Игротека игр для развития культурно-гигиенических навыков детей с 1г. до 2 лет
картотека
Картотека игр для развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igroteka.docx | 58.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Игротека по формированию КГН:
1года-1,3года
«Ай, да шапочка» Задача: Учить снимать шапку (развязанную) Ход: При раздевании после прогулки воспитательница говорит: «У меня большие детки, они многое умеют, сможете развязать свои шапочки?» воспитательница развязывает шапочки и поощряет детей к действиям, если ребенок ничего не делает, воспитатель производит действия его руками: «Ай, да детки, молодцы!»
«Выполнение поручений» Задача: При одевании и раздевании помогать взрослым (просовывать руки в рукава, подавать одежду…). Ход: При одевании воспитательница читает потешку, побуждая ребёнка помогать взрослому- поднимать ноги, просовывать в рукава руки, наклонять голову: «Что оденем мы сначала? Ножки. Надеваем штанишки и сапожки. Что оденем мы потом? Руки. А на них наденем кофты и куртки. А последней, а последней, Знаем мы как дважды два, Одевается, конечно, на прогулку - голова».
«Чашечка-подружка» Задача: Учить пить из чашки. Ход: Во время питья, воспитательница даёт чашку ребёнку: «Посмотри, Вова, какая чашечка. Возьми её двумя ручками, подружись с ней. Пей аккуратно, наклоняй потихоньку. Молодец, Вова, всё выпил».
«Кукла Аня пьёт» Задача: Знать назначение салфетки Материал: игрушечная чашка, салфетка, мешочек, кукла. Ход: Воспитательница рассаживает детей за столом, затем показывает им мешочек, в нем чашка, салфетка. Вынимает каждый предмет по очереди и называет его: «Это чашка, это салфетка». Но тут слышится стук. Воспитательница: «Кто это там? Кто это к нам?» Воспитательница пожимает плечами, спрашивает, побуждая детей реагировать и произносить: «Кто?» Появляется кукла. Воспитательница: «Выходи, Аня, к нам». Кукла выходит. Воспитательница: «Поздоровайся с детьми». Кукла протягивает всем руку: здоровается. Воспитательница: «Кукла играла, а сейчас хочет пить. Ее надо напоить. На чашку, пей, Аня». Воспитатель подносит ко рту куклы чашку, «поит» ее: «Попила Аня, а теперь вытрем ей рот салфеткой. На, Оля, вытри Ане рот салфеткой и Серёжа вытрет».
«Водичка-водичка» Задачи: Учить подставлять руки под струю воды Учить смывать мыло под струей воды Ход: Воспитательница во время умывания читает потешку и выполняет действия: «Знаем, знаем да-да-да. Где тут прячется вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по - нем - нож - ку... Нет, не понемножку, посмелей. Будет умываться веселей».
«Кукла Катя танцует и поет»
Задача: Учить здороваться и прощаться. Материал: Кукла. Ход: Воспитательница усаживает детей и говорит: «К нам сейчас кто-то придет. Кто же это пришёл. Посмотрите, ребятки, кто это? Это Катя. Позовем ее все вместе: Катя! Катя!» Затем обращается к каждому ребенку отдельно и побуждает его произносить слово «Катя» (дети говорят «Катя»). После этого берет на руки куклу и спрашивает: «Катя, ты слышала, как тебя дети звали? Они говорили: «Катя! Катя! А теперь поздоровайся со всеми детками». Кукла подает каждому ребенку руку, здоровается, воспитательница побуждает детей отвечать на приветствие куклы словом (говорят «на») и действием (дают руку).Воспитательница: «Катя, а ты плясать умеешь? Посмотрите, Наташа, Андрюша, как пляшет Катя: «Ай да». Воспитательница берет куклу за ручки, кукла в такт бодрой, быстрой, отрывистой мелодии раскачивается вправо влево. Воспитательница даёт всем детям поплясать с куклой: «Молодцы, ребятки, хорошо плясали. Катя хорошо плясала. Устала Катя. Приходи к нам еще. До свидания, Катя! Наташа, Лена, Сережа, помашите Кате ручкой и скажите: до свидания, Катя». Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Кукла Аня пьёт и отдыхает» Задача: Учить переносить реальные бытовые действия на образные игрушки: поить куклу, укладывать её спать. Материал: Кукла, чашка, кроватка. Ход: Ребёнок сидит на ковре, воспитатель садится напротив, показывает куклу и чашечку: «Это кукла Аня, а это чашечка. Аня хочет пить, я дам ей чашечку, вот так». Воспитательница даёт кукле чашку: «А теперь ты дай». Воспитательница помогает ребёнку, может делать всё его руками: «Аня устала, надо покачать её: а-а. Помоги мне, покачай. Ани пора спать, положи её в кровать». Воспитательница помогает ребёнку, может делать всё его руками.
«Выполнение поручений» Задача: Учить переносить реальные бытовые действия на образные игрушки: поить, укладывать её спать. Материал: Куклу, мишка, чашка, кровать. Ход: Ребёнок сидит за столом, воспитатель садится напротив, раскладывает на столе кроватку и чашку: «Это кроватка, а это чашка». Воспитательница даёт ребёнку возможность всё рассмотреть, потрогать: «Ой, а это кто?» Воспитательница достаёт из-за спины куклу (мишку): «Ляля (мишка) хочет пить, напои куклу (мишку), дай ей чашку. Ляля (мишка) устала, покачай её, положи спать, положи в кровать».
«Гости»
Задача: Учить переносить реальные бытовые действия на разные образные игрушки: поить куклу, мишку, собачку; укладывает спать куклу, мишку, собачку Материал: мишка, кукла, собачка, чашка, 3кроватки.
Ход: Воспитатель знакомит ребёнка с мишкой и предметами для чаепития: "Посмотри, кто к нам пришел? Это мишка". Мишка здоровается, подаёт лапу, называя имя ребёнка. Воспитатель предлагает ребенку погладить мишку по головке, приговаривая: "Хороший мишка, здравствуй мишка". Потом продолжает: "Мишка хочет пить. Вот чашка. Дай, Серёжа, мишке чашку. На, пей, мишка. А это кукла к нам пришла. Она тоже хочет пить. Попои куклу. Хорошо. И собачка хочет пить и ей дай чашечку. Наши гости устали, они хотят спать. Вот кроватка, положи куклу спать. Спи Ляля, а-а. И мишка будет спать, положи его вот в эту кроватку. Собачка устала и её положи в эту кроватку. Давай всем споём песенку: а-а-а".
«Укачаем куклу (мишку, кошку, собаку и т. п.)» Задача: Учить переносить реальные бытовые действия на разные образные игрушки: укладывать спать куклу, мишку, собачку. Материал: Игрушки в игровом уголке- кровать, куклы по числу детей. Ход: Воспитательница: «Ой, кто-то к нам идёт. Это кукла Валя. Она очень устала и хочет спать. Иди ко мне Валя, я тебя покачаю: а-а, бай-бай». Воспитательница качает куклу на руках: «Уснула Валя. Надо положить ее в кроватку, вот кровать. Положи, Лена, куклу в кровать. Спи, Валя. Тс-тс. Тихо, не шумите, Валя, спит. Ой, проснулась. Вова, скажи: спи. Рома, скажи: спи. Уснула. Сделайте пальчиком так (указательный палец к губам) и скажите: тс-тс». Затем кроватка убирается, а воспитательница предлагает детям кукол. Они устали и их надо уложить спать: «Ой, это Ляля. На, Максим, куклу. Покачай её -а-а. Скажи бай. Спи. Ой, и это Ляля, на, Серёжа, Лялю. Покачай её -а-а. Скажи бай. Спи».
«Где чашка?» «Где Ляля?» Задача: Учить узнавать по картинке знакомые предметы, которыми дети постоянно пользуются. Материал: Игрушки кукла, чашка, ложка и картинки с их изображением, мешочек. Ход: 1часть. Воспитательница достаёт из мешочка одну хорошо знакомую ребёнку игрушку чашку и говорит: «Вот чашечка». Незаметно для него убирает игрушку. «Где чашечка? Нет чашечки!» Затем показывает картинку, изображающую чашку. «Вот она, чашечка! Вот». Воспитательница показывает на чашку, берет руку ребенка и ею тоже указывает на чашку (формируя указательный жест), изображенную на картинке. Такие действия со сменой игрушки и картинки повторяются несколько раз, пока ребенок сам не начнет показывать предмет по картинке. 2 часть. Когда ребёнок хорошо научится узнавать предмет по одной картинке, проводится игра с использованием двух картинок. Воспитательница кладет одну картинку, называет изображение: «Вот кукла-ляля. Где ляля?» Если ребенок затрудняется, то воспитательница показывает сама. Воспитательница убирает первую картинку и те же действия проделывает со второй. Затем рассматриваются обе картинки вместе и ребенку предлагают показать то одну, то другую. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Покажи и назови» Задача: Учить узнавать на картинке знакомые предметы бытового назначения, которыми дети постоянно пользуются, и называть их в доступной форме: ам-ам, бай-бай. Материал: предметные картинки с изображением стола, кровати, куклы, собаки. Ход: Воспитательница показывает картинку и говорит: «Ой, посмотрите, что у меня есть. Это кроватка, бай-бай! Таня скажи бай-бай». Так воспитательница знакомит ребёнка со всеми картинками. Затем показывает две из них. Она предлагает выбрать одну по просьбе и издать звуки, соответствующие изображенному предмету: «Как лает собака? Как мы спим на кроватке?». Если дети затрудняются, то воспитательница даёт образец: бай. Серёжа, скажи ам-ам.
«Найди» Задача: Учить находить на картинке знакомые предметы бытового назначения, которыми дети постоянно пользуются (4-5). Материал: картинки с изображением туфель, шапки, чашки, кошки, ложки, мяча. Ход: Усадив ребёнка на стул, воспитательница показывает одну картинку- шапку и знакомит с ней ребёнка, многократно показывая и пряча картинку. Дав ребенку отреагировать на исчезновение изображения шапки: ой, нет, показать новую картинку - кошку ("мяу"). Провести показ со второй картинкой, как и с первой. Потом положить обе картинки рядом и спрашивать ребенка: "Покажи, где шапка? Где киса?" Тоже и с тремя картинками. Если ребёнок не справляется с заданием, показать его рукой. Следить за голосовыми реакциями детей, побуждать к речевой активности: «Ой, кс-кс, это кс-кс». По мере того как ребенок начнет различать изображения по названию и внешнему виду, нужно постепенно вводить все картинки. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
1,3года-1,6года
«Научим мишку раздеваться» Задача: Учить самостоятельно снимать шапку, варежки. Материал: Игрушка-мишка. Ход: Дети приходят с прогулки, на пеленальном столе сидит мишка: «Посмотрите, ребята. Нас встречает мишка, он знает, что вы умеете сами снимать варежки» Воспитатель показывает детям, как надо снимать варежки, сопровождая действия словами: «Возьмём ручкой эту варежку и потянем, а теперь эту и тоже потянем. Вот как мы умеем, мишка. А сейчас детки сами снимут шапки, хорошо. Покажите их мишке. Давайте я уберу ваши шапочки. Посиди, мишка, посмотри, как дети будут раздеваться». После того как дети разденутся, они прощаются с медведем и идут в группу.
«Укладывание Ани спать» Задача: Учить выполнять поручения (сними, положи, поставь. Материал: стул, кровать, кукла, постельные принадлежности. Ход: воспитательница приглашает детей к столу, ставит на стол кровать с матрацем, подушкой, одеялом и маленький стульчик для куклы и спрашивает: «Кто же будет спать в кроватке? Аня будет спать. Где же Аня?» Приносит из другой комнаты куклу Аню и обращается к ней: «Аня, ты спать хочешь?» — «Да, я хочу спать».— «Ребятки, Аня хочет спать. Вова, посади Аню на стул. Лена, раздень Аню, сними туфли, платье и сложи все на стульчик» (стул ставит рядом с кроватью). Воспитательница обращается ко всем детям по очереди: «Лена, положи куклу в кровать». Кукла ложится, засыпает. Дети её качают а – а – а. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Наша обувь хочет спать» Задача: Учить снимать обувь (с помощью взрослого) и ставить её под стул. Ход: Ребёнок садится на стул, воспитательница говорит: «Посмотри на свои ножки, твои туфельки устали и хотят спать, давай снимем их. Вот так, а теперь поставь их под стул. Сначала одну, хорошо. А теперь другую. Ты молодец. Скажем туфелькам: спите, бай».
«Кормим кукол обедом» Задача: Учить благодарить. Материал: Куклы и ложки по числу детей. Ход: Воспитательница рассаживает кукол на ковре и говорит детям, что они хотят есть, раздаёт им ложки и предлагает покормить. После того как куклы «наедятся» воспитательница говорит: «После еды надо сказать спасибо». Одни из кукол кивает головой и говорит «спасибо». Воспитательница: «А твоя кукла, Воняя, умеет говорить «спасибо»?» Воспитательница помогает детям, подсказывает, побуждает сказать «спасибо».
«Угостим Аню чаем» Задача: Учить благодарить. Материал: Кукла, чашка. Ход: Воспитательница предлагает напоить куклу Аню чаем, ребёнок поит куклу из чашки. После того как кукла «напилась» воспитательница говорит: «А теперь Аня надо сказать спасибо». Кукла кивает головой и говорит «спасибо».
«Накормим куклу Олю» Задача: Учить благодарить. Ход: Воспитательница читает потешку, выполняет действия, в конце побуждает говорить «спасибо»: Лады, лады, ладушки тереть ладонь о ладонь Мы помыли лапушки, В чистые ладошки, сжимать и разжимать кулачки Вот вам хлеб и ложки. Поели, попили, Всех благодарили кивать и говорить «спасибо» «Спасибо» говорили.
«Причешем куклу» Задача: Показать функциональное назначения расчёски и формировать навык её использования. Материал: Кукла с волосами, расчёска. Ход: Воспитательница берёт в руки куклу: «Как же твои волосы растрепались. Надо тебя причесать. Вот расчёска». Воспитательница берёт расчёску и причёсывает куклу, предлагает детям помочь, может действовать руками ребёнка: «Вот мы и причесали куклу, она стала красивая».
«Покажем кукле Кати свои полотенца» Задача: Учить снимать и находить своё полотенце. Материал: Кукла. Ход: Дети входят в умывальную комнату. На пеленальном столе сидит кукла. Дети здороваются. Воспитательница: «Посмотрите, ребята, Катя к нам пришла, хочет чтобы вы ей показали свои полотенца. Полина, где твоё полотенце. Да это твоё. А это Серёжи. Покажи Максим Кати своё полотенце. Валя, а твоё полотенце вот, покажи его Кати. Вот Катя, детки знают свои полотенца».
«Малыши хороши» Задача: Учить пользоваться зеркалом. Материал: Зеркало на стене. Ход: Воспитательница подводит ребёнка к зеркалу: «Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий. Посмотри, Аня, какое у тебя платье, а туфельки. Покажи где у тебя бантик? Анечка хорошая, Анечка пригожая».
«Кукла Катя хочет спать»
Задача: Развивать зрительно-двигательную координацию: в процессе укладывания куклы спать.
Материал: Кукла, кроватка с постельными принадлежностями.
Ход: Воспитательница подзывает ребёнка к себе: «Алина, Катя хочет спать, она устала. Вот кроватка, давай положим её спать. Бери Катю на руки, покачай, клади в кроватку, укрой одеялом, покачай: а-а». Воспитательница помогает, подсказывает.
«Кормим кукол обедом»
Задача: Развивать зрительно-двигательную координацию: в процессе кормления куклы. Материал: кукла, стол, стул, салфетка, ложка, тарелка. Ход: Воспитательница усаживает детей на ковёр. Приносит завернутую в салфетку куклу. Разворачивает её и спрашивает детей: «Кто это?» — стараясь получить словесный ответ. В то же время каждый ответ она подкрепляет произнесением нужного слова, говоря при этом: «Сережа, кто это? Это Ляля. Кукла Ляля будет есть за столом. Алина, это тарелка, это ложка. На, Алина, ложку покорми Лялю, ешь Ляля ам – ам». Воспитательница следит, чтобы дети брали «еду» из тарелки и давали её кукле в «рот». Воспитательница: «Ляля поела. А где же салфетка, Лиза? Ляля грязная, вытри её, вот так». Воспитательница следит, чтобы дети вытирали кукле «рот». Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Причешем куклу» Задача: Развивать зрительно-двигательную координацию: в процессе расчёсывания куклы. Материал: Кукла с волосами, игрушечная расчёска. Ход: Воспитательница читает потешку и расчёсывает куклу: «Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса Расти, косонька до пят, Все волосоньки в ряд. Расти, коса не путайся, Маму, дочка, слушайся». Затем предлагает расчесать куклу ребёнку, помогает правильно держать расчёску, помогает расчёсывать куклу, читает потешку.
«Укладывание Ани спать»
Формировать умение выполнять последовательную цепочку игровых действий: положить в кровать, укрыть.
Материал: кукла, кукольная кровать с постельными принадлежностями. Ход: Воспитательница сидит перед ребенком за детским столом. Она по очереди ставит на стол кукольную кроватку с постельными принадлежностями, показывая и называя каждый предмет: "Смотри, это кроватка, вот подушка, одеяло, простынка". Показывает куклу: "Ляля хочет спать. Иди, Ляля, спать на кроватку. Я сейчас раздену Лялю". Снимает с куклы одежду: «Положи куклу на кровать, накрой одеялом". Предлагает малышу баюкать Лялю, поглаживая ее, приговаривая: "Бай-бай, спи, Ляля, спи".
«Угостим Аню чаем»
Задача: Формировать умение выполнять последовательную цепочку игровых действий: напоить, вытереть рот. Материал: стол, стул, салфетка, чашка. Ход: Воспитательница усаживает детей на ковёр. Приносит завернутую в салфетку куклу. Разворачивает её и спрашивает детей: «Кто это? Сережа, кто это? Это Ляля. Кукла Ляля будет, пить сок. Вова, это чашка. На, чашку, напои Лялю, пей, Ляля. Вова, крепко, держи чашку, а то уронишь чашку, разобьешь и весь кисель разольешь. Молодец, Вова, Ляля весь кисель выпила. Ляля попила. А где же салфетка, Вова? Ляля грязная, вытри её, вот так». Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Выполнение поручений» Задача: Формировать умение выполнять последовательную цепочку действий: намочить руки, намылить, смыть. Ход: Во время умывания воспитательница предлагает детям поиграть: «Я буду давать вам задания, а вы их выполнять: намочите руки, возьмите мыло, намыльте-сделайте «мыльные перчатки», смойте мыло». В конце игры воспитательница читает потешку: «В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (педагог называет имя ребенка).
«Поим кукол чаем»
Учить владеть движениями собственного тела: осторожно брать предметы со стола, давать чашку кукле в «рот». Материал: куклы, кукольные чашки и салфетки. Ход: Ребенок садится напротив взрослого на ковре. Воспитательница знакомит малыша с куклой и предметами для ее кормления: "Смотри, кто к нам пришел. Это Оля". Воспитательница подносит куклу к ребенку, чтобы поздороваться: "Здравствуй, Серёжа". Воспитательница достаёт чашку, салфетку, сажает куклу, сопровождая свои действия словами: "Я поставлю чашку, салфетку, посажу Олю и дам Оли попить чаю. Вот чашка. На, Оля. Пей чай". Подносит чашку ко рту куклы несколько раз: "Ах, как вкусно. А к Оли пришли подружки. Вот. Помоги им, напои их чаем». Воспитательница помогает ребёнку поить кукол, осторожно брать предметы со стола, давать чашку куклам в «рот». После чаепития воспитательница вытирает куклам рот салфетками.
