Развитие речи детей раннего возраста с использованием пособий, изготовленных из ковролина и фетра
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей раннего возраста с использованием пособий, изготовленных из ковролина и фетра
Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы.
Раннее детство — это особенный период в жизни ребенка, когда
происходит его стремительное психическое и физическое развитие — основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, — не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем
годам накапливает около 1000 слов.
В этот возрастной период он учится строить первые предложения, делать первые обобщения, у него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, раннее детство имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка, и поэтому неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития (ЗРР), что осложнит его дальнейшее развитие в целом. Ученые утверждают, что любая
задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также деятельности в различных ее формах.
Исследователями установлено, что основой формирования речи является обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Приобретение такого опыта начинается с первых дней его жизни, его обогащение в правильном сочетании со словом взрослого выступает одним из важнейших факторов развития речи детей.
Таким образом для развития речи, прежде всего необходимо обеспечить достаточное разнообразие внешней среды, позволяющей обогатить чувственный опыт ребенка в правильном сочетании его со словесным сопровождением, установить положительный контакт со взрослыми и сверстниками, создать благоприятные условия для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Поэтому мы решили в своей педагогической практике использовать метод ковролинографии.
В группе в доступном месте для детей мы разместили ковролиновое полотно и набор деталей, также из ковролина. Сзади каждой детали есть липучка, которая позволяет свободно прикреплять к полотну. Благодаря липучке
предметы во время игры не спадают с игрового поля, что позволяет дольше сохранить внимание малыша к игре.
В игры с ковролином постоянно вносятся новые элементы, такие как прищепки, шнурочки, пуговицы, что позволяет обеспечить разнообразие, наглядность и динамизм.
Игры на ковролине дают возможность удовлетворять потребность ребёнка в общении; совершенствовать понимание речи взрослого, расширить знакомство детей с окружающим миром и на этой основе обогащать их словарный запас, формировать умение произносить не только отдельные слова, но и простые фразы; отвечать на несложные вопросы.
При проведении с детьми раннего возраста игр с ковролином мы
учитывали следующие моменты:
∙Игры с малышами основаны на подражании взрослому, его
действиям словам, а не на объяснении, беседе, внушении
∙Игры проводятся только, когда затронуты положительные эмоции ребенка
∙Материал доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от игры к игре
∙Длительность игры зависит от ситуации, возможностей детей, их
поведения
∙Игра должна иметь начало, продолжение и конец
∙Во время игры часто хвалим малышей.
Мы подобрали игры на ковролине направленные на звукоподражание и развитие артикуляционного аппарата. Например, при проведении игры «Во дворе», предлагаем малышу повторить слова, звуки, которые издают животные, что способствует упражнению правильному произношению звуков и слов, укреплению артикуляционного аппарата ребенка.
Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их, но и упражняется в правильном произнесении звуков и слов, тем самым укрепляет артикуляционный аппарат.
Практические действия с игровым набором ковролина отражает
свойственный раннему периоду детства наглядно – действенный характер мышления. Поэтому игры с ковролином обогащают чувственный опыт
малышей, учат их мыслить. В таких практических действиях как соединение, разъединение предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщение и др.
Игры на ковролине развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Например, малышам предлагается по образцу собрать из деталей узор на вазе, или для веселого ежика сделать колючки с помощью разноцветных прищепок. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
В ходе работы с ковролином, мы так же открыли для себя замечательный материал как фетр. Это приятный на ощупь материал, разнообразный по цвету, толщине. Игрушки из фетра не требуют дополнительной обработки краев, их можно стирать, гладит, их сложно помять или порвать. Все это важно именнодля детских игрушек. Именно из фетра получаются самые оригинальные и симпатичные дидактические игры и игрушки для детей.
Нами были сделаны из фетра такие дидактические игры и пособия («Овощи и фрукты») которые позволяют развить сенсомоторную сферу, развить тактильные восприятия, внимание, восприятие.
Из фетра была сделана нами пособие книжка по сказке «Колобок». «Колобок» одна из первых сказок с которой знакомится ребенок. В ней много повторений, так полезных для запоминания сказки и развития речи ребенка. Сказка о забавном Колобке, поющего веселую песенку привлекает малышей и легко запоминается. Именно поэтому наш выбор остановился на этой сказке. Пособие книжка обладает всеми педагогическими требованиями:
доступностью, качеством и эффективностью воздействия, вариативностью использования. Она развивает не только мелкую моторику, но и тактильную чувствительность, координацию движений.
Одно из достоинств пособия книжки состоит в том, что фигурки героев сказки могу использоваться вне книжки, например: в театральной деятельности, при разучивании потешек, стихов.
Пособие книжка используются нами в играх разнообразной направленности:
свободная игровая деятельность позволяет нам не только быстрее установить контакт с детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка.
Основная функция использования пособия книжки заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств, прежде всего цвета, формы, размера.
Использование пособия книжки у ребенка формирует:
∙Умение вовлекать все пальцы рук в движение;
∙Умение сопровождать движение речью;
∙Умение и навык творче ской активно сти, инициативы и
самостоятельности;
∙Целенаправленные движения рук;
∙Опыт сенсорных впечатлений;
∙Доброжелательное отношения между детьми.
На каждой странице нашей книги имеются съёмные детали, которые можно перемещать внутри книги. Они присоединяются на различные приспособления: кнопки, липучки, шнурки. Выполняя игровые задания, непослушные пальчики малышей становятся более умелыми и учатся выполнять сложные действия, что очень полезно для развития мелкой моторики
ребенка. Детали на страницах сшиты из разного по фактуре и рисункам материала. Таким образом, ребенок учится различать цвета, определять гладкую или шероховатую поверхность, развивать свои тактильные ощущения – и это
все дает одна книжка.
«Читая» нашу тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится со сказкой.
На первой странице домик, в котором открывается дверь, а за дверью колобок. Рядом с домиком цветочки на кнопках, которые отстёгиваются. Трава и листья все объемные. Все детали и герои выполнены из фетра на тканевой основе. Некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть или шелестеть.
Подобранный и разработанный нами материал для детей раннего возраста рассчитан на развитие, как пассивной, так и активной речи: Ребенок самостоятельно не может овладеть речью. Только при постоянном внимании родителей и воспитателей к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова
Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....
Консультация для педагогов и родителей: «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия»
Речь детей, ранний возраст....
Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию « Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к Сказке»
ВоспитателиМБДОУ №24 "Солнышко"Мякишева Оксана Константиновна; ОД провела : Ганина Марина Александровна...
Конспект Образовательной деятельности по речевому развитию «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: « В гости к сказке»
Цель: Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора.Задачи:1. Продолжать формировать у детей интерес к театрализованной игре.2....
План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста. Тема: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений
МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» План профессионального самообразования воспитателя...
Консультация для педагогов и родителей: «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия»
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно ...
Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия»
Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого...