Картотека
картотека

Екатерина Михайловна Свистунова

Коллекционирование в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektsionirovanie_v_detskom_sadu.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

                Коллекционирование  в детском саду

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Процесс коллекционирования приводит к развитию умений видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычные вещи. Дошкольники, как правило, ещё не способны коллекционировать что-либо целенаправленно и систематически. Задача взрослых не только увлечь детей идеей, но и всячески помогать им в этом. Польза от этих занятий неоспорима. Во-первых, собирая коллекцию, дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью, у них возникает желание побольше узнать  о предметах своей коллекции. Во-вторых, таким способом дошкольники тренирует память, внимание, интеллект, развивают аккуратность и бережливость. В-третьих, играя экспонатами коллекции, дошкольники учится общению. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми  с неровным поведением, двигательно-активными, тревожными, малообщительными, застенчивыми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Работу по коллекционированию игрушек из киндер- сюрпризов  мы начали

- С показа и обследование игрушки « Киндер-сюрприза». Предложили детям создать у себя в группе коллекцию, вместе с детьми выбрать место для ее  хранения.  Так как места в нашей группе мало храним мы нашу коллекцию в  коробочке.

- Далее мы познакомили детей с  техникой безопасности игр с игрушкой Киндер сюрприз, так  как у таких игрушек много мелких деталей.

- Привлекли родителей к пополнению нашей коллекции

Почему мы решили собрать коллекцию игрушек из киндеров. Кстати, для коллекционирования «яичных» игрушек даже придумано название- киндермания. Я считаю, что на самом деле шоколадные яйца с игрушками – гениальная придумка. С ним можно придумать массу полезных занятий.

«Играем с Киндерами»

Как бы ни ругали мы многие современные изобретения, а все-таки шоколадные яйца с игрушками — гениальная придумка. Самое главное для детей не столько полакомиться шоколадом, сколько поскорее узнать, что же находится внутри на этот раз. Но, как нередко бывает, немного поиграв с фигуркой, ребенок о ней забывает. Однако вся эта мелочь из «киндер-сюрпризов» может превратиться в замечательные и полезные игрушки.

Конструируем

Можно строить дома и из кубиков и конструкторов. Особенно хороши для этих целей конструкторы с мелкими деталями, типа «Лего». Если дома строить надоело, сконструируйте для игрушек-малышей парк аттракционов. Они наверняка будут довольны.

Развиваем интеллект

С миниатюрными игрушками можно придумать множество игр на развитие памяти и внимания. Например, поставьте в ряд 4-5 фигурок и попросите малыша внимательно на них посмотреть. Теперь пусть ребенок закроет глаза или отвернется, а вы спрячьте одну из игрушек за спину. Кто спрятался? Пусть кроха попробует вспомнить. Задание постепенно усложняйте, прячьте несколько игрушек, добавляйте новые, меняйте игрушки местами, заменяйте одни фигурки другими и каждый раз просите ребенка сказать, что изменилось.

Не выбрасывайте вкладыши из шоколадных яиц, на которых нарисованы все игрушки серии. Они тоже пригодятся для полезной игры на внимание. Ставим в ряд все имеющиеся у нас игрушки из одной серии, а затем показываем малышу какую-нибудь фигурку на картинке и просим отыскать такую же среди игрушек. Учитывая, что фигурки одной серии нередко довольно схожи между собой, самым маленьким игрокам будет не так-то просто справиться с заданием.

Если у вас есть несколько разных серий из шоколадных яиц, с ними в два счета можно осилить основы синтеза и анализа. Когда малыш раскладывает свои сокровища по сериям, он осваивает важный навык — учится сортировать предметы по определенным признакам. Можно предложить ему выбрать из всех игрушек только животных, только героев мультфильмов, только фигурки людей, только мальчиков или девочек и т.п. А затем положите перед ребенком четыре игрушки, три из которых машинки, а четвертая — самолет. Что здесь лишнее и почему? Разгадывая каждый раз новые мамины задачки, малыш будет учиться выделять отличительные черты у схожих предметов (самолет ведь тоже транспорт, но транспорт воздушный).

Самым маленьким умничкам, для которых такие задачки еще слишком сложны, предложите находить лишнюю фигурку, отличающуюся цветом от остальных. Например, три машинки будут красные, а одна — желтая. Какая машинка не вписывается в общую компанию? Если вырезать из цветного картона силуэты домиков и разложить их на полу, можно рассортировать подходящие фигурки по цветам, расселив их в домики нужного цвета.

Можно учиться описывать и сравнивать предметы. Возьмите две машинки или две игрушки из одной серии и предложите малышу сказать, чем они похожи и чем отличаются. Обратите внимание и на цвет, и на форму, и на всевозможные мелкие детали. Если ребенок еще мал, рассказывайте ему об этих отличиях сами. Когда он чуть-чуть подрастет, то сможет справляться с заданием без вашей помощи. Еще интересно поиграть в загадки. Поставьте перед крохой несколько игрушек и описывайте одну из них. А малыш пусть постарается угадать, о ком или о чем идет речь. Если угадал — его очередь загадывать загадку маме!

А можно попробовать различать игрушки на ощупь. Для этого вам понадобится тряпичный мешочек или непрозрачный пакет. Отберите вместе с крохой 6-7 игрушек, рассмотрите их внимательно, а затем сложите в мешочек. Теперь малыш засовывает руку в мешочек, берет одну игрушку и, не вытаскивая, пытается определить на ощупь, что это за фигурка. Если не удалось на ощупь — достаем и рассматриваем. Может, в следующий раз получится?

С «волшебным мешочком» есть еще одна занятная и полезная игра. Сложите в мешочек 20 разных фигурок. Затем начинайте вытаскивать игрушки по очереди с малышом и придумывать предложения с их участием таким образом, чтобы получался связный рассказ.