«Накормим куклу Олю» Задача: Учить владеть движениями собственного тела: осторожно брать предметы со стола, давать ложку кукле в «рот». Материал: кукла, кукольная тарелка, ложка и салфетка.
Ход: Ребенок садится напротив взрослого за детским столом. Воспитательница знакомит малыша с куклой и предметами для ее кормления: "Смотри, кто к нам пришел. Это Оля". Воспитательница подносит куклу к ребенку, чтобы поздороваться: "Здравствуй, Наташа". Воспитательница садится за стол, ставит на него тарелку, ложку, салфетку, сажает куклу, сопровождая свои действия словами: "Я поставлю тарелку, ложку, салфетку, посажу Олю и дам Оли кашу. Вот тарелка, вот ложка. На, Оля. Кушай, Оля, кашу". Подносит ложку ко рту куклы несколько раз: "Ах, какая вкусная каша. Оля съела кашу. Оля сыта». Воспитательница помогает ребёнку кормить куклу, осторожно брать предметы со стола, давать ложку кукле в «рот». После еды воспитательница вытирает кукле рот салфеткой.
«Кукла Катя показывает свой наряд» Задачи: Подводить малыша к зеркалу, обращая его внимание на лицо, одежду. Формировать указательный жест. Ход: Воспитательница подзывает детей к зеркалу и говорит: «Сейчас к нам придет кукла Катя и мы посмотрим, какие у нее платьице, бант, туфельки. Няня выносит нарядно одетую куклу и подводит ее к воспитательнице. Та берет куклу и говорит: «Смотрите: вот у Кати платьице, а это бант, туфли». Затем подзывает к себе каждого из детей и показывает их изображение в зеркале: «Вот у Вовы туфельки, футболка. Где у Вовы туфельки, футболка. Вот какой нарядный Вова».
«Покажи и назови-2» Задача: Воспитывать положительное отношение к чистоте и опрятности. Материал: кукла; предметная картинка, на которой изображена кукла в платье с крупными карманами, пуговицами с бантом. Ход: Воспитательница даёт двоим детям одинаковые картинки с изображением куклы. На кукле надето платье с карманом, пуговицами и воротником, на ногах носки и ботинки, на голове бантик. Воспитательница, обращаясь к детям, говорит: «Красивая кукла нарисована на картинке, ее тоже зовут Оля. Петя, покажи Олю. И у Сони Оля. Соня, покажи, где у куклы платье». Таким же образом она предлагает детям показать ботинки, носки, бант, волосы и назвать: «А это что? Да бант». Воспитательница: «А вот это пуговица (карман). Покажи, Петя, пуговицу (карман)». После того как картинка рассмотрена, воспитательница даёт детям кукол: «На картинке кукла Оля нарядная и у вас куколки нарядные, они хотят с вами поиграть». Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
1,6года-1,9года
«Во что одета кукла Аня» Задача: Вызывать положительное отношение к чистоте и опрятности. Материал: Большая кукла, одетая в платье с карманом, пуговицами и воротником, на ногах носки и туфли, на голове бант. Ход: Воспитательница подзывает детей и знакомит их с куклой Аней. Дети здороваются. Воспитательница, обращаясь к детям, говорит: «Красивая кукла, ее зовут Аня. Петя, покажи Аню и Соня тоже покажет куклу Аню. Соня, покажи, где у куклы платье. Вот оно». Таким же образом она предлагает детям показать ботинки, носки, бант, кармашек, пуговицы, волосы, руки, ноги, глаза, рот, нос куклы. Время от времени она предлагает детям показать свое платье, карман и т.п. Затем воспитательница говорит: «Аня чистая, опрятная, аккуратная. Она мне понравилась. И вы тоже чистые, опрятные, аккуратные. Вы мне очень нравитесь».
«Мы умеем раздеваться» Задачи: Учить самостоятельно и снимать носки, штаны (с небольшой помощью взрослого). Учить самостоятельно снимать обувь. Ход: Во время раздевания воспитательница читает потешку и помогает ребёнку снимать одежду: «Деткам спать давно пора, Раздевайтесь детвора: Снимем мы штанишки, Платье и носочки. Ой, про туфли мы забыли. Снимем туфли с ножек. Эту с правой ножки, Эту с левой ножки».
«Маленькие помощники» Задача: Учить складывать вещи на стульчик. Материал: Игрушки: кукла, кроватка, стульчик. Ход: Воспитательница предлагает уложить куклу спать. Но нужно разложить одежду правильно на стульчике: «Сними, Женя, платьице. Куда его нужно положить? Правильно. А что сейчас нужно снять?» После того, как все вещи сняты и разложены, воспитательница предлагает спеть колыбельную песенку и укачать куклу: «А-а, а-а, а-а! Бай-бай!»
«Научим куклу пользоваться салфеткой» Задача: Учить пользовать салфеткой. Материал: кукла, столик и стульчик (по размеру куклы), кукольная тарелка, ложка и салфетка. Ход: Ребенок садится напротив взрослого за детским столом. Воспитательница знакомит малыша с куклой и предметами для ее кормления: "Смотри, кто к нам пришел. Это Ляля". Воспитательница подносит куклу к ребенку, чтобы поздороваться: "Здравствуй, Наташа". Рукой ребенка гладит куклу по голове, приговаривая: "Хорошая Ляля, здравствуй, Ляля". Воспитательница садится за стол, ставит на него кукольную мебель - стол, стул; сажает на стул куклу, сопровождая свои действия словами: "Я поставлю стол и стул, посажу Лялю и дам Ляле кашу. Вот тарелка, вот ложка. На, Ляля. Кушай, Ляля, кашу". Подносит ложку ко рту куклы несколько раз: "На, Ляля, кушай, Ляля, кашу. Ах, какая вкусная каша. Ляля съела кашу. Ляля сыта. Что же теперь ей делать? Да. Вытереть рот. Вытри ротик Ляли. На салфетку". Воспитательница помогает ребёнку вытереть рот кукле. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Мыльные перчатки» Задача: Учить намыливать ладони до образования пены круговыми движениями Ход: Воспитатель: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки"». Воспитатель поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Воспитатель читает детям в процессе игры потешку: «Ладушки, ладушки, С мылом моем лапушки». Затем воспитатель обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем и воспитательница продолжает потешку: «Чистые ладошки, Дам вам хлеб, да ложки!»
«Сделаем лодочки» Задача: Учить мыть лицо. Ход: Воспитательница при умывании детей, читает потешку и делает соответствующие движения: «Руки надо чисто мыть, Надо личико мочить. Ручки лодочкой сложите, Тихо личико смочите».
«Помоги Оли» Задачи: Познакомить с назначением носового платка. Учить находить носовой платок в кармане. Материал: Кукла, носовой платок. Ход: Воспитательница берёт куклу на руки, подзывает детей, читает потешку и выполняет действия: «Ты в кармашек посмотри, Что там прячется внутри. найти носовой платок в кармане Это же платочек! взять платок в руку Ты платочек свой возьми, Носик Оли вытри» вытереть кукле нос
«Познакомимся с Аней»
Задача: Воспитывать доброжелательные отношения: приветствовать, прощаться; чувство сопереживания: упала-пожалеть. Материал: Кукла. Ход: Воспитательница приносит куклу. Кукла здоровается со всеми детьми: «Здравствуй, Сережа, здравствуй, Наташа». Воспитательница побуждает каждого ребенка сказать: «Здравствуй, Аня», а затем обращается к кукле: «Аня, покажи, как ты ходишь. Иди, Аня, иди. Идет, Аня, идет, топ-топ ножками, идет, идет... бах — упала. Упала Катя, бах! Ай-ай, плачет Катя. Больно Кате, она плачет. Ай-ай. Не плачь, Аня, не плачь! (Воспитатель гладит ее по голове, предоставляя детям возможность успокоить куклу, просит малышей гладить ее по головке и говорить: Не плачь). Аня устала и больше ходить не может. Надо уложить ее спать». Воспитательница укачивает куклу и уносит спящую в кукольный уголок и укладывает в кроватку. Дети прощаются с куклой. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Прогулка с любимыми куклами и мишками»
Задача: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу
Материал: Машинки, куклы и мишки из уголка игрушек.Ход: Воспитательница берёт машинки из уголка и катает их. Дети окружают её, она дает им поиграть с машинками. Затем воспитательница обращает внимание детей на кукол в уголке: «Нашим куклам тоже очень понравились машинки, давайте их покатаем». Дети сажают кукол в машинки. Воспитатель следит за поведением детей, помогает детям в общении: не вырывать игрушки, не толкаться. Далее воспитательница предлагает покатать мишек: «Посмотрите, и наши мишки хотят покататься». Дети катают игрушки, воспитательница следит, чтобы они не бросали их на пол: «Оля катает куклу спокойно, она не падает, умница. Серёжа, давай я подержу куклу, пока ты катаешь мишку». После того как все примут активное участие в игре, по нескольку раз обменявшись машинами и игрушками, воспитательница приносит ещё несколько машин и кукол (по числу детей) и раздает их для самостоятельной игры.
«Катаем кукол в колясках»
Задача: Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. Материал: Коляски, куклы из уголка игрушек. Ход: Воспитательница вывозит коляску, укладывает в неё куклу и катает: «Спи, Ляля. А-а-а». Дети подходят к воспитательнице, она предлагает и им взять по коляске и покатать кукол: «У Максима кукла не хочет спать, пусть посидит в коляске. Дети молодцы, спокойно катают кукол. Полина, дай Максиму покатать коляску, а он даст тебе свою. Куклы довольны». Дети продолжают игру под наблюдением воспитательницы. Она помогает детям в установлении доброжелательных отношений: «Мила, дала Полине куклу, ты молодец. Полина, помоги поднять куклу Максиму».
«Кто что делает» Задача: Воспитывать доброжелательные отношения: не будить спящего, пожалеть плачущего. Материал: картинки: «кукла спит в кроватке», «зайка плачет». Ход: Детям показывается картинка «кукла спит в кроватке». Воспитательница задаёт детям вопросы: «Кто это? Что кукла делает?». Аналогично проводится работа и с другой картинкой. После того как воспитательница убедилась, что дети поняли содержание она дополняет рассказ: «Тише, тс. Не шумите. Не будите Лялю. Спи, Ляля, спи» или « Зайка упал, ему больно, ой-ой. Бедный зайка. Не плачь, всё пройдёт». Дети повторяют: «Тише, тс. Не плачь».
«Назови действие» Задача: Учить обращаться с предметами домашнего обихода. Материал: картинки: «Кукла сидит на стуле», «Кукла лежит в кроватке», «Кукла в ванне». Игрушки, изображённые на картинках. Ход: Воспитательница рассаживает детей у стола, ставит на подставку одну картинку и разговаривает по поводу изображенного на ней. Например, показывая картинку «Кукла лежит в кроватке», воспитательница говорит: «Это кукла, кукла спит. Толя, что делает кукла?» (Кукла спит). Затем картинка убирается, и воспитатель показывает новую «Кукла сидит на стуле» и говорит: «Это кто? Кукла. Кукла сидит на стуле. Женя, что делает кукла?»... После того как все картинки рассмотрели, воспитательница показывает игрушки и предлагает поиграть: «Я покажу вам картинку, а вы сделаете то, что на ней нарисовано», (куклу надо посадить на стул, положить в кровать или в ванну). После игры дети берут любые игрушки из набора для самостоятельной деятельности. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Чудесные картинки» Задача: Учить обращаться с предметами домашнего обихода. Материал: картинки: «мальчик надевает шапку», «мальчик снимает пальто», «мальчик умывается», «мальчик вытирается полотенцем».
