может выразить свое настроение? (Мимики, жестов, позы…). Действительно, можно различными способами выразить свое настроение. Как музыкант может выразить свое настроение? А поэт?.. Писатель? (С помощью художественного слова). А художник? Как вы думаете, художником быть интересно? Какие трудности могут быть в работе художника? Действительно, художник должен уметь не только рисовать, а еще быть очень наблюдательным и внимательным человеком, чтобы суметь передать характер и настроение картины. А научит нас этому творчество замечательного русского художника – Виктора Михайловича Васнецова, много раз писавшего героев волшебных сказок. С какими его картинами вы уже знакомы? Закройте глаза, и волшебная музыка поможет появиться новой картине. |
На экране изображение картины В.М. Васнецова «Снегурочка», дети под музыку рассматривают картину | |
Педагог: | Как вы думаете, кто изображен на картине? Почему? Действительно, это картина В.М. Васнецова называется «Снегурочка». Какое настроение у Снегурочки? (Грустное, печальное, тревожное, задумчивое и т.п.). Что показывает такое грустное и печальное настроение Снегурочки? (Выражение лица, поза…). Давайте обратим внимание на лицо Снегурочки. Какое оно? (Бледное, испуганное…). Что еще подчеркивает состояние растерянности Снегурочки? (Поза рук). Девушка как будто недоумевает: «Что случилось?» Обратите внимание, во что одета Снегурочка. (В шубу, в варежки, шапку…). Чем украшена шуба девушки? Не правда ли, неожиданными кажутся вышитые на шубе ягоды земляники. Может быть, художник хотел сказать, что девушку, вылепленную из снега, ждет сладкая жизнь на земле. Ведь и лепили ее дед с бабкой для радости. Какие тона красок использовал Виктор Михайлович Васнецов, чтобы передать настроение Снегурочки? (Бледные, холодные). Где изображена Снегурочка? (В лесу). Каким изображен лес на этой картине? (Темным, мрачным, угрюмым, неприветливым, холодным…). Посмотрите, художник написал деревья не яркими теплыми тонами, а воспользовался мрачными и темными красками. Как думаете, почему Снегурочка такая грустная? Что бы вы спросили у Снегурочки? Как бы ее успокоили? А сейчас мы попробуем «войти» в картину и передать ее настроение с помощью мимики, пластики, жестов. А поможет нам в этом музыка. Какая музыка подойдет к этой картине? (Плавная, минорная, медленная…). Сейчас вы прослушаете два музыкальных фрагмента композитора Римского – Корсакова и выберете тот, который больше подходит. |
Звучат музыкальные фрагменты | |
Педагог: | Какой фрагмент больше подходит? А сейчас эта музыка поможет нам «войти» в картину, почувствовать и передать ее настроение. |
Педагог: | Пластический этюд «Грустная Снегурочка» Ребята, давайте встанем. Три раза повернемся вокруг себя. И вот я, кажется, вижу ваши опущенные плечи, грустные лица, вот кто-то уже перевоплотился в Снегурочку. Ой, ребята, мне что-то холодно стало. Солнышка не видно, не слышно пения птиц. Кажется, мы попали в сказку. Давайте сядем и прислушаемся. |
(Входит девочка – Снегурочка. В руках - корзинка с глиняными нераскрашенными игрушками). | |
Педагог: | Снегурочка, что же ты такая грустная? |
Снегурочка: | Захотелось мне послушать пение птиц, увидеть зверей. Только зима, посмотрите, их заморозила. (Показывает фигурки). |
Педагог: | Ребята, как же нам помочь Снегурочке? Я, кажется, знаю – надо позвать Весну-Красну. А позвать нам ее помогут прекрасные строки Алексея Толстого. (Звучит музыка). Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от земли, И подснежник первый расцветает И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет, Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит и поет. |
Входит Весна (педагог) | |
Весна: | Здравствуйте, что у вас случилось? |
Снегурочка: | Здравствуй Весна – Красна. Захотелось мне на птиц да на зверей посмотреть, только зима их заморозила. |
Весна: | Не печалься, Снегурочка, помогу я твоему горю – певчих птиц, да зверей оживлю. Только сделать это я не смогу без помощников. Позову я братьев - месяцев. Заходите, заходите, Да смотрите, на пороге О зеленую рогожку Вытирайте чище ноги. Выходят ребята-месяцы с корзинками красок |
Месяцы: (вместе): | Здравствуй, милая сестрица. Прими поклон, душа – девица. |
Март: | Первым март пришел – Снег с полей сошел. |
Апрель: | Снег с полей унесли в сине море ручьи. Стали солнца лучи горячи, горячи. На пригретых лугах, на полянах лесных Появились цветы, как улыбки весны. |
Май: | Аромат лугов и леса, Серебристый цвет садов. Ах, Весна, моя принцесса, Для тебя я петь готов! |
Март: | Прилетел к нам скворец – быстрокрылый гонец да сказал, что ты нас к себе в гости поджидаешь. |