Например, мама достает из мешочка бегемотика и придумывает первое предложение: «Жил-был в Африке маленький бегемотик». Следующую игрушку тянет малыш. Допустим, это машинка. Кроха продолжает сказку: «Решил он поехать покататься на машине» и т.д. Эта веселая игра хорошо развивает речь, творческое мышление и очень нравится малышам. Главное, чтобы ваша история была веселой и захватывающей.

А если у вас в кармане или сумке постоянно будет лежать какая-нибудь фигурка из шоколадного яйца, вы всегда сможете на некоторое время занять малыша в транспорте или в очереди. Вспомним знакомую с детства игру «В какой руке»: показываем крохе обе руки, сжатые в кулаки, и предлагаем угадать, где спрятана игрушка. Если угадал — пусть теперь он загадывает. Если малыш как раз сейчас учится различать право и лево, пусть не просто показывает предполагаемую руку пальцем, а говорит: в правой руке или в левой.

Занимаемся математикой

Игрушки из шоколадных яиц — замечательный счетный материал. Лучше не придумаешь! Прежде всего, их можно просто пересчитывать, осваивая количественный счет: «Сколько у нас машинок? Давай сосчитаем. А сколько динозавриков?» Потом можно поучить и счет порядковый: «Кто стоит первым в очереди за мороженым? А кто вторым? Пятым? Последним? А какой по счету у нас Винни-Пух?» Потом поучимся определять соседей справа и слева. В дальнейшем малышу будет легче перенести этот навык и на числа.

А теперь разберемся, кто стоит впереди, а кто сзади, кто справа, а кто слева, кто ближе, а кто дальше, иначе говоря, потренируемся ориентироваться в пространстве: «Кто в ряду находится левее: гномик или зайка? А кто правее: зайка или волк? Кто самый правый? А самый левый? Перечисли все игрушки справа налево, а теперь — слева направо…»

Маленькие фигурки удобно сравнивать: «Кого больше, лягушек или гномиков? А на сколько? А что нужно сделать, чтобы их стало поровну?» С веселыми фигурками можно придумывать и решать задачи: «В гараже стояло три машинки, к ним приехало еще две. Сколько стало?» Если вы построите из кубиков маленькие домики и поселите в них разное количество игрушечных жильцов, это тоже может превратиться в увлекательное освоение счета. Ведь фигурки могут ходить друг к другу в гости. А значит, количество жильцов в домиках будет то уменьшаться, то увеличиваться.

Мини-театр

Если у вас собралась целая коллекция сказочных героев — это отличное подспорье для развития речи малыша. С их помощью можно разыгрывать прямо на столе знакомые сказки. Если какого-то героя не хватает — не беда, его можно заменить другим персонажем (получится старая сказка на новый лад) или, например, вылепить вместе с крохой из пластилина (хороший повод заняться творчеством!). Дополните картину самодельными декорациями: теремок или «пряничный домик» из коробки, вырезанные из картона деревья и елки, зеркальце-пруд с пластилиновыми камышами и т.п.

Если сказка не очень знакомая, мама читает текст, а малыш, с помощью маленьких фигурок, разыгрывает на столе представление. В хорошо знакомой сказке распределите роли, и пусть маленький кукловод пробует сам говорить слова своих персонажей. И непременно с правильной интонацией: медведь рычит грубым голосом, а мышка пищит тоненько.

Весело и полезно вспоминать, в каких сказках встречались те или иные персонажи. Например, возьмем фигурку зайчика и будем по очереди с крохой называть знакомые сказки, стихи, мультфильмы о зайцах. А какие есть сказки о лягушке? А паровозик в какой-нибудь сказке или мультфильме встречался?

А вот вам еще одна умная игра. Она называется «Теремок» и хороша для развития речи, фантазии, наблюдательности, учит сравнивать и рассуждать. Строим домик из кубиков, сажаем туда какого-нибудь «киндера» (например, лягушку). Малыш берет другую игрушку (например, львенка), подводит ее к теремку, стучится: «Тук-тук, кто в теремочке живет?» Вы отвечаете: «Я зеленая лягушка. А ты кто?» — «А я — львенок. Пусти меня к себе жить!» — «Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож». Выслушиваете детские ответы (тоже живой, расту, пью водичку, кушаю, у меня два глаза, четыре лапки и т.п.). Условия проживания в теремке могут все время меняться: «Чем ты от меня отличаешься?», «Для чего ты нужен?», «Что ты можешь делать?», «Какой ты?». Такие нехитрые упражнения развивают речь, позволяют крохе раздвинуть границы понимания окружающего мира.

Своими руками

А еще с использованием миниатюрных игрушек можно придумывать настольные игры. Например, рисуем на большом листе бумаги закрученные трассы и ездим по ним машинками. Добавляем на рисунке пешеходные переходы, дорожные знаки — получаем увлекательную и полезную игру. Можно придумать и нарисовать игру-ходилку с фишками и кубиком о приключениях любимых мультяшных героев, фигурки которых есть в вашей коллекции. Тогда сами фигурки будут играть роль фишек.

Малышам наверняка понравится рассортировать имеющиеся фигурки, расставляя их на «свои места». Для этого приготовьте несколько вырезанных из журналов картинок, на которых изображено небо, море, горы, дорога, луг, африканская саванна, домик, космический пейзаж и т.п. Как вариант — нарисуйте картинки вместе с крохой. Теперь высыпаем на стол фигурки и вместе размышляем, где и для кого будет самое подходящее место. В саванну отправим животных жарких стран, по дороге будут ездить машины, в небе летать самолеты, в море — плавать морские животные и корабли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...