Ход: воспитательница показывает детям последовательно две картинки: мальчика умывающегося и вытирающегося. Обращаясь к детям, она говорит: «Это мальчик. Мальчик умывается. Тоня, что делает мальчик?» Затем показывает следующую картинку: «А что здесь делает мальчик?» (Вытирается.) Если никто не сможет ответить правильно, воспитательница скажет: «Мальчик вытирается». Затем аналогичным образом проводится показ следующих пар («мальчик надевает шапку», «мальчик снимает пальто»). Затем воспитательница предлагает детям сделать то действие, которое изображено на картинке (вытереть лицо полотенцем, «умыться»…). Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
1,9года-2года
«Уложим куклу спать» Задача: Формировать умение выполнять последовательную цепочку игровых действий: раздеть, положить кровать, укрыть одеялом, покачать. Материал: кукла с набором одежды, стул, кровать со спальными принадлежностями. Ход: Воспитательница приглашает детей к столу, ставит на стол кровать с матрацем, подушкой, одеялом и маленький стульчик для куклы и спрашивает: «Кто же будет спать в кроватке? Нина будет спать. Где же Нина?» Приносит куклу Нину и обращается к ней: «Нина, где ты была? Гуляла?» — «Гуляла». — «Ты долго гуляла, Нина?» — «Долго, я устала». — «Ты спать хочешь?» — «Да, я хочу спать». — «Ребятки, Нина хочет спать. Нина, надо снять туфли, носки, платье и сложить все на стульчик» (стул ставит рядом с кроватью). Воспитательница обращается ко всем детям по очереди: «Лена, раздень куклу» — «Нина раздета, что делать дальше?» — «Да, положить в кровать. А потом?» — «Правильно, укрыть одеялом». — «Нина не спит?» — «Надо её покачать». — «Лена, покачай Нину». Кукла ложится, засыпает. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Застегни пальто кукле» Задача: Учить расстегивать и застёгивать пуговицы. Материал: Кукольное пальто на картоне. Ход: Воспитательница показывает ребёнку «пальто» и предлагает потренироваться, застегнуть его.
«Мишка пьёт горячий чай» Задача: Уметь вытирать губы салфеткой. Материал: салфетки по числу детей. Ход: Воспитательница читает потешку и выполняет действия, в конце раздаёт детям салфетки и побуждает вытирать рот: «Мишка пьет горячий чай подносить кулачок ко рту И сосет конфетку, делать «лошадку» Не облейся невзначай, грозить пальцем Не забудь салфетку!»
«Покормим Катю» Задачи: Учить слегка наклоняться над тарелкой. Говорить «спасибо» после еды. Материал: Салфетка, игрушечные стол, стул, тарелка, ложка. Ход: Воспитательница усаживает детей на ковёр. Приносит завернутые в салфетку игрушки (стол, стул, тарелку, ложку). Вынимает каждый предмет по очереди и спрашивает, что это, стараясь получить словесный ответ. В то же время каждый ответ она подкрепляет произнесением нужного слова, говоря при этом: «Сережа, что это?» — «Это стол». — «Кукла Катя будет есть за столом. Лена, что это?» — «Это стул». — «На стуле Катя будет сидеть. Саша, что это?» — «Это тарелка». — «Наташа, что это?» — «Это ложка». — «Сережа, скажи: Катя, садись есть. Садись за стол. А где же у тебя салфетка? Вот Катина салфетка. Лена, покорми Катю супом ложкой из тарелки. Ой-ой, Катя чуть не пролила суп. Надо наклоняться над тарелкой». Катя съедает суп, говорит спасибо и уходит. Воспитательница предлагает детям покормить и других кукол. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Вытиралочка» Задача: Учить насухо вытирать полотенцем лицо (ровно держа полотенце по середине), руки (освободив одну руку из под него и вытирать её движениями руки, спрятанной под ним). Ход: Воспитательница читает потешку и выполняет действие по тексту: Полотенце нужно взять, раскрыть ладони Чтобы ручки вытирать. «вытирать» руки Вытрем сразу оба глаза! закрыть ладонями глаза Вытрем уши, вытрем шейку, тереть ладонями уши, шею Шейка трись-ка хорошенько! погрозить указательным пальцем
«Кукла Катя вытирается полотенцем» Задача: Учить насухо вытирать полотенцем лицо (ровно держа полотенце по середине), руки (освободив одну руку из под него и вытирать её движениями руки, спрятанной под ним). Материал: кукла, кукольное полотенце. Ход: Дети идут в умывальную комнату. Воспитатель берёт с собой куклу, сажает на пеленальный столик: «Вот, Катя, сейчас дети покажут тебе, как они умеют умываться и научат тебя вытирать руки». Затем воспитатель подводит детей к умывальнику и предоставляет детям самостоятельность в процессе умывания, чтобы они показали кукле, как они умеют правильно подставлять руки под струю воды, намыливать и смывать мыло. После того как дети умылись, воспитательница говорит: «А сейчас насухо вытремся, вот так: положим полотенце на ладошки и вытрем лицо. А сейчас достанем одну руку и вытрем её руки, вот так. А сейчас другую». Потом предлагает подойти к кукле и показать ей, как надо вытираться: «Полина, вытри Кати лицо, а Милана руки. Молодцы. Теперь Катя знает, как вытираться».
«Научим мишку вытираться платком» Задача: Учить пользоваться носовым платком. Материал: Мишка-игрушка в штанишках с карманом, в котором лежит носовой платок. Ход: Воспитательница обращает внимание детей на мишку в игровом уголке: «Кто-то у нас шмыгает носом? Кто это? Да это же мишка. Миша, что случилось? У тебя насморк? Что же делать? Нужно вытереть тебе нос. Кто поможет мишке?» Дети достают платок у мишки из кармана и вытирают ему нос. Воспитательница помогает им.
«Уберём всё на место» Задача: Закладывать основы бережливости. Ход: Воспитательница говорит: "Мы немного поиграли И игрушки разбросали. Пойдемте, уберём всё на место. Куда надо посадить зайку? Правильно. Где у нас лежат тарелки…» Дети убирают игрушки, воспитательница следит. Если ребёнок не знает, куда нужно убрать игрушки, воспитатель подсказывает или просит приносить игрушки ей. Воспитательница убирает игрушки сама, сопровождая действия словами.
«Стирка одежды»
Задача: Формировать представление о воде как о важном средстве поддержания чистоты. Материал: игрушечные кукла, таз, кувшин, мыло, одежда, вешала. Ход: Воспитательница показывает детям куклу: «Жила- была девочка Женя (показывает), пошла она гулять и упала. Всю одежду испачкала (показывает грязную одежду). Нужно её постирать». Достаёт таз, мыло и кувшин с водой, и начинает стирать бельё, сопровождая действия словами. Воспитательница: «Вся одежда постирана. Теперь её надо посушить. Помогите мне». Дети развешивают бельё.
«Купание куклы Ани»
Задача: Формировать представление о воде как о важном средстве поддержания чистоты. Материал: Игрушки: кукла, ванночка, «мыло», полотенце, губка, ведерко, одежда, стул. Ход: Воспитательница подводит детей к игровому уголку, показывает куклу и говорит, что она очень любит мыться. Затем предлагает куклу искупать. Дети садятся полукругом, воспитательница выполняет игровые действия, сопровождая их речью. Привлекает детей к посильной помощи: «Сейчас мы будем куклу Аню мыть. Купать будем в ванночке. Кто хочет помочь кукле раздеться? А куда положим вещи?»В конце игры куклу одевают в новое платье и катают в коляске. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Мишка умывается» Задача: Формировать представление о воде как о важном средстве поддержания чистоты. Материал: Игрушка мишка. Ход: Воспитательница берёт мишку на руки, читает потешку, выполняя движения по тексту лапами игрушки: «Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Детям улыбаемся! Ты всегда перед едой Руки чисто с мылом мой». Затем предлагает поиграть с мишкой детям. Дети повторяют за игрушкой движения.
