Формы и методы по нравственно-патриотическому воспитанию
консультация

Рябикова Светлана Евгеньевна

Представлены формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ  И МЕТОДЫ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. 

Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада

Результатом внедрения ФГОС в работе с родителями должно стать создание эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослых.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания – воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - процесс сложный и длительный, не может происходить от случая к случаю. Результата можно достичь только систематической работой, и эта работа в основном, происходит как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от образовательной деятельности время.

В последнее время нравственно-патриотическому воспитанию хочется уделять больше внимания. Изучение педагогической литературы, практики работы дошкольных учреждений побудили нас к необходимости исследования темы по патриотическому воспитанию детей.

Работая с детьми по проблемам нравственно-патриотического воспитания можно сделать вывод о том, что у детей недостаточный уровень знания по патриотическому воспитанию.

Основными причинами являются достаточно низкий уровень патриотического сознания родителей, отсутствия понимания необходимости уделять должное внимание этому вопросу со стороны взрослых участвующих в воспитании ребёнка.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным формам относятся:

  • День открытых дверей;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Родительские конференции;
  • «Круглые столы»;
  • Спортивные праздники;
  • Организация совместной деятельности по благоустройству помещения и территории детского сада;
  • Наглядная педагогическая информация.

Нетрадиционные формы:

  • Семейные клубы;
  • «Родительская почта»;
  • «Телефон доверия»;
  • Библиотека игр;
  • Кружок «Очумелые ручки»;
  • Вечера вопросов и ответов;
  • Встречи за круглым столом;
  • Интерактивные игры;
  • Тематические акции.

Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Семья-это целый мир для ребенка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

 Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

 На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.        

 Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка.

Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.

Я  поставила цель – вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия.

Задачи:

- Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей;
- Воспитывать любовь и уважение к своей станице, краю, Родине. Знать  достопримечательности станицы;
- Расширить у детей представление о родной стране, президенте страны, о флаге, гербе, гимне;

- Углубить знания детей о Российской армии, родах войск. Прививать детям любовь к почётной обязанности - защищать Родину.

- Расширить кругозор, внимание, мышление, интерес к происходящим событиям в стране и мире.

- Воспитывать личность гражданина - патриота Родины.

Акцент во взаимодействии с родителями ставится на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках.

Уже стали традицией проведение различных совместных выставок,  в которых активное участие принимают родители совместно с детьми. Сезонные выставки: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Золотые руки мамы»,  «Космонавтом быть хочу, «Поклонимся великим тем годам».  Родители вместе с детьми являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

Замечательной практикой в группе стала организация досуговой деятельности на тему «День Защитника Отечества». Традиционно в преддверии этого праздника в группе проводятся спортивно-развлекательные мероприятия, посвященные нашим папам-солдатам и будущим защитникам Отечества. Дети и родители с удовольствием становятся непосредственными участниками спортивных состязаний «А ну-ка папа», , «Я солдатом стать хочу». », Особое внимание уделяется организации мероприятий, посвященных Дню Победы, так как на этих мероприятиях традиционно присутствуют  ветераны и участники ВОВ.

Такие формы работы позволяют сформировать у детей чувство гордости за свою страну, армию, уважение к ветеранам ВОВ, прививают желание защищать Родину, быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Традиционно ребята принимают активное участие в конкурсах станицы посвященные «Дню Победы»: «Песни огненных лет», «Поэты победы». Родители интересуются результатами конкурсов, успехами своих детей, всегда сопровождают их на конкурс.

С целью расширения у детей полученных знаний, в группе была создана предметно-развивающая среда. Был оборудован уголок по нравственно-патриотическому воспитанию. В этом уголке дети могут свободно, самостоятельно рассматривать пособия: изображения лесов, рек, морей, гор и различных животных, населяющих леса России. Также  ребята могут познакомиться с достопримечательностями нашей станицы, героями и знаменитыми людьми, прославившими ее.

Таким образом, рассматривая весь материал уголка нравственно - патриотического воспитания у детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность, любознательность и желание помочь товарищу. Наряду с этим, ведется систематическая работа по знакомству детей с родной страной, городом. Проводятся целевые прогулки, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Родители совместно с детьми посещают памятники и достопримечательности станицы. Фотографии таких прогулок собраны в альбоме  «Страницы моей станицы».

С удовольствием родители присутствуют и принимают активное участие в мастер-классах проводимых педагогами. «Вечный огонь своими руками», «Готовим и мастерим».

Также проводится акция «Кормушка для печужки». Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники для птиц, а потом развешивают их по территории детского сада. Сколько радости можно увидеть в глазах детей, когда к этим кормушкам прилетают птицы. Еще одна акция проводиться в преддверии празднования Дня Победы «Дерево памяти», родители и дети садят саженцы деревьев  в память об этом дне.

К наглядным формам мы относим создание родительских уголков. Большой интерес вызвали рубрики: «Спрашивали - отвечаем», «Это нужно знать». Изготовлены папки-передвижки «Мой отчий дом, моя семья», фотомонтажи «Из жизни группы», «Маме помогаю».

В группе проводятся конкурсы «Древо моей семьи», «Герб моей семьи», «Девиз моей семьи», победители награждаются почетными грамотами и символическими подарками. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких чувств. Основной целью является воспитание у детей любви к своим родным, семье.

Родителям было предложено рассказать о том, что они, совместно с детьми, изобразили на своих семейных гербах. Все с гордостью рассказывали о своих семьях, о семейных увлечениях, о том, что больше всего ценят в их семье. Воспитательный акцент был направлен на то, что благодаря разработке с детьми семейного герба у молодого поколения будут воспитываться патриотические чувства, появятся знания о геральдике в целом и её особенностях, обогатится словарный запас и будет возможность проявить фантазию, поучаствовать наравне со взрослыми в создании семейной реликвии. Польза такого увлекательного времяпровождения ещё и в глубоком исследовании истории семьи, сборе информации о жизни предков.

У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет создание в группе мини-музей с меняющимися экспозициями, на данном этапе собираем экспозиции «Бабушкина скрыня», «Игрушки наших прадедов», «Вспомним тот трагичный день», «А как с этим обращаться?». Для создания музея принимают активное участие родители, которые делятся предметами старины.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации:

 • Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.

 • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.

 • Дайте представление о работе общественных учреждений.

 • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

 • Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.

• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

  Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное.

Реализация данной системы работы по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участникам жизни группы, верными помощниками педагогов.

Библиографический список использованной литературы:

  1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ. М.: 2010.
  2. Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.:, 2012.
  3. Мохонева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2014.
  4. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. М.:  2011.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ "Проектная деятельность в ДОУ как метод формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Сценарий педагогического совета в ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств, чувств у дошкольников через проектную деятельность. В ходе педсовета воспитатели выступают с презентациями сво...

«Виды проектов. Вариативность использования проектного метода по нравственно – патриотическому воспитанию»

Представление опыта работы. Предлагается статья о видах проектов (педагогические и детские), также дается консультация в подборке материала по теме нравственно-патриотическое воспитание....

Консультация для педагогов Тема: «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании младших дошкольников»

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается  добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовь...

Сценарий педагогического совета «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

laquo;Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». Цель: реализация нравственно-патриотического воспитания дошкольников через проектную деятельнос...

Доклад на тему: «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Доклад  на педагогический час на тему:  «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»...