Май: | Пришли мы к тебе не с пустыми руками, а с чудесными дарами. |
Каждый месяц дарит краски. Март дарит желтую, как солнышко. Апрель – зеленую, как травка. Май – красную, как Весна – красна. | |
Весна: | Спасибо вам, друзья – месяцы. Теперь я смогу птиц да зверей оживить. Вот и краски есть. Теперь мне нужна ваша помощь, ребята и твоя, Снегурочка. Помогите мне расписать красками фигурки птиц да зверей. Занимайте, ребята, места за столами. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним пословицы о труде. |
Дети: (называют пословицы о труде) | - Без труда не вынешь и рыбку из пруда. - Хочешь есть калачи – не сиди на печи. - Рабочие руки не знают скуки. - Сделал дело – гуляй смело. - Скучен день до вечера. Коли делать нечего. |
Весна: | Посмотрите на заколдованных животных. Какого промысла эти игрушки? Почему? |
Дети: | Это филимоновский промысел. У филимоновских игрушек вытянутые формы, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из глины. Филимоновские игрушки всегда со свистком. У всех игрушек упругое тело, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. |
Весна: | Какого цвета краски используют филимоновские мастера? |
Дети: | Любимые цвета филимоновских игрушек – желтый. Красный, зеленый. |
Весна: | Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Я предлагаю оживить животных и расписать, как это делают филимоновские мастера. Какими узорами можно украсить игрушки? |
Педагог: | Я знаю, какими узорами можно украсить наши игрушки. |
Педагог показывает изделия народных промыслов – гжель, дымково. Дети не соглашаются с предлагаемыми вариантами. | |
Дети: | Мастера расписывают свои игрушки цветными полосками, ветвистой «ёлочкой», яркой «ягодкой», лучистой «звездочкой» или «солнышком». |
Весна: | Приступайте к работе, но хвостики не расписывайте. Оставьте их белыми, они нам еще пригодятся в дальнейшей работе. |
Роспись глиняных филимоновских свистулек | |
Весна: | Все игрушки получились очень веселыми и когда их много – это праздник. Появляется радостное настроение. Какие красивые птицы да звери получились, глядишь оживут. Только вот краски пока не высохли. Ребята, а чем люди на Руси занимались после работы? (песни пели, хороводы водили, играли). А какие народные игры вы знаете? Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно…» |
Игра детей | |
Ребенок: | Нам на месте не сидится, Любим мы повеселиться! Нам играть и петь не лень, Мы б плясали целый день! |
Танец с платками под музыку | |
Весна: | Ну вот, краски почти и высохли. Теперь давайте попробуем оживить птиц и зверей. Берите каждый свою игрушку, да вставайте на полянку. А теперь давайте посвистим под веселую народную мелодию. |
Оркестр | |
Снегурочка: | Спасибо, увидела я птиц да зверей. Порадовалась вместе с вами. |
Весна: | Давайте поставим свистульки на поднос, чтобы они и дальше продолжали нас радовать. |
Педагог: | Ну что, Снегурочка, какое у тебя стало настроение? А у вас, ребята? Почему? (Снегурочке помогли, поиграли, повеселились, в сказке побывали). В сказку какая картина помогла нам попасть? (В.М. Васнецова «Снегурочка»). Раз у всех хорошее настроение, давайте закружимся в веселом хороводе, и он нам поможет вернуться обратно в детский сад. |
Ребенок: | Собирайте народ В наш веселый хоровод! Будем кругом ходить, Да друг друга веселить. |
(Хоровод). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры импровизации использованные в работе по экологичнскому воспитанию
ИГРЫ ИМПРОВИЗАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...
Новогодний праздник для подготовительной группы с использованием ритмопластических импровизаций под классическую музыку
Новогодний праздник в подготовительной группес использованием танцевально-двигательных импровизаций под классическую музыку.Ход праздника: Новогодняя ёлка находится за занавесом.Звучит ново...
Танцевальные импровизации
Эти импровизации научат малышей различным музыкально-ритмическим движениям, в дальнейшем дети не будут испытывать затруднения при постановке танцев....
ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ
У детей дошкольного возраста способность импровизировать возинкает подспудно и её можно и нужно развивать.......
Мастер-класс "Театрально-игровая и песенная импровизация вне музыкальной деятельность"
Материал о важности театрализованной деятельности в работе с дошкольниками...
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве
1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...
Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста. Предложенный материал этого выпуска журнала поможет родителям познакомиться ...