«Найди такую же» (нахождение среди разных картинок совершенно такой же, как у ребёнка в руках шапочки, одинаковой по цвету, фасону, или куклу, внешне ничем не отличающуюся) Задача: Узнавать предметы бытового назначения, которыми дети постоянно пользуются. Материал: Картинки мяча, куклы, юлы и парные картинки чашки, платья, шапочки. Ход: 1 часть. Воспитательница вынимает из коробки одну картинку с изображением чашки, показывает ребенку и называет ее. Затем она спрашивает название предмета, нарисованного на картинке. Держа в одной руке картинку так, чтобы она была видна ребенку, воспитательница незаметно для него второй рукой берет еще одну - тоже с чашкой и третью - совсем не похожую на две предыдущие, с изображением мяча. Потом кладет обе новые картинки рядом на стоящий поодаль от нее столик. Затем она говорит: "Сашенька, вот у меня чашка. Там, на столе, тоже лежит чашка. Иди, принеси ее". Обычно ребенок охотно бежит к столу, останавливается около него, смотрит на обе картинки, берет ту, на которой изображена чашка, и с радостью приносит. Бывает, что на первых порах ребенок не всегда берет нужную картинку или хватает обе сразу. Тогда воспитательница подносит ему картинку, которую держит в руке, и настойчиво просит взять со стола такую же. Если ребенок по-прежнему не берет нужную картинку, она помогает ему отыскать ее и говорит: "Вот, Саша, молодец, нашел чашку и несет ее на стол". 2 часть. Воспитательница раскладывает на столе картинки мяча, куклы, чашки, платья. И просит найти такое же платье как у ребёнка в руках.
«Найди» Задача: Вызывать положительное отношение к чистым, опрятным вещам. Материал: большой и маленький кубики с цветными картинками одежды. Ход: Воспитательница усаживает ребёнка за стол и показывает набор кубиков-вкладышей. Просит назвать: "Что нарисовано на этой стороне? Что на другой стороне?" Затем воспитательница дает ребенку большой кубик, чтобы он самостоятельно рассмотрел картинки, а меньший кубик кладёт на стол. Воспитательница: "Найди, Коля, у себя на кубике шапку, покажи ее. Правильно, это шапка, а теперь найди такую же картинку на маленьком кубике на столе". Затем ребенку дается другая картинка на кубике и он должен отыскать ей подобную. Отыскиваются все картинки.
«Что сделать с названной игрушкой?» Задача: Учить обращаться с предметами домашнего обихода. Материал: картинки с изображением чашки, салфетки, куклы, ложки, тарелки, мыла, полотенца, расчёски. Ход: дети сидят на стульчиках. Воспитательница показывает картинки и действия с ними, называя их словами. Вызывает ребенка и дает ему поручение: сделать что-либо с названной игрушкой. Ребенок выполняет поручение. Если он сделал правильно, хвалит его и зовет другого.
«Умоем куклу» Задача: Учить обращаться с предметами домашнего обихода. Материал: Картинки с изображением мыла, полотенца, кран с водой, чашка, кукла. Ход: Дети сидят на стульчиках за столом. Воспитательница показывает куклу: «Это кукла Оля. Кукле Оли нужно вымыть руки. Вот картинки, что на них нарисовано?» Дети называют предметы. Воспитательница: «Что нужно кукле, чтобы вымыть руки?» Дети отбирают картинки, если они сделают это правильно, хвалит их, если ошибаются, подсказывает правильный ответ.
«Составь разрезные картинки» (2 части) Задача: Узнавать и называть, предметы бытового назначения, которые дети постоянно видят. Материал: Разрезанные на две части картинки чашки, тарелки, шапки, платья. Ход: Нужно сложить целую картинку из частей.
«Расскажи» Задача: Формировать представление о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища. Материал: картинки: «Девочка умывается», «Женщина моет посуду», «Девочка купает куклу». Ход: Воспитательница показывает картинку: «Это девочка, это водичка. Девочка умывается». Затем воспитательница спрашивает детей, о том, что нарисовано на картинке. Ответы должны быть полные. Также проводится рассматривание и последующих картинок. В конце каждого рассказа воспитательница делает вывод: «Вода помогла девочке, сделала её чистой…»
«Что на картинке» Задача: Формировать представление о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища. Материал: картинки: «Мальчик умывается», «Женщина купает ребёнка», «Няня моет пол». Игрушки по теме картинок. Ход: Воспитательница показывает детям картинку. После того, как пройдёт немного времени и дети отреагируют на неё (словом, возгласом, жестом), воспитательница задаёт вопросы: «Кто это? Что тётя делает? Где сидит ребёнок?». Когда воспитательница убедится, что дети правильно поняли содержание, она убирает картинку, затем опять показывает её детям и спрашивает: «Что нарисовано на картинке?». Нужно следить, чтобы ответы были полными. Если дети затрудняются, то нужно дать образец. В конце каждого рассказа воспитательница делает вывод: «Мальчик умылся водой и стал чистый. Вода сделала его чистым. Тетя вымыла девочку и она стала чистая. Ей теперь хорошо. Водичка ей помогла…»
«Что изображено» Задача: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания. Материал: картинка «Дети одеваются», кукла с одеждой для прогулки. Ход: Воспитательница, показывая картинку, сопровождает её примерно таким рассказом. "Посмотрите, вот детки одеваются. Они пойдут гулять. Девочка надевает валенки, а мальчик рукавички. Тетя помогает деткам одеваться. Они оденутся и пойдут гулять. Да, шарфик лежит на стуле. Девочка его наденет, ей будет тепло". Воспитательница даёт возможность высказаться и детям. После рассматривания картинки, воспитательница предлагает одеть куклу Катю на прогулку. Дети подают нужные вещи, а воспитательница одевает. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Рассказы по картинкам» Задача: Воспитывать навыки культуры поведения за столом. Материал: Картинка «Дети обедают». (На картинке изображены трое детей, сидящих за столом. Мальчик наклонился над тарелкой и ест второе. Девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце. Второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой. На столе стоит стакан с бумажными салфетками). Ход: Воспитательница показывает картину и рассказывает: «На картине нарисованы дети. Они обедают, сидят за столом спокойно. Мальчик (показывает его) ест кашу из тарелки. Вася, покажи тарелку. А это что? (Ложка.) А девочка уже съела кашу. А это что? (Чашка.) В чашке компот. А это что? (Тарелка.) Что делает мальчик? Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчик? Салфетки стоят в стакане. Таня, покажи стакан с салфетками. Дети хорошо и аккуратно едят. Платья и рубашки у них чистые». Затем воспитательница просит отдельных детей рассказать, что делают мальчик и девочка, что они держат в руках, что едят. Литература: C.Л.Новосёлова «д\и и занятия с детьми раннего возраста».
