Проектный метод в ДОУ
консультация
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx | 22.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Нравственно - патриотическое воспитание - один из сложных и многогранных аспектов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Его реализация сложна и вместе с тем является наиважнейшей отраслью воспитания дошкольников. Давно известно, что основные фундаментальные мироощущения будущего гражданина, связанные со своей Родиной, закладываются в детстве. Поэтому педагогам необходимо обращать большое внимание на то, какими средствами, методами и формами работы они реализуют патриотическое воспитание дошкольников.
ФГОС ДО ставит цель по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:
-создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морального и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Патриотическое воспитание по ФГОС подразумевает следующие
задачи:
-формирование нравственно- духовных особенностей личности;
-формирование чувств гордости за свою нацию;
-формирование почтительного отношения к национальным и
культурным традициям своего народа.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, они не заменяют традиционные формы, а успешно их дополняют и восполняют.
Используя инновационные формы и методы нравственно-патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своей великой Родины, малой Родины, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свою семью, уважать людей разных национальностей.
Одной из форм инновационной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию является метод проектов. Это один из перспективных методов, способствующих решению проблемы нравственно - патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Проектная деятельность, позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Этапы работы по внедрению проектного метода
Вся работа при реализации проектов проходила в несколько этапов.
На первом этапе педагоги ДОУ разрабатывают паспорт проекта, определяют его цель и основные задачи. Также определяются участники проекта. В ходе реализации групповых проектов участниками становятся воспитанники данной группы, педагог и родители. При реализации общесадовых проектов к данной деятельности подключаются узкие специалисты.
На втором этапе определяется содержание проекта, разрабатывается перспективное планирование по работе с детьми, составляется план взаимодействия с родителями, с педагогами и узкими специалистами. Воспитатели данную работу планируют самостоятельно, с учетом возрастных особенностей воспитанников и согласно содержания, разработанного творческой группой. То есть они разрабатывают проекты, самостоятельно определяя методы и приемы работы.
Третий этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведётся работа по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями, которая включает в себя проведение ряда консультаций для педагогов и узких специалистов, а так же родительских собраний по теме проекта.
Понимая, что чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого нужно организовать и провести родительское собрание, целью которого объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Реализация проектов с детьми начинается с введения их в проектную деятельность. Хочется отметить, что самые большие трудности воспитатели будут испытывать именно при организации работы с детьми по вхождению в проектную деятельность, ведь мы не можем сказать детям, что реализуем проект и начинать насаждать их информацией, как зачастую это происходит при организации тематических дней и недель. Необходимо что бы педагоги четко понимали, что в ходе работы дети самостоятельно или совместно со взрослыми добывают информацию, а для этого нужно создать игровую, поисковую или проблемную ситуацию.
Четвертый этап – презентация проекта, которая проходит в форме праздников; творческих выставок фотоматериалов, рисунков, коллажей по теме проекта; конкурсов и т.д. Презентация групповых проектов проходит на уровне группы, общесадовых проектов на уровне ДОУ.
В результате систематической работы в течение времени реализации проекта дети не только получали сумму знаний, но и могли выразить свои чувства в продуктивной деятельности, в составлении творческих рассказов.
Метод проектов актуален и очень эффективен.
Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений населённого пункта, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.
В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.
В-четвертых, проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности.
Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект.
В заключении необходимо сказать, что использование проектного метода обучения в практике работы ДОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
Проводя все инновационные формы работы согласно ФГОС ДО мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, а его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины: трудолюбивый, милосердный, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....
Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.
Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....
проектный метод как метод развивающего дошкольника
Консультация для воспитателей....
проектный метод как метод развивающего дошкольника
Консультация для воспитателей....
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)
Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...