воспитание нравственных чувств у дошкольников
консультация (старшая группа)

Николаенко Елена Анатольевна

            Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений, через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, «что такое хорошо» и «что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной слез,  капризов, негативного  отношения к требованиям взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений, через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений, незнание того, «что такое хорошо» и «что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной слез,  капризов, негативного  отношения к требованиям взрослого.

На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность, причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда оно противоречиво.

При правильном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между  людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательнее, более объективными и точными в оценке поведения окружающих.  Они способны уже к дифференциации обобщению этических представлений. Поэтому работа по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической.

Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является частой причиной конфликтов между детьми, что отрицательно влияет на успеваемость в школе.

Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только бы описывалась конфликтная ситуация, а были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, рассказ Н.Носова «Карасик». При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте.  Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него,  что он сделал, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай,  когда он сам обошелся с кем-либо несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку дошкольного возраста трудно: необходимо обладать известной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении, как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других – одна из главных задач на пути формирования у них этических представлений.

Обращение к личному опыту детей  дает возможность выяснить, какие этические понятия им еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении.

При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы понять,  как он относится к тому,  что в данный момент обсуждается.

Выявлению и формированию этических представлений у детей, воспитанию их чувств способствуют и наблюдение за общением детей в процессе деятельности. Внимательны ли дети друг к другу,  когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку и т.д.

Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей.

Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Поэтому так важно привить эти чувства на дошкольном этапе, подготовить детей к школе. Воспитание гуманных чувств находятся в тесной взаимосвязи не только от уровня этических представлений детей, но и от их способности эмоционально реагировать на различные события: радоваться, сопереживать, возмущаться и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитании нравственных чувств у дошкольников"

Эта статья о нравственном воспитании дошкольников....

Статья "Воспитание нравственных чувств у дошкольников"

"Один урок нравственности годен для детстваи в высшей степени важен для всякого возраста - это  не делать никому зла"Жан - Жак РуссоНравственное воспитание, или воспитание нравственности - в...

мастер-класс "Воспитание нравственных чувств у дошкольников через ознакомление с семейными традициями."

Данный материал помогает рассмотреть формы взаимодействия детского сада с  с родителями  в процессе воспитания нравственных чувств у детей.Помогает  воспитателям разработать...

Консультация для родителей "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств у дошкольника"

Данная консультация направляет родителей при выборе тематики по нравственному воспитанию...

ВЛИЯНИЕ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последнее десятилетия в нашей стране произошло много событий в общественной жизни, политике в системе государственного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые: не...