«Вымоем посуду» Задача: Формировать представление о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища. Материал: игрушечная посуда, полотенце, губка, таз с водой. Ход: Воспитательница подходит к кукольному уголку: «Сколько грязной посуды, пора её мыть. Поставлю таз с водой, опущу туда посуду. Буду мыть, так. А вы, ребята, вытирайте». Воспитательница раздаёт детям полотенца, показывает, как надо вытирать: «Вот и вся посуда чистая».
«Сборы на прогулку» Задача: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания. Материал: кукла. Ход: Перед сборами на прогулку воспитательница показывает детям куклу: «Это кукла Оля, она часто приходит к нам на занятия. Сегодня Оля хочет посмотреть, как мы собираемся на прогулку». Кукла «идёт» с детьми в раздевалку, где дети показывают её свои шкафы, одежду, учат одеваться. Когда все готовы, прощаются с куклой.
«Уберём одежду» Задача: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания. Материал: кукла. Ход: Дети приходят с прогулки, их в раздевалке ждёт кукла Оля. Воспитательница напоминает, что Оля хочет посмотреть, как дети раздеваются после прогулки. Дети раздеваются, воспитательница комментирует: «Оля, посмотри, Полина раздевается сама. Всё в шкафчик повесила. Максим, помоги Еве снять ботиночки». После того как все разденутся, кукла идёт с детьми в группу.
Развитие мелкой моторики в дидактических играх по формированию КГН
Игры с пластилином:
«Оденем Маню на прогулку».
«Тапочки с помпонами».
«Чайничек». Задача: Учить бережному отношению к предметам домашнего обихода. Материал: Готовое изображение одетой куклы, тапочек, чайника. Ход: Надо отщипнуть кусочек пластилина и прикрепить его на уже готовое изображение (помпон на шапку, тапочки, крышечку на чайник)
Иг Игры с бумагой:
«Вытри ушки».
Задача: Формировать навыки опрятности.
Материал: На листочке нарисован заяц, та часть листа, где ушки смята.
Ход: Воспитательница предлагает помочь зайцу вытереть уши. Надо разгладить лист бумаги тыльной частью ладони.
Игры на выкладывание:
«Платье для куклы».
«Рукавичка».
«Маша пьет чай». Задача: Учить узнавать и называть предметы домашнего обихода. Материал: Наклеенная на бумагу картинка рукавички, платья, чашки. Дубликат частей картинки. Ход: Наложить части дубликата на готовую картинку.
Иг Игры с мозаикой:
«Шьем одежду для мишки».
«Валенки для Валеньки».
«Стираем вместе».
«Шарфик для куклы».
Задача: Учить бережному отношению к предметам домашнего обихода. Материал: Готовое, выложенное из мозаики изображение одежды, куклы. Ход: Надо доложить части из мозаики на уже готовое изображение (верёвку, прищепки, шарфик, пуговицы)
Тактильное восприятие:
Задача: Учить обращаться с предметами домашнего обихода.
«Готовим салат».
Материал: комплект овощей из кукольного набора, таз, тарелки из кукольного набора.
Ход: Перебирать, вынимать, раскладывать по тарелкам высыпанные в таз овощи из набора.
«Сухой - мокрый».
Материал: Платочки сухие и мокрые два тазика.
Ход: Предложить детям найти и разложить по тазикам сухие и мокрые платочки.
«Разложи по порядку».
Материал: комплект одежды из кукольного набора, игрушечный стульчик. Ход: Кукла разбросала свои вещи, их надо разложить на стульчике.
«Подбери к штанишкам кофточку».
Материал: 3-4 комплекта одежды из кукольных наборов. Ход: Надо подобрать комплекты одежды по размеру.
«Разложи обувь парами».
Материал: 3-4 пары обуви из кукольных наборов. Ход: Котик перемешал всю обувь, надо разобрать её по парам.
«Тарелочки» Материал: 5-6 разноцветных пластмассовых тарелочек из кукольных наборов. Ход: Покажите ребенку, как тарелочки можно складывать стопкой, как раскладывать в ряд или по кругу. Как можно раскладывать разные предметы по тарелкам.
Игры с водой. Самомассаж:
Задача: Формировать представление о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища.
«Водичка». Ход: Дети мочат руки в воде, а воспитательница читает потешку: «Чистая водичка моет Вове личико, Танечке - ладошки, А пальчики - Антошке».
«Моем овощи и фрукты».
Материал: Резиновые овощи и фрукты, полотенце, таз с водой, кукла, тарелка.
Ход: Чтобы накормить куклу надо вымыть овощи и фрукты. Воспитательница опускает их в таз с водой, предлагает вымыть овощи и фрукты, затем вытереть полотенцем и положив в тарелку, предложить кукле.
«Большая стирка».
Материал: Таз, мыло, платочки.
Ход: Предложить детям постирать платочки: опустить их в таз, затем поднять, разложить на одной ладошке, другой взять мыло и намылить, опустить в туз, взять за уголок и прополоскать. Воспитательница сама выжимает платочки и вешает их.
Иг Игры с нанизыванием:
1. «Варим компот».
2. «Сушим яблоки».
3. «Сушки».
Задача: Закладывать основы культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами. Материал: Шнурок, деревянные кольца, шары разного размера и цвета. Ход: Нанизать на шнурок кольца или шары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка
Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...
Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста
Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...
Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни
Картотека потешек для использования в процессе развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни...
Развитие культурно-гигиенических умений у детей
Презентация на тему: "Развитие культурно-гигиенических умений у детей"...
Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "
Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...
Педагогический проект по воспитанию самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет
Педагогический проект по воспитанию самостоятельности в развитии культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 2-3 лет...
Содержание воспитательно - образовательной работы по приучению детей к труду, воспитание навыков самообслуживания и развитию культурно - гигиенических навыков
Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение навыками